Мой сайт Среда-Куншкачи, 13.12.2017, 02:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 369

Главная » 2007 » Сентябрь-Таштамков » 24 » ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕНЬ ПАЗНЕ КЕМЕМАСЬ-ЭРЗЯНСКАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ-2
ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕНЬ ПАЗНЕ КЕМЕМАСЬ-ЭРЗЯНСКАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ-2
21:14

ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕНЬ ПАЗНЕ КЕМЕМАСЬ-ЭРЗЯНСКАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ

                                                          

                                               

ассоциируются с Ине лувом, правильным порядком и

соблюдением законов Творца. Поэтому после Озксов Озатя

всегда причащал медьарво и ритуальной брагой сделанными

на основе меда всех пришедших на Озкс.

Яйцо- Яйцо символизирует зарождение , тайну жизни,

символ бессмертия .В нем заключается духовный смысл

тайного роста внутри скорлупы , скрытую идею и помыслы.

Символ мироздания и творения.

Лувкши- ритуальный хлеб, который готовится с молитвами,

его еще называют Шумбракши-хлеб здоровья. В некоторых

случаях он украштвается при выпечке символами.

Пачалксеть, пажалат- Блины имеют форму круга

символизируют своего рода годовой цикл, а так же блины

похожи на солнце, основную звезду влияющую на жизнь на

земле, по этому блины наряду с хлебом являются одним из

главных элементов озкспала.

Каши- каши готовят из пшена, гречки и других круп. Каша

в целом символизирует богатство, сколько в каше зерен

пусть столько будет нового в делах духовных и

материальных благ.

Прякат, сюкорот, панжакат и т.д.- готовятся пироги с

разными начинками скапустой, творогом, рыбой как

открытые так и закрытые, этим самым обществ искренне

преподносит держателям и предкам разнообразную пищу,

благодаря их за благосклонность и за помощь в укладе

хозяйственной деятельности общины.

Жертвенное животное (Озкспалонь ракшат)- Бык,

овечки-ревет,(желательно одномастные), саразт-кур,

галат-гуси, калт-

рыба (щука-нучко, сом-), диких лесных животных в жертву

не приносили потому что их взрастила и вскормила

природная стихия, человек не прикладывал труда в их

взращивании.

 

Цвет так же имеет глубокое философское значение в

эрзянской этнической религии.

Начнем с белого, белый цвет символизирует, чистоту

помыслов, духовную чистоту, символизирует благие желания

и намерения, даже женщины и мужчины прикрывались белыми

холстами, платками в знак скорби, это означало что

родственники умершего желают его душе освободиться от

пут идемевся, и попасть в верхний мир в мир населенный

чистыми душами.
                        

Красный цвет , цвет символизирующий духовное единение,

кровное родство, символ Пазчанго –Святого Духа, Солнца,

символ выражения своего духовного состояния в актах

творения, в национальной вышевке преобладает поэтому

красный цвет.

Черный а также темно-зеленный символизирует Мастораву

–мать землю, мир явленный кристализованной жизни,

телесный мир, так же этим цветом обозначаются границы

миров. В вышевке это отражается в виде бордюр и придания

четкости очертаниям символов.

Сувтамкат- продукты для окуривания при всевозможных

ритуалах.

Используют цяпор тикше-богородскую траву, куз ды пичень

ой- смолу хвойных деревьев, карвопангонь почт-размолотый

сухой мухомор. Нартемкс- все виды полыни. В нынешнее

время используется ладан, благовонные масла, благовонные

палочки.

Кровь-(Верь)-Кровь это жизненая сила, наши предки кровь

закалываемых животных всегда приносили в жертву матери

земле, ведь заколов животное , которое взрастила земля,

необходимо вернуть хоть чпасть силы отданной ей. Так же

символизирует связь поколений.

Земля-мода, это тоже одно из связующих символов с

родиной, с предками. В дорогу ли на общенародный

Раськень озкс, при переезде на новое место жительства

всегда береттся буень-раськень мода, родовая земля с

могил предков, с двора. Обычно она с молитвой собирается

или в мешочек или завязывается в платочек и вешается на

шею. Если погибнешь в чужбине , не кому придать земле

будет прах твой , то родная земля которая у тебя на

груди укроет. Тем более роднаая земля тебя бережет, и у

тебя неразрывная связь с предками, с чачум эле –с

родиной.Давайте познакомимся с молитвой для взятия

родной земли.

                          

Вейсэнь Мааров модань саема Озолма.

 

Я, Инешкипаз, чангодть!!

Масторава- авинем,

Масторкирди- тиринем!

Иля тандат кеднедем,

Иля тандат пильгедем.

Састо нарот лутаса,

Тикшесаннэтнень явсынь,

Чевте модат таргаса,

Пацине потс каяса,

А томбаса, а правтса,

Вейсэнь Маронть лангс кандса.

Масторава –авинем,

Масторкирдий- тиринем!

Кода модань паморькстне

Вейке марс вейсэндявить

Истя эрзянь ломантне

Кадык раськекс пурнавить!

 

Инешки! Паз Чангодть! Инешкипаз Чангодть!

 

Ведь пря –Живая вода( буквально переводится как верх

воды)

 

Для проведения ритуалов, приготовления ритуальной пищи,

используется вода собранная с семи родников, при ее

собирании проводится озкс, специальный ритуал. Эта вода

имеет кроме всего прочего чудодейственную исцеляющую

силу. Давайте познакомимся с этой молитвой и

ритуалом.Озатя проводит маленькие озксы, на каждом

роднике собирает воду, приносит озкспал-канст ввиде

медных монет.

 

Ведьавань Озкс (Ведь пря саема)

 

Инешкипаз! Вере Чипаз!

Чангодть! Паз Чангодть!

Веденьгирди Ведява,

Веденьгирди сияка!

Пек васолдо тон лисят,

Пек васолов тон чудят.

Сиянь покольть тонь кеветь,

Парсей суреть тонь нулкот.

Ламо лезе тон кандат,

Коське кургинеть симдят.

Ормат-тарвот сэредийсте тон панят,

Ойместе-рунгсто сэредькстнень

Тон ведьпринесеть шлят -нардат.

Вана сынь тонеть валдо мельсе,

Сиянь –пижень ярмакке теть

Озкспалнекс- казнекс кедьсем.

Макстая тень эсь ведьприненть,

Энялдомам топавтыка,

Сиянть- пиженть тон саика.

Ведьпринеть лезе кандозо,

Шумбрачи тенек максозо.

Паз Чангодть! Паз Чангодть!

Паз Чангодть! Сюкпря ведява казнеть кисе

 

                          

 

Деревья-чувтот . Тумо-дуб , одно из священных деревьев

символизирует могущество и здоровье, часто моления

проводились под дубом, особенно перед военными походами.

 

Килей-береза, символ чистоты, девичьей красоты, символ

начала лета, проводятся в аштемков(июне_ Килей Озкст.

Яблоня –Умарина, символизирует плодородие, материальное

богатство мудрость тоже Лемзер –черемуха,

пизелкс-рябина. Пекше-липа, так же символизирует

богатство, ведь большие летние сельские моления

проходили именно в период начала цветения липы. Святыми

были дубовые рощи, и пекшень кужо –липовые рощи, именно

в таких местах создавались Репешти –молельные места.

Плохим деревом считается как и у всех евразийцев осина .

 

ЭРИЙ ТОЛ-ЖИВОЙ ОГОНЬ.

Огонь как и вода обладают духовными чудодейственными

силами, свойством сжигать все темное, очищать духовно.

Живой огонь добывается специальным обрядом. Есть даже

праздник Од толонь чи-день нового огня. Давайте

познакомимся с ритуалом творения живого огня.

Озатясь карми тееме эрий тол. Саи кедезензе коське

чевкскеть карми езамо эйсэст , састынькине теть

чевкскетне ушодыть ченгеме. Озатясь ченгема таркатнень

лангс путы коське чевте тикшень паморькс, ды евты истямо

Озолма.

.

 

ЭРИЙ ТОЛОНЬ ОЗОЛМА

 

Инешкипаз, Чангодть!

Толава, парава,

Сырнень тюс азорава!

Састынькине кирвазтя!

Шождинесте сыремтя,

Иля уле пултыцякс,

Иля уле чентицякс,

Ульть миненек лездыцякс,

Толпаргонь ушодыцякс,

Ульт валдонь максыцякс,

Раськень Озксонь

Толбандянь ушодыцякс.

Састо палт! Састо палт!!

Састо палт! Паз, Чангодть!

 

                         

Озатясь сыремтьсы озксушодома штатолонть.

Просмотров: 680 | Добавил: erzyany-rasyke | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Форма входа

» Календарь новостей
«  Сентябрь-Таштамков 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

» Поиск

» Друзья сайта

» Статистика


Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz