Мой сайт Среда-Куншкачи, 23.08.2017, 07:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 369

Главная » 2007 » Сентябрь-Таштамков » 24 » ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕНЬ ПАЗНЕ КЕМЕМАСЬ-ЭРЗЯНСКАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ
ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕНЬ ПАЗНЕ КЕМЕМАСЬ-ЭРЗЯНСКАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ
21:23

В кратце давайте раскроем факты эрзянских этнических


верований. В них признается следуещее.
                      


 корни верований-религий –( Веси пазне


кемематне листь вейкестэ, кода чись веке весемене, истя


пазне кема лувось вейке )


3. Единство человечества –( Веси ломантне, раськетне


листь вейсэнь тетясто ды авасто)


4. Индивидуальный поиск истины-(Эрьва ломанесь соньсь


вешни Инешкипа


1. Единосущность Творца –(Вейке Инешкиниця).


2. Единыезонтень ки, эдь Инешкипазось сонзе казизе


шкинема лувсо.)


5. Равноправие всех людей перед богом-(Инешкипазонтень


минь веси вейкеть-эйдеть, Инешкипазонть арасть урензе,


улить аоре (олячинь) ломанекс.)


6. Единство в многообразии –(Куш минь эрьвась лията,


ансяк минь вейкеть оймень коряс)


7. Сохранение культурного разнообразия народов –(


Ванстамо веси раськетнень сюпавдояк-сюпав культураст ды


коест те пазонь тев)


8. Анималистичность держателей, хозяев стихий-(


Кирдийтне ды Пазне эрить-ашить чова рунгосо Оймеялтсо)


9. Гармония Души, Духа и Матери Природы-( Оймень,


Оймеялтонь, ды Пертьпельксэнть , векетькс-эрявиксчист)


10. Стремление к абсолюту в своей жизни –( Эрямосот свал


бажак улемс Инешкипазонть енов молицякс –шкиницякс)

                                               

МОЛЕНИЯ, КУЛЬТЫ, ЖРЕЦЫ, СИМВОЛЫ И МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ


РИТУАЛОВ КУЛЬТОВ.-ОЗКСТ, КОЙТЬ-ИЛАТ, ОЗКСВЕТИЙТЬ ДЫ


ОЗКСОНЬ ЮТАВТОМА ТАРКАТ.


По эрзянски молиться –озномс, озолма-молитва,


Озкс-моление. Это слово образовалось от глагола азомс,


азондомс –посвящать чему -либо, аналог слова культ


пришедшего к нам из латинского языка.


Смысл моления –Озкса, духовная беседа общества,


индивидуума, с Творцом, его держателями. Кроме Озолмат


(молитв) есть еще Пазморот –Гимны Богу,


койморот-ритуальные песнопения. Которые пелись во время


проведения обрядов и ритуалов. В музыкальном


сопровождении или без такового. Инструменты


использующиеся в ритуалах это Торама (Дорама) – труба ,


нудей-свирель, чавома-бубен, пувамо-волынка,


кайга-скрипка, элекайга-гусли,варган-губной резонатор и


т.д. Считается что музыкальное сопровождение усиливает


силу молитвы, гимна. Ливамо, лемень кундамо,-


поминовение предков. Озксы бывают


домашние(Кудонь-кардонь озкст), Сельские – Велень озкст,


всенародные –Раськень Озкст, (Мааронь Озкст). Большое


место занимают Ковкерьксэнь цислань-эрьгань озкст -


–календарно обрядовые моления.


Кудонь-кардонь Озксы обычно проводил Покштя ( самый


старший член семьи). Другие Озксы проводили знающие


хранящие обряды и законы (коеньсодыйть, коеньванстыйть)


члены общины, знания которым передавались из уст в уста,


здесь отметим то что они не всегда были членами одного


рода. По эрзянски они назывались Озатя, -жрец,


Озава-Сырьжа-жрица. Жрецы не оторваны целиком от


повседневной жизни общины, то есть ими выполняется


практически та же хозяйственно-бытовая деятельность что


и всеми членами общины. Озати, Сырьжи – этот статус


очень почетен и объязателен, кроме проведения


 

 

богослужений, жрецы благословляли, свадьбы, похоронные


процессии, участвовали в имянаречении, проводили


защитные обряды при подготовке войска в поход, проводили


обряды инициации(посвящение) в мужчины –юношей, девушек


в женщины, в воины, их слово было веским при разрешении


споров, конфликтов в общине, а так же в выборе Инязора,


Чиньазора (князей) и веленьпрявтов, (старейшин села) то


есть участвуют в политической жизни общины. Жрецы свято


хранили ритуальные предметы для богослужений общины (


Пазонь штатол –свечи, яндавы –подсвечники, пазнардамот-


рушники, торот-ритуальных ножей, парей –кадок,


казанов-котлов для приготовления жертвенного обеда,


тешкслазт- письменной информации ( у эрзян было


идеомографическая письменность и свой счет , чем то


напоминавший римский счет). Так же им вменялось


подготовка помощников для проведения ритуалов (


ямоньпидийть- готовящих жертвенный суп, пуреньпидийть-


готовящих ритуальный напиток пуре, буканьветийть-


ведущих жертвенных животных, озкспалонь пурныйть,


сборщиков жертвоприношений и других) . Жрецы являются


духовными наставниками и целителями общины, третейскими


судьями. Хранителями законов бытия, связующим звеном как


общины так и индивидума с Ине Лувом, с Инешкипазом, С


Покштят-Сэрьдят-предками . Жрецы отличались в своих


одеждах от остальной части общины, одежда готовилась


специально с соблюдением определенных законов, богато


была вышита символами, и украшена предметами силы. Чем


то напоминало одежду шаманов, в принципе эрзянские


жрецы, шаманы по сути одно и тоже. Не надо забывать о


том что у эрзян сильно развита Магия, были специалисты в


этой области которых можно поставить в один ряд . Само


слово Магия в переводе означает Творчество.То что в


повседневной жизни эрзянские духовники , были на тех же


условиях (земледельцы, охотники, ремесленники и т. далее


, и давало повод путешественникам старины глубокой


говорить и писать о том что у эрзян не было якобы


жреческого культа, что не соответствует


действительности)


Давайте познокомимся с двумя основными молитвами


эрзянской религии которые всегда произносятся на


общинных молениях озксах.


ИНЕ ОЗОЛМА –ГЛАВНАЯ МОЛИТВА


!


 


 


Символика. По философии эрзянской этнической религии.


Эрзянь раскенть оймеежомарямочинь философиясонть, кода


лия ламораськетнень кезерень истямо содамочитнесэ.


Инешкипазось ды кирдийтне эзть артневе, керсеве, ды


лепаво а севоньс, а коцтс, а чувтос мезес. Эдь


Инешкипазось те веси мезесь ули кода Ушолксонть, истя


пертьпельксэнть, ды нама сонзе кода артасак. Секскак


Инешкипазось, кирдийтне артовильть тешкс вельде.


В древней эрзянской философии как и в философиях многих


древних народов, есть одно не оспаримое понятие. Творца,


духов помощников невозможно не нарисовать, не вылепить


не вырезать, как изобразишь то что невозможно, ведь все


видимое и не видимое это и есть часть творца . Поэтому


Творец, и все духовные понятия изображались в виде


символов. Для того что бы понять смысл тех


символов орнаментов эрзян дошедших благодаря


археологическим


 


находкам, национальной вышивке необходимо заглянуть в


мировую сокровищницу духовного наследия цивилизации


особенно до так называемой новой эры. Поэтому


постараемся познакомиться с общими принципами создания


символов.

Просмотров: 671 | Добавил: erzyany-rasyke | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Форма входа

» Календарь новостей
«  Сентябрь-Таштамков 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

» Поиск

» Друзья сайта

» Статистика


Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz