МОЛЕНИЯ, КУЛЬТЫ, ЖРЕЦЫ, СИМВОЛЫ И МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ
РИТУАЛОВ КУЛЬТОВ.-ОЗКСТ, КОЙТЬ-ИЛАТ, ОЗКСВЕТИЙТЬ ДЫ
ОЗКСОНЬ ЮТАВТОМА ТАРКАТ.
По эрзянски молиться –озномс, озолма-молитва,
Озкс-моление. Это слово образовалось от глагола азомс,
азондомс –посвящать чему -либо, аналог слова культ
пришедшего к нам из латинского языка.
Смысл моления –Озкса, духовная беседа общества,
индивидуума, с Творцом, его держателями. Кроме Озолмат
(молитв) есть еще Пазморот –Гимны Богу,
койморот-ритуальные песнопения. Которые пелись во время
проведения обрядов и ритуалов. В музыкальном
сопровождении или без такового. Инструменты
использующиеся в ритуалах это Торама (Дорама) – труба ,
нудей-свирель, чавома-бубен, пувамо-волынка,
кайга-скрипка, элекайга-гусли,варган-губной резонатор и
т.д. Считается что музыкальное сопровождение усиливает
силу молитвы, гимна. Ливамо, лемень кундамо,-
поминовение предков. Озксы бывают
домашние(Кудонь-кардонь озкст), Сельские – Велень озкст,
всенародные –Раськень Озкст, (Мааронь Озкст). Большое
место занимают Ковкерьксэнь цислань-эрьгань озкст -
–календарно обрядовые моления.
Кудонь-кардонь Озксы обычно проводил Покштя ( самый
старший член семьи). Другие Озксы проводили знающие
хранящие обряды и законы (коеньсодыйть, коеньванстыйть)
члены общины, знания которым передавались из уст в уста,
здесь отметим то что они не всегда были членами одного
рода. По эрзянски они назывались Озатя, -жрец,
Озава-Сырьжа-жрица. Жрецы не оторваны целиком от
повседневной жизни общины, то есть ими выполняется
практически та же хозяйственно-бытовая деятельность что
и всеми членами общины. Озати, Сырьжи – этот статус
очень почетен и объязателен, кроме проведения
богослужений, жрецы благословляли, свадьбы, похоронные
процессии, участвовали в имянаречении, проводили
защитные обряды при подготовке войска в поход, проводили
обряды инициации(посвящение) в мужчины –юношей, девушек
в женщины, в воины, их слово было веским при разрешении
споров, конфликтов в общине, а так же в выборе Инязора,
Чиньазора (князей) и веленьпрявтов, (старейшин села) то
есть участвуют в политической жизни общины. Жрецы свято
хранили ритуальные предметы для богослужений общины (
Пазонь штатол –свечи, яндавы –подсвечники, пазнардамот-
рушники, торот-ритуальных ножей, парей –кадок,
казанов-котлов для приготовления жертвенного обеда,
тешкслазт- письменной информации ( у эрзян было
идеомографическая письменность и свой счет , чем то
напоминавший римский счет). Так же им вменялось
подготовка помощников для проведения ритуалов (
ямоньпидийть- готовящих жертвенный суп, пуреньпидийть-
готовящих ритуальный напиток пуре, буканьветийть-
ведущих жертвенных животных, озкспалонь пурныйть,
сборщиков жертвоприношений и других) . Жрецы являются
духовными наставниками и целителями общины, третейскими
судьями. Хранителями законов бытия, связующим звеном как
общины так и индивидума с Ине Лувом, с Инешкипазом, С
Покштят-Сэрьдят-предками . Жрецы отличались в своих
одеждах от остальной части общины, одежда готовилась
специально с соблюдением определенных законов, богато
была вышита символами, и украшена предметами силы. Чем
то напоминало одежду шаманов, в принципе эрзянские
жрецы, шаманы по сути одно и тоже. Не надо забывать о
том что у эрзян сильно развита Магия, были специалисты в
этой области которых можно поставить в один ряд . Само
слово Магия в переводе означает Творчество.То что в
повседневной жизни эрзянские духовники , были на тех же
условиях (земледельцы, охотники, ремесленники и т. далее
, и давало повод путешественникам старины глубокой
говорить и писать о том что у эрзян не было якобы
жреческого культа, что не соответствует
действительности)
Давайте познокомимся с двумя основными молитвами
эрзянской религии которые всегда произносятся на
общинных молениях озксах.
ИНЕ ОЗОЛМА –ГЛАВНАЯ МОЛИТВА
!
Символика. По философии эрзянской этнической религии.
Эрзянь раскенть оймеежомарямочинь философиясонть, кода
лия ламораськетнень кезерень истямо содамочитнесэ.
Инешкипазось ды кирдийтне эзть артневе, керсеве, ды
лепаво а севоньс, а коцтс, а чувтос мезес. Эдь
Инешкипазось те веси мезесь ули кода Ушолксонть, истя
пертьпельксэнть, ды нама сонзе кода артасак. Секскак
Инешкипазось, кирдийтне артовильть тешкс вельде.
В древней эрзянской философии как и в философиях многих
древних народов, есть одно не оспаримое понятие. Творца,
духов помощников невозможно не нарисовать, не вылепить
не вырезать, как изобразишь то что невозможно, ведь все
видимое и не видимое это и есть часть творца . Поэтому
Творец, и все духовные понятия изображались в виде
символов. Для того что бы понять смысл тех
символов орнаментов эрзян дошедших благодаря
археологическим
находкам, национальной вышивке необходимо заглянуть в
мировую сокровищницу духовного наследия цивилизации
особенно до так называемой новой эры. Поэтому
постараемся познакомиться с общими принципами создания
символов.