Мой сайт Пятница-Сюконьчи, 20.10.2017, 11:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 369

Главная » 2007 » Сентябрь-Таштамков » 24 » ЭРЗЯНСКАЯ И МОКШАНСКАЯ НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА
ЭРЗЯНСКАЯ И МОКШАНСКАЯ НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА
22:40
 
10:24
НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА

В. Максимов "Больной муж", 1881 г.В обширном мещерском крае на
протяжении мно-гих столетий не было ни врачей, ни больниц.
Лече-нием людей, страдающих разного рода недугами, за-нимались
знахари да мо-нахи в монастырях, ви-девшие в этом деле свой
нравственный долг.
Раны, увечья, ушибы и вывихи исправляли и за-лечивали
костоправы, ро-дами ведали повитухи, у которых имелся
опреде-ленный опыт, накоплен-

ный за многие столетия и передававшийся друг другу поколениями
народных лекарей.
Врачи отсутствовали не только в этом диком краю, но и в центральной
части русского государства, и даже в столице. Вот что отметил
французский наёмник Жак Маржерет, проведший несколько лет в Московии
в самом начале XVII века (1600-1610 гг.) : "Они не знают, что такое
врач, разве только император и некоторые главные вельможи. Они даже
считают нечистым многое из того, что используется в медицине, среди
прочего неохотно принимают пилюли; что касается промывательных
средств, то они их ненавидят, как и мускус, цибет и тому подобное.
Но если простолюдины заболевают, они берут обычно водки на хороший
глоток и засыпают туда заряд аркебузного пороха или же головку
толчёного чеснока, размешивают это, выпивают и тотчас идут в
парильню, столь жаркую, что почти невозможно вытерпеть, и остаются
там, пока не попотеют час или два, и так поступают при всякой
болезни."
О самых простых способах лечения, практиковавшихся в России,
свидетельству-ет и Адам Олеарий, немецкий учёный, побывавший здесь в
1634 году : "В Рос-сии вообще народ здоровый и долговечный.
Недомогает он редко, и если при-ходится кому слечь в постель, то
среди простого народа лучшими лекарства-ми, даже в случае лихорадки
с жаром, являются водка и чеснок." Подобное от-ношение к медицине,
конечно же, было и в мещерском крае, методы лечения то-же были
похожими.
При отсутствии какого бы то ни было намёка на медиков, полнейшую
антисани-тарию и множество эпидемий большинство детей умирало в
самом раннем воз-расте, но закон естественного отбора приводил к
тому, что выживали самые здоровые, которые тоже давали здоровое
поколение. Адам Олеарий : "... я с удивлением увидел, как русские и
финские мальчишки лет 8-ми, 9-ти или 10-ти, в тонких простых
холщовых кафтанах, босоногие, точно гуси, с полчаса ходили и стояли
на снегу, как будто не замечая нестерпимого мороза."
Это же подтверждает ещё одно наблюдение Ж. Маржерета, касающееся
здо-ровья россиян : "Среди них много людей пожилых, 80-, 100- либо
120-летних. Только в этом возрасте они подвержены болезням."
Эти же физические качества относятся и непосредственно к мордве.
Известный казанский антрополог Н. М. Малиев (1878) констатировал,
что мордва известна своим физическим дородством и отличается от
других племен физического про-исхождения крепостью телосложения :
«Мордовские волости представляют рек-рут, принимаемых без браковки,
и при смешанном населении мордва идут вза-мен русских и в
особенности чуваш. Многие из мордовских новобранцев по свое-му росту
и крепости телосложения зачисляются в гвардию. Между мордвою
встречаются 100-летние старики, еще полностью бодрые, что в
состоянии работать легкую работу. «Ещё двое лаптей в день сплетёт»,
— с гордостью говорят о них односельчане».

Исследователь быта мордвы В. Н. Майнов (1883) тоже приводит немало
свиде-тельств о мокшанских и эрзянских долгожителях : «В 16
различных пунктах мы отмечали 22 старика и старуху по 80 слишком
лет, 11 лиц обоего пола, достиг-ших 90 лет, и 4 лица, заведомо
имевших более 100 лет от роду, причём одному старику было 122 года».

О хорошем физическом здоровье мордвы писал и П. И.
Мельников-Печёрский : «... по большей части народ крупный, здоровый,
с открытым и чистым лицом, смелым взглядом, со свободными и
непринужденными движениями …». Любо-пытно в этой связи чувашское
благопожелание : поглаживая ребенка, приговари-вают, чтобы он вырос
здоровым и высоким, как мордвин.

Мокшанская семья. 1887 г.
Несмотря на высокую смертность, численность населения увеличивалась.
Объ-ясняется это высокой рождаемостью — за время существования семьи
в ней рождалось от 5 до 10-15 детей (по десятой ревизии населения
(1857 г.) в Анаев-ской, Ачадовской и Зарубкинской волостях в среднем
семья состояла из 9 человек).

Несомненно, что в формировании физического типа мордвы немаловажную
роль играли народные средства укрепления здоровья детей. В
повседневной жизни укрепление физических качеств связывалось с
созданием здорового бы-та детства. Сюда входили способы ухода,
гигиены, питания. Важнейшим усло-вием воспитания здорового ребенка
является четкий распорядок жизни. Счита-лось необходимым приучить
его к строго чередующемуся приёму пищи, сна, от-дыха, бодрствования.
С детства старались привить те привычки и навыки, ко-торые играли
существенную роль в укреплении здоровья и повышении
жизне-деятельности. Огромное значение придавалось сну малыша.
Распространено мнение, что ребенок растет во сне, поэтому полагалось
предоставить возмож-ность спать младенцу в любое время суток.
Остерегались укладывать его лишь в период захода солнца. По поверью,
сон будет неспокойным из-за кошмарных сновидений, ребенок начнет
путать день и ночь, проснётся с головной болью. Детей старшего
возраста поднимали спозаранку, чтобы они вместе со взрослыми
позавтракали и занялись своими обязанностями. Ребенка, да и вообще
спящего человека старались разбудить очень осторожно. Многие народы
считали, что во время сна душа покидает тело, и если человека
разбудить внезапным окриком, то душа не успеет возвратиться, и он
может умереть.

Основополагающим фактором, влияющим на развитие и здоровье детей,
счита-ется обеспечение их сытным и разнообразным питанием (хотя в
реальной жизни в большинстве семей это было трудно выполнить ...). В
этом видели ис-точник силы и здоровья. Этот народный взгляд ярко
выражен в пословицах : «Мезе каят пекозт — ся ляды векозт» («Что
съешь (буквально : вольешь в живот), то останется на всю жизнь»);
«Кода ярхцай — стане касы, стаж ули» («Как ест — так растет, таким
будет», «Кто сытно ест, тот не мерзнет», «Как ест, так и работает»).
В связи с этим небезынтересным представляется обычай найма работника
: прежде чем нанять человека, его обильно угощали. В зависи-мости от
его аппетита, как и сколько ест, решался вопрос: принять или
отказать.

Ф. Журавлёв "Знахарка", около 1870 г.При полном отсутствиии
медиков и лекарств лече-ние должно было прово-дится теми, кто
был тер-пелив и сострадателен к своим соплеменникам, хо-тел и
мог заниматься ими в случаях болезней, прак-тикуя народную
меди-цину — те, кто получил звание народных лекарей.
Внимательные и наблю-дательные, они накапли-вали в своей
памяти и практике знания о дейст-виях различные трав,
рас-тений, деревьев, пищевых

продуктов, использовали их и в свою очередь передавали следующим
поколени-ям лекарей.

У мордовского народа в течение многих веков также сформировались
свои спе-цифические приёмы и методы народной медицины. Ещё П. С.
Паллас, изучав-ший в 1766 г. мордву-эрзю по реке Пьяне и
мордву-мокшу д. Шадым Пензен-ской губернии, отмечал, что мордва в
лекарство употребляет травы. Е. Зяблов-ский в «Землеописании
Российской империи» (1810) писал : «Мордва немало знают годных трав
в лекарство и для крашения, и у всякого из них висит в сенях то та,
то другая трава».

ТРАВЫ. Современные учёные-этнографы отмечают, что мордва для лечения
использовала (и порой использует и в наше время) более 150 видов
трав. Повсе-местно применяются около 90 видов. Одно и то же растение
может использо-ваться при разных болезнях, но дозировка, способы и
методы могут быть неоди-наковы. К таковым относятся береза белая,
душица, калина обыкновенная, кра-пива двудомная, лопух, подорожник,
ромашка, тысячелистник и др.

ПОЧКИ БЕРЁЗЫ, БЕРЁЗОВЫЙ СОК, БЕРЁЗОВЫЕ ЛИСТЬЯ. Настой и нас-тойку из
листьев и почек березы бородавчатой, березовый сок мордва применя-ют
при воспалении легких. Настойку получают путем настаивания на водке
в течение 7-12 дней. Отвар листьев употребляли внутрь при простуде,
кашле, парили ноги в березовых листьях. Кроме того, отвар листьев и
почек березы применяли для выведения остриц. Готовили отвар таким
обра-зом: 2 столовые ложки почек заливали 2 стаканами воды и
кипятили 15 минут, настаивали и пили 3 раза в день по одной столовой
ложке. Отваром свежих листьев мыли голову от перхоти. Березовый
деготь применялся как дезинфи-цирующее средство при лечении кожных
заболеваний (повсемест-но). Березовый уголь в растолченном виде
употребляли внутрь при поносе. Настой из берёзовых листьев пили
также при заболевании печени.

ДУШИЦА ОБЫКНОВЕННАЯ. Широко применяется душица обыкновенная.
Цветущую часть травы заваривают и пьют вместо ароматного чая в
качестве мо-чегонного, потогонного, аппетитного,
противовоспали-тельного, успокаивающего средства, улучшающего работу
кишеч-ника. Об одном из способов употребления мордвой душицы писал
П. С. Паллас: «... душицу трут в порошок и присыпают к болячкам у
детей».

КРАПИВА. Крапиву двудомную мордва использует как лекарственное
средство при ревматизме сердца : запаривают корни крапивы,
процеживают и пьют 4 раза в день. При внутренних кровотечениях пьют
отвар крапивы : сто-ловую ложку заваривают кипятком, кипятят 2-3
минуты и в остывшем виде при-нимают по полстакана три раза в день.
От ломоты ног, суставов из-давна пользовались таким средством :
парили ноги в отваре крапивы. Через не-сколько таких процедур
становилось легче. Для лечения ревматизма также применяли майскую
крапиву : кипятили воду и в кадушке запаривали крапиву. Заболевшего
погружали в эту массу на 20-30 минут. Нередко заваривали крапиву
жгучую и лопух. Траву закладывали в равных количествах (по полведра)
в боль-шую ёмкость, кипятили 10 минут, настаивали, выливали в ванну,
разбавляли тёплой водой и погружались на 15-20 минут. Необходимо не
менее 10 процедур, которые лучше проводить в бане.

При кожных сыпях смазывали кожу соком крапивы или парились ею в
бане; крапиву тоже применяли при ревматизме, радикулите; отвар
листьев применяют как мочегонное средство: щепотку заваривают
ста-каном кипятка и пьют несколько раз в день по полстакана.

По наблюдению, сибирская крапива жгучее, чем в средней полосе
России. При-меняют её при кожных сыпях, головных болях, для роста
во-лос. С этой целью в бане парятся крапивным веником, а оставшейся
настойкой ополаскиваются после мытья. Крапива хорошо помогает и при
ломоте сус-тавов. В бане распаренным крапивным веником растирают
больные места, обмывают мочой. Используют ее и как лекарственное
средство при ревма-тизме сердца : запаривают корни крапивы,
процеживают и пьют 4 раза в день. При внутренних кровотечениях также
пьют отвар крапивы : столовую ложку травы заваривают кипятком,
кипятят 2-3 мин. и в остывшем виде принимают по полстакана три раза
в день.

НАБОР ТРАВ. При простуде больного парили веником, смешанным из
не-скольких лекарственных трав — душицы, зверобоя, мяты, березы,
дуба, затем поили чаем из крепкого отвара душицы с медом.

ГРИБЫ. Наряду с растительными средствами знахари часто применяли
грибы, например, чагу, губку бодягу (накладывали на синяки,
возникавшие при по-боях или ушибах)

ЛУК. Практически повсеместно используют от насморка лук. При
простуде его едят, обкладывают переносье печеным луком.

При кашле лук репчатый крошат, толкут, размешивают с мёдом и доводят
до кипения, медленно глотают и потом хорошо укрывают горло. Или же
молоко ки-пятят с луком и тоже пьют при кашле, простуде.

СОСНА, СОСНОВЫЕ ПОЧКИ. В наборе средств народной медицины мордвы
нашла свое место сосна обыкновенная — при бронхите, бронхиальной
астме, воспалении легких и туберкулезе. Рецепт изготовления снадобья
из нее известен издавна. Чугун наполняют доверху сосновыми почка-ми,
собранными в апреле-мае. Затем его заливают крепко подслащённой
водой, кипятят на огне не менее 4-5 часов и ставят в горячую печь
для настаивания. После процеживания оставляют на сутки. Полученную
желеобразную массу пьют с горячим чаем.

Простудные заболевания, грипп лечат также с использованием сос-новых
почек, собранных весной : 1 литр их засыпают в ведро крутого
кипятка, настаивают, процеживают и выливают в емкость. Разбавляя
жидкость теплой водой, погружают в нее больного по плечи, постепенно
подливая горячей воды. Эту процедуру проводят обычно в жарко
натопленной бане.

При радикулите и ревматизме мордва использует ванны, приготов-ленные
из отвара сосновых веток и почек.

СОСНОВАЯ СМОЛА. Загустевшую смолу жуют для устранения запаха изо
рта, кладут на больной зуб.

Эффективным при кашле считается отвар из сосновых почек : горсть
почек за-сыпают в чайник, кипятят 10 минут, дают 30 минут
настояться; пьют в горячем виде 4-5 раз по полстакана в день, иногда
вместе с медом.

Тысячелетиями наблюдая и познавая природу, экспериментируя методом
проб и ошибок, человек по крупицам накапливал знания о различных
свойствах расте-ний, об их удивительной способности излечивать
практически все болезни.

ПУХ РАСТЕНИЙ. Летом набирали с растений пух с коробочками,
размешивали с маслом и втирали в кожу от прыщей, сыпи. Постепенно
кожа становилась чистой. Кроме масла, в лечебных целях
использовалась и сметана : чесотку лечили, высекая перед ранами
огонь из кремня или намазывали серой с кислой сметаной.

ПРОДУКТЫ ПЧЕЛОВОДСТВА. При лечении простудных заболева-ний очень
широко использовались продукты пчеловодства. На больной участок
сажали пчёл, укусы которых помогали излечиваться от ломоты суставов,
ревматизма, радикулита. Лечение катаракты : проводится ме-дом,
растворенным в воде. Берется склянка, где разводится 3/4 части меда
и 1/4 часть дистиллированной или кипяченой воды. Перемешивается.
Капать 2-3 кап-ли в глаза по три раза в день. Практика показала, что
через три месяца катаракта глаз исчезнет.

МОЛОКО, МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ. Замечательным лечебным средством у мордвы
считались молоко, масло, простокваша, творог, сметана. Горячее
молоко пили при простудных заболеваниях и отравлениях. Мордва при
сильном шелушении кожи накрывала лицо теплой пленкой топленого
молока. Гнойнички, коросты, ожоги для смягчения и эластичности кожи
повсеместно смазывали сметаной и топленым маслом. Говяжий, свиной,
гусиный, куриный, ежовый, барсучий жиры — это целая лечебница. При
про-студных заболеваниях пили с молоком растопленные гусиный,
медве-жий, свиной, ежовый жиры.

Молочные продукты широко использовались как целебное и
общеукреп-ляющее средство. Кроме того, его повсеместно применяли при
пище-вых отравлениях, исхудании.

Использовались лечебные свойства и молока. Вот каким методом
пытались ле-чить желудочно-кишечные (раковые) опухолевые
заболе-вания. Для этого необходимы молоко, креолин и, конечно,
терпение : в пер-вый день в сто граммов молока влить одну каплю
креолина, во второй — две, и так до седьмого дня, прибавляя каждый
день по капле, и принимать таким об-разом по три раза после еды.
Затем сделать на три дня перерыв, после чего все повторить в
обратном порядке : в первый день в сто граммов молока влить семь
капель креолина, во второй — шесть и т. д. Затем необходимо сделать
на десять дней перерыв и снова цикл повторить два раза. То есть на
это уйдет полтора ме-сяца. Считается, что это средство помогает
разрушать раковые клетки.

При простуде в кипяченое молоко добавляли мед, масло и давали пить
боль-ному или оставляли его дышать над горячим молочным паром. Через
некоторое время больному становилось лучше. Делали и компрессы из
молока. Молоко ки-пятили, затем давали ему немного остыть, мочили в
нем марлю и накладывали компресс на горло, грудь больного.

Применяют молоко в сочетании с другими компонентами. При воспалении
горла нагревают свежее молоко, но до кипения не доводят, затем
добавляют свежее сливочное масло и три сырых яйца. Масса
размешивается при подогреве, но необходимо проследить, чтобы яйца не
сварились. Такую массу, подогревая, следует пить три дня. Через
несколько таких процедур обычно наступает замет-ное улучшение.

Для отбеливания кожи и выведения веснушек мордва исполь-зуют
простоквашу, накладывая ее на лицо, шею, руки. Опрелости на коже
хорошо протирать кислым молоком, желательно комнатной температуры.
При перхоти хорошо делать маски на голову: простоквашу немного
подогревают и в бане накладывают на волосы. Повязывают платок, а
лучше клеенку, а сверху платок. После того, как попарятся, моют
волосы. От этого они блестят, а перхоть со временем исчезнет.

КИСЛОЕ МОЛОКО. Если гноились глаза, подогревали кислое молоко,
мочили в нем марлю и накладывали на глаза, а сверху покрывали теплым
поло-тенцем и аккуратно прижимали им марлю к глазам. Сверху
накрывали ещё од-ним тёплым полотенцем. Все это выдерживалось до 15
минут. Предпочитали делать эту процедуру на тёплой печке, где
больной оставался на ночь. Нередко просто промывали глаза тёплой
простоквашей.

МОЛОКО, ЧЕСНОК. Мордовские крестьяне в прошлом при глистах и для
промывания ран три растолченные зубчика чеснока смешивали с молоком
и пили. Повсеместно молоко считается целебным при туберкулезе и
других легочных заболеваниях.

БАРСУЧЬЕ САЛО. При воспалении легких пьют разогретое барсучье сало,
им же натирают грудь и спину. От этого же заболевания применяют и
ежо-вое сало.

БАРСУЧИЙ И МЕДВЕЖИЙ ЖИР. ЕЖОВОЕ САЛО. При туберкулезе, бронхитах,
пневмонии, астме применяют барсучий и медвежий жи-ры, ежовое сало.

СВИНОЕ САЛО. При туберкулезе же, пневмонии, бронхитах и бронхиальной
астме тело больного, особенно грудь и бока, растирают свиным салом.
Трещины на пятках на ночь смазывают свиным салом и завязывают
тряпочками. Ноги предварительно распаривают.

СЛИВОЧНОЕ И ТОПЛЁНОЕ МАСЛО. Использовалось в народной медицине
сливочное и топленое масло. Повсеместно при лечении туберкулеза на
первом месте стояло усиленное калорийное питание, в том числе
рекомендо-валось больше употреблять сливочного масла. Его
использовали и как основу для приготовления различных мазей и
смесей. При простуде, ангине расти-рали грудь, горло растопленным
маслом (горячим), потом больного тепло укры-вали и поили чаем.
Разогретое масло с нарезанными и размятыми кусочками репчатого лука
пили при сильном кашле, ангине.

ЛЕСНЫЕ МУРАВЬИ. Широкое распространение в народной медицине нашли
лечебные средства, приготовленные из лесных муравьев. При простуде и
ревматизме принимали муравьиные ванны : в бочке или чугуне
заваривали принесенный муравейник, иногда с пихтовыми ветками, и
сидели в этом отваре 20-30 минут. Нередко больные конечности
засовывали непосредственно в мура-вейник, где они подвергались
укусам насекомых, или же брали бутылку водки и опускали туда
муравьев, в темном месте настаивали несколько недель; другой способ
: в пустую бутылку засыпали чайную ложку сахарного песка и ставили в
муравейник. После заполнения ее муравьями содержимое высыпали в
керами-ческий горшок и ставили в горячую печь. Через 12 часов
вынимали и получен-ным таким образом муравьиным спиртом натирали
больные места.

ШКУРКИ ЖИВОТНЫХ. Шкурки многих животных использовались в
эмпири-ческой хирургии. Змеиная кожица, сбрасываемая во время
линьки, служила средством для удаления плотно сидящих (не
поддающихся извлечению) повер-хностных инородных тел в конъюнктиве и
роговице. Если попала соринка в глаз, применяют выползину ужа. Берут
небольшую ее частичку и осторожно вставляют в глаз.

Всего учёными зафиксировано применение более 100 целебных средств
живот-ного происхождения.

БАНЯ. другие физиотерапевтические средства и методы ле-чения.
Издревле мордве известны целительные свойства водных процедур, бани,
ванн, компрессов, растираний с различными настойками, отварами. У
всех родственных народов баня почиталась как лучшая лечебница,
укрепитель-ница здорового духа. В бане происходили роды, здесь
правили мышцы, выви-хи, лечили радикулиты, бодрили чахлых детей,
излечивали разного рода дерматиты и т. д. При гриппе, сопутствующем
ему кашле, а также при всех простудных заболеваниях, равно и при
некоторых других ин-фекционных заболеваниях, баня занимает до сих
пор одно из главных средств лечения. Единственным противопоказанием
для лечения в ней была высокая температура больного. Целебное
действие тепла, массажа березовым веником подкреплялось применением
компрессов, ванн, ингаляций, растираний из отваров лекарственных
трав. При кашле, насморке на каменку лили настой мяты, пихтовой
хвои, тимьяна ползучего и дышали поднимающимся паром. Си-бирская
мордва при ломоте в суставах, мышечных болях пари-лась вениками из
пихты, на больные места накладывали компрессы из распа-ренных в
кипятке тысячелистника, мокрицы, моха.

Лечение в бане было распространено у мордвы повсеместно. Основу его
состав-ляли действия, направленные на «выпаривание» болезни; вместе
с тем оно име-ло вид магического обряда, которому предшествовал
процесс подготовки самой бани и необходимых для этого средств :
воды, камней, веника. Вот как проводи-лось лечение детей : «Воду
приносили из трех источников, веник готовился из трёх берез (для
девочки), дубов (для мальчика), камни собирали из трёх бань. Прежде
чем начать лечение, знахарка готовила воду для пара. Для этого в
ём-кость с водой опускали принесенные камни, предварительно их
накалив и прочи-тав над ними молитву. Затем она поднимала на полати
ребенка и парила его, а мать поддавала пару. Всю эту процедуру
повторяли три раза, меняя веники. После совершения обряда, баню
тщательно закрывали, чтобы болезнь не верну-лась к ребенку».

Кроме бани, для лечения мордовский народ использовал и печь. Вот как
описы-вается такое лечение в Самарском уезде : «Лечение проводили
при худосочии де-тей (по народному «собачья старость»). Для этого
ребенка сажали на деревян-ную лопату и совали в печь, как только из
нее вынут хлеб. Одна женщина с ули-цы спрашивала в окно ту, которая
держит лопату : «Что перепекаешь ?» — «Собачью старость». —
«Перепекай лучше, чтобы её не было !». Разговор пов-торялся три
раза, и три раза сажали ребенка в печь».

В некоторых мордовских селах, в безлесных районах, лечились в печи и
взрос-л

ЭРЗЯНСКАЯ И МОКШАНСКАЯ НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА

ые. Для этого ее слегка топили соломой или щепой, выгребали
золу, внутрь сте-лили солому и брызгали на стены для образования
пара. Пропаривались, сидя на соломе в жаркой печи. «Если
простудишься, то после печного пара хлебнёшь чаю с малиной или
медом, болезнь как рукой снимет», — говорили в народе.

Такими процедурами достигалось рассасывающее, смягчающее действие.
Веду-щим лечебным началом считалось влияние теплом.

Мордва при лечении некоторых болезней использовала веру в могущество
при-роды — приходила к одиноко растущим деревьям и проводила около
них моле-ния.
По книгам Ж. Маржерет "Состояние Российской Империи
и Великого Княжества Московии" (1610), "Зубова Поляна",
энциклопедия "Мордовия" и материалам Л. Никоновой

Просмотров: 791 | Добавил: erzyany-rasyke | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Форма входа

» Календарь новостей
«  Сентябрь-Таштамков 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

» Поиск

» Друзья сайта

» Статистика


Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz