Мой сайт Пятница-Сюконьчи, 29.03.2024, 01:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 374

Главная » 2007 » Сентябрь-Таштамков » 28 » "УЧИМ ЭРЗЯНСКИЙ ЯЗЫК-ТОНАВТНЕТЯНО ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНТЬ"
"УЧИМ ЭРЗЯНСКИЙ ЯЗЫК-ТОНАВТНЕТЯНО ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНТЬ"
12:50

Гармония гласных нарушается следующими обстоятельствами:

             ,    $iIMAGE2$, 

1) мягкими согласными. Если в слове с гласными непереднего ряда встречается мягкий согласный, то он меняет ряд последующего гласного на передний:

кудосонзолинек - мы были у него в доме;

2) поведением гласных а, и, ы в непервых слогах. Эти звуки в данной позиции не подчиняются гармонии гласных:

а может идти за гласным переднего ряда: сэря - желудь;
и, ы - за гласными непереднего ряда: ванды - завтра;

3) явлением морфонологии. Некоторые суффиксы не подчиняются гармонии гласных и имеют только один вариант:

суффикс датива -нень/нэнь: кудонень - дому;
суффикс определенности множественного числа -не/нэ: панартнэ - рубашки эти, велетне - сёла эти.

В соответствии с гармонией гласных и мягкостью/твердостью согласных большинство суффиксов имеет два и более вариантов.

Например:

Суффикс инессива -со/-сэ:
кудосо - в доме, велесэ - в селе;

Суффикс абессива -втомо/-втеме/-томо/-теме/-тэме:

кудовтомо - без дома
велевтеме - без села
салтомо - без соли
кедтеме - без руки
вирезтэме - без ягнёнка;

Суффикс аблатива - -до/-де/-дэ/-то/-те/-тэ:

кудодо -о доме
веледе - о селе
вирездэ - о ягнёнке
ошто - о городе
сёксте - об осени
левкстэ - о дитёныше.
Произношение согласных и их сочетаний



Конечные звонкие согласные не оглушаются:

ведь,эд, ) - вода.

При словоизменении возможно оглушение:

валгомс-валк - спуститься-спустись,
ведть,эт,т, ) - воды,
ведте,эт,т,э) о воде, воды,

но: вирездэ,ир,ездэ ) - о ягненке.

После сонорных вместо с, с, , з, з, ,ж могут произноситься аффрикаты ц, ц, , дз, дз, , дж:

монсь (мон,ц, ) - сам я,
панжомс (панджомс) - открыть,
инзей (индзей) - малина,
ярсамс (йарцамс) - поесть, есть.

Однако встречается и сохранение этих звуков:

(мон,с, ), (ин,з,эй).

Сочетания (тс, т, с, , дс, д, с, ) в середине и конце слова звучат как аффрикаты ц, ц, :

кандсь (кан,ц, ) - он принёс,
тонавтсь (тонавц, ) - он учил.

Свистящие могут и сохраняться:

(кан,с, ),
(тонавс, ).

В сочетаниях шумных согласных все компоненты одинаковы по звонкости/глухости:

либо все глухие:

киякс - пол,
чакш - горшок,
коське - сухой,
летьке - влажный;

либо все звонкие:

кедьге - посуда,
лездамо - помощь,
ведьга - по воде.

На стыках слов, основ и суффиксов, суффиксов происходит ряд изменений согласных по звонкости/глухости.

1. Глухой звук переходит в звонкий:

а) в сложных словах:

первое слово оканчивается на звонкий, второе начинается с глухого, который и переходит в звонкий:

вайгельбе (вайг,эл,б,э) - верста, километр из вайгель голос + пе конец;
ёндол (йондол) - молния из ён - ловкий, сторона + тол - огонь;

б) на стыке двух слов, если они при произношении не разделяются паузой:

цёрань панар,оран,банар) - мужская рубашка,
велень тейтерь,эл,эн,д,эйт,эр, ) - сельская девушка.

2. Звонкий звук переходит в глухой (д-т, д,-т, з-с, з,-с, г-к, ж-ш) или выпадает:

а) при спряжении глагола:

перед суффиксом 1-го лица мн. числа -тано/тяно и перед суффиксом 2-го лица мн. числа -тадо/тядо

кандомс кандтано (кантано)
(нести) кандтадо (кантадо)

пейдемс пейдтяно (п,эйт,ано)
(улыбаться, смеяться) пейдтядо (п,эйт,адо)

козомс козтано (костано)
(кашлять) козтадо (костадо)

куземс кузтяно (кус,т,ано)
(подниматься, залезать) кузтядо (кус,т,адо)

валгомс валгтано (валктано)
(спускаться) валгтадо (валктадо)

пужомс пужтано (пуштано)
(вянуть) пужтадо (пуштадо)


перед суффиксом повелительного наклонения ед. числа -т/ть:

кандт (кант) - неси,
пейдть (п,эйт, ) - смейся,
козт (кост) - кашляй,
кузть (кус,т, ) - поднимайся,
валгт (валк) - спустись,
пужт (пушт) - увядай;

б) при образовании множественного числа:

тарад - ветка,
тарадт (таратт) - ветки,

кедь - рука,
кедть (к,эт,т, ) - руки,

куз - ель,
кузт (куст) - ели,

кеж - гнев, злость
кежть (к,эшт, ) - мн.ч.

в) при склонении, например перед суффиксом -томо/-теме/-тэме:

тарадтомо (тараттомо) - без ветви,
кедтеме (к,эт,т,эм,э) - без руки,
кузтомо (кустомо),
ривезтеме (р,ив,эс,т,эм,э) - без лисы,
кежтеме (к,эшт,эм,э) - без гнева.

Есть случаи, когда суффикс меняет свою звонкость под влиянием конечного звука основы:

суффикс -до/-де/-дэ/-то/-те/-тэ:

-до/-де/-дэ употребляется после гласных и звонких согласных, кроме д, д, :

кудо - дом,
кудодо - о доме,

веле - село,
веледе - о селе,

куз - ель,
куздо - о ели,

вирез - ягненок,
вирездэ - о ягненке;

-то/-те/-тэ следует за глухими согласными, после д, д, , которые при этом оглушаются (примеры см. выше):

чакш - горшок,
чакшто - о горшке,

сёксь - осень,
сёксте - об осени,

пикс - веревка,
пикстэ - о веревке;

суффикс -га/-ка:

-га выступает после звонких согласных, - ка - после глухих:

вирь - лес,
вирьга - по лесу,

лей - река,
лейга - по реке,

сан - жила,
санга - по жиле,

киякс - пол,
киякска - по полу,

ласкс - щель,
ласкска - по щели;

г) при образовании новых слов с помощью суффиксов:

Переход конечного звонкого согласного основы в глухой передается в орфографии:

кедь - рука,
кетькс - браслет,

ризнэмс - беспокоиться,
рискс - печаль,

виздемс - стесняться, стыдиться,
виськс - стыд;


За сонорным согласным основы глухой согласный суффикса может озвончаться или сохраняться :

молемс - идти,
мольтяно (мол,т,ано) или (мол,д,ано) - идем,

ваномс - смотреть,
вантано (вантано) или (вандано) - смотрим,

симемс - пить,
симтяно (с,имт,ано) или (с,имд,ано) - пьем;


Конечные н, н, перед суффиксом мн.числа не произносятся:

ломанть (ломат,т, ) - люди,
нармунть (нармут,т, ) - птицы.

При встрече свистящих или свистящего и шипящего на стыке основы и суффикса либо двух суффиксов предыдущие с, с, , з, з, иногда переходят в й:

козсь (койс, ) - он кашлял,
лазсо (лайсэ) - доской,
лазсто (лайстэ) - из доски,
лазс (лайс) - в доску,

но:

пикссэ - веревкой,
пиксстэ - из веревки.
ОСОБЕННОСТИ произношения русских названий населенных пунктов.



Официальные названия населенных пунктов в эрзянской речи могут претерпевать изменения.

Название, сопровождающее родовое понятие, имеет ту же форму, что и в русском языке: Саранск ош - город Саранск.
Но может произноситься и без русского суффикса: Саран ош.

Если же слово, выражающее родовое понятие, опускается, то названия, оканчивающиеся на -ск, оформляются с помощью суффикса -ой и в таком виде выступают в качестве словоизменительной основы:

Саранской - Саранск,
Саранскоесь - Саранск,
Саранскойде - о Саранске,
Саранскойстэ - из Саранска,
Саранскойсэ - в Саранске,

Красноярской - Красноярск и т.д.


Конечный звук о переходит в а. В этом случае топоним служит словоизменительной основой:

Ромоданова - Ромоданово,
Ромодановасо - в Ромоданове,
Ромодановав - в Ромоданово,
Ромодановасто - из Ромоданова,
Ромодановава - по Ромоданову и т.д.
1-урок/ Васенце тонавтома шкапельксэсь.[



Те веле./Это село.
Велесь покш ды мазый./ Село (это) большое и красивое.
Тесэ ули лей./Здесь есть река.
Юты вадря ки./Проходит хорошая дорога.
Аштить покш ды сэрей кудот./Стоят большие и высокие дома.
Тесэ эрить те авась, се цёрась ды неть эйкакштнэ./Здесь живут эта женщина, тот мужчина и эти дети.
Тосо эрить те сыре атясь ды се сыре покшавась./Там живут этот старый дед и та старая бабушка.
Сыре ломантне оймсить./Старые люди (старики) отдыхают.
Цёрынетне ды тейтернетне ловныть, сёрмадыть, морыть./Малчики и девочки читают, пишут, поют.
Тесэ молить ават ды цёрат./Здесь идут женщины и мужчины.
Сынь сэрейть ды мазыйть./Они высокие и красивые.
Тосо чиить вишка тейтернеть ды цёрынеть./Там бегут малые девочки и мальчики.
Сесэ ютыть скалт, чиить кискат./Там проходят коровы, бегут (не вскачь) собаки.
Моли мазый тейтерь./Идет красивая девушка.
Те Виртяна./Это Виртяна.
Моли сэрей од цёра./Идет высокий молодой мужчина (юноша, парень).
Те Андю./Это Андю.
-Шумбрат,Виртяна!/Здравствуй, Виртяна!
Шумбрат,Андю!/Здравствуй, Андю!
-Виртяна, вант, кодамо покш, сэрей ды мазый кудо ашти!/Виртяна, смотри, какой большой и красивый дом стоит!
Кие тосо эри?/Кто там живет?
-Виде, кудось мазый./Правильно (верно), дом (этот) красивый./ Тосо эри Ивужинь Важдай./Там живет Ивужа Важдай.
-Вадря./Хорошо./ Оно сон сы./ Вон он подходит./ Ульть шумбра, Виртяна./ Будь здорова (пока), Виртяна./ Вастомазонок!/ До свидания (До нашей встречи)!
- Неемазонок, Важдай! /До свидания! (До нашего увидения), Важдай!/ Ульть шумбра!/ Будь здоров!(Пока)!
Параграф 1./Васенце тонавтпельксэсь.



Ки?/Кие? - Кто?,
Мезе? -Что?
Те - Это/Этот,
Се - Тот.


Ки/Кие те? - Кто это?
Ки/Кие се цёрынесь? - Кто тот мальчик?

Те цёрыне. - Это мальчик.
Се цёрынесь Валдай. - Тот мальчик Валдай.

Те тейтерне. - Это девочка.
Ки/кие се тейтерьнесь? - Кто та девочка?
Се тейтерьнесь Валдоня. - Та девочка Валдоня.

Те тейтерьне, се цёрыне. - Это девочка, тот - мальчик.
Те ава, се цёра. - Это женщина, тот - мужчина.

Вопрос ки/кие? употребляется только в отношении лиц.

Те мезе? - Что это? Те кудо. - Это дом. Те вальма. - Это окно.

Те мезе? - Кто (букв.: что) это? Те скал. - Это корова. Те киска. - Это собака.

Вопрос мезе? употребляется в отношении предметов и животных. Параграф 2./ Омбоце тонавтпельксэсь.



Косо? - Где?
Тесэ. - Здесь.
Тосо. - Там.


Ки тесэ? /Кто здесь?

Тесэ тейтерне./ Здесь девочка.
Тесэ ава./ Здесь женщина.

Ки тосо?/ Кто там?

Тосо цёрыне./ Там мальчик.
Тосо цёра./ Там мужчина.


Мезе тесэ?/ Что здесь?

Тесэ кудо. /Здесь дом.
Тесэ вальма./ Здесь окно.

Мезе тосо?/ Кто (букв.:что) там?

Тосо скал. / Там корова.
Тосо киска./ Там собака.

Параграф 3./Колмоце тонавтпельксэсь.



Кить? - Кто? (мн.ч.).
Мезть? - Что? (мн.ч.)

-т, - ть.

Кить теть? / Кто это? (мн.ч.)

Теть тейтернеть./ Это девочки.
Теть цёрынеть./ Это мальчики.

Кить неть? /Кто это? (мн.ч., эти, но следующие за этими, но ещё не те).

Неть тейтернеть./Это девочки.
Неть цёрынеть./Это мальчики.

те - это.
теть/неть - эти.

Кить сеть тейтернетне?/Кто те девочки?
Сеть тейтернетне Виртяна ды Валдоня./ Те девочки Виртяна и Валдоня.

Кить сеть цёрынетне?/ Кто те мальчики?
Сеть цёрынетне Обран ды Пургаз./ Те мальчики Обран и Пургаз.

Мезть сеть тосо?/ Что (букв,: те) там?

Сеть тосо кудот./ Это (букв.:те) там дома.
Сеть тосо скалт./ Это (букв.:те) там коровы.

се - то, тот, та.
сеть - те.

-т/-ть - показатель мн. числа:

следует за основой:

1) на гласной заднего ряда:

кудо-т - дома,
вальма-т - окна;

2) на твердый парный согласный:

скал-т - коровы;

3) на непарный твердый, перед которым стоит гласный заднего ряда:

ош-т - города.


-ть следует за основой:

1) на гласный переднего ряда:

веле-ть - села,
чи-ть - дни;

2) на мягкий согласный:

кель-ть - языки,
лей-ть - реки;

3) непарный твердый, перед которым стоит гласный переднего ряда:

кем-ть - сапоги.



1. К данным словам поставьте вопрос ки? или мезе? и ответьте на него по образцу.

Тейтерне, кудо.
Те ки? - Те тейтерне.

Те мезе? - Те кудо.

Лей, скал, цёрыне, вальма, ава, цёра.


2. Вместо точек употребите слова из предложений-образцов, поставив их в нужной форме.

1. Те ки? ...?
Те тейтерне. ... цёрыне, тейтерне.

2. Ки те? ...?
Те эйкакш. ...ава, цёра.

3. Се мезе? ...?
Се киска. ... скал.

4. Мезе те? ...?
Те кудо. ... вальма.
Параграф 4./Нилеце тонавтпельксэсь.




Кодамо? - Какой?
Кодат? - Какие?


Мазый тейтерне. - Красивая девочка.

Мазый тейтернеть. - Красивые девочки.
Параграф 5./ Ветеце тонавтпельксэсь.



Ки? - Кто?
Мезе? - Что?
Кить? - Кто? (во мн. числе)
Мезть? - Что? (во мн. числе)

Те ки? / Это кто?
Те тейтерне. / Это девочка.

Кодамо те тейтернесь? / Какая это девочка?
Те тейтернесь вишка. / Это девочка маленькая.

Теть кить? / Это кто?
Теть тейтернеть. / Это девочки.

Кодат неть тейтернетне? / Какие эти девочки?
Неть тейтернетне вишкат. / Эти девочки маленькие.


-сь - показатель определённости в ед. числе номинатива:
к гласной основе присоединяется непосредственно,
к согласной - с помощью соединительных гласных -о,-е,-э:

с -о- - после твердых согласных, перед которыми стоит гласный заднего ряда:

скал-о-сь - корова эта
лов-о-сь - снег этот.

с
-э- - после твердых парных согласных, перед которыми стоит гласный переднего ряда:

вирез-э-сь - ягненок этот.


с
-е- -
1. После мягких согласных:

кел-е-сь - язык этот,
ле-е-сь - река эта.

2. После губных (в,м) и шипящих (ж,ш,ч), перед которыми стоит гласный переднего ряда:

кем-е-сь - сапог этот,
пенч-е-сь - ложка эта.

После
ж,ш,ч перед которыми находится гласный переднего ряда, пишется е, произносится э:

кенкш-е-сь (к,энкшэс,) - дверь эта,
пенч-е-сь (п,энчэс,) - ложка эта.




-тне/-тнэ - показатель мн. числа и определенности во всех падежах мн. числа. Варианты суффикса употребляются по следующим правилам:

1)
-тнэ - после основ на твердый парный согласный - д,з,л,н,р,с,т,ц:

скал-тнэ,
вирез-тнэ.

2)
-тне - в остальных случаях:

кудо-тне,
веле-тне,
кель-тне,
лей-тне,
кем-тне.

За губными
в,м и шипящими ж,ш,ч, перед которыми стоит гласный заднего ряда, возможны оба варианта суффикса:

ков-тнэ/тне,
эйкакш-тнэ/тне.


Формы определенности используются при обозначении:

1) уже упоминавшегося предмета:

Те тейтерне. / Это девочка.
Те тейтернесь вишка, мазый. / Эта девочка маленькая, красивая.

2) предмета единственного, уникального, всем известного:

Чись вере. / Солнце (букв.: солнце это) высоко.
Параграф 6. / Котоце тонавтпельксэсь.



Кона? - Который?
Конат? - Которые?


Кона тейтернесь тесэ? / Какая(которая) девочка здесь?
Тесэ вишка тейтернесь. / Здесь маленькая девочка.

Конат тейтернетне тесэ? / Какие(которые) девочки здесь?
Тесэ вишка тейтернетне. / Здесь маленькие девочки.


Определение не согласуется с определяемым словом.

Но:
Кона тейтернесь? / Какая(которая) девочка?
Конат тейтернетне? / Какие(котоые) девочки?
Те кудось. / Этот дом.
Неть кудотне. / Эти дома.
Се велесь. / То село.
Сеть велетне. / Те села.
Тона авась./ Та женщина.
Тонат аватне. / Те женщины.
Кодамо цёрась? / Какой мужчина?
Кодат цёратне? / Какие мужчины?
Истямо вальмась. / Такое окно.
Истят вальматне. / Такие окна.

Все вышеприведенные местоимения согласуются с определяемым словом в числе.

Тейтернесь вишка. / Девочка маленькая.
Тейтернетне вишкат. / Девочки маленькие.

Подлежащее и сказуемое согласуются в числе. Параграф 7./ Сисемце тонавтпельксэсь.



Ды - И

Тесэ цёра ды ава. / Здесь мужчина и женщина.
Тейтернесь вишка ды мазый. / Девочка эта маленькая и красивая.
Параграф 8./ Кавксоце тонавтпельксэсь.



Истямояк. - Такой же.
Истяткак. - Такие же.

Те тейтернесь мазый. / Эта девочка красивая.
Кодамо се тейтернессь? / Какова та девочка?
Се тейтернесь истямояк мазый. / Та девочка такая же красивая.

Неть тейтернетне мазыйть. / Эти девочки красивые.
Кодат сеть тейтернетне? / Каковы те девочки?
Сеть тейтернетне истяткак мазыйть. / Те девочки такие же красивые.
Параграф 9./ Вейксэце тонавтпельксэсь.



Истя. - Да.
а. - не.
Арась. - Нет.
Аволь. - Не, нет.

Валдоня тесэ? / Валдоня здесь?
Истя, тесэ. / Да, здесь.
Арась. Валдоня арась тесэ. / Нет. Валдони нет здесь.


Те Валдаж? / Это Валдаж?
Истя, Валдаж. / Да, Валдаж.
Арась, те а Валдаж - те Ивуж. / Нет, это не Валдаж - это Ивуж.
Арась, те аволь Валдаж - те Ивуж. / Нет, это не Валдаж - это Ивуж.
Аволь. Те а Валдаж - те Ивуж. / Нет. Это не Валдаж - это Ивуж.

Те тейтересь мазый? / Эта девушка красивая?
Арась, те аволь мазый. Тона тейтересь мазый. / Нет, эта не красивая. Та девушка красивая.
Те аволь мазый?! / Эта не красивая?!
- Мазый! / Красивая!
- Те тейтересь пек мазый! / Эта девушка очень красивая!

3. Вместо точек употребите слова из образцов.



1. ... авась?
... од ды мазый.
2. ... цёрась?
... сэрей ды эчке.
3. ... цёрынесь?
... сэрей ды човине.
4. ... тейтернетне?
... (вишка, мазый).
5. ... аватне?
... (од, мазый).
6. ... неть цёратне?
... (сыре, алкине).
Параграф 10. Кеменце тонавтпельксэсь.



[b]Мезе теемс?(Мезть тейнемс?) - Что делать/сделать?

Эряви ............ мс. - Надо ........... ть / - ти.

Инфинитив на -мс чаще всего употребляется с глаголом "эряви" - "надо".

4. Глагол эряви поставьте с каждым из инфинитивов на -мс и произнесите эти сочетания.



Эряви ютамс.

Аштемс, эрямс, важодемс, ловномс, сёрмадомс, морамс, чиемс, теемс.

Просмотров: 1369 | Добавил: erzyany-rasyke | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Форма входа

» Календарь новостей
«  Сентябрь-Таштамков 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

» Поиск

» Друзья сайта

» Статистика


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz