Мой сайт Понедельник-Атяньчи, 26.06.2017, 05:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 369

Главная » 2007 » Октябрь-Ожоков » 3 » СПАСЕМ ГАЗЕТУ " ЭРЗЯНЬ МАСТОР" ЩТ БЕСПРЕДЕЛА ВЛАСТЕЙ
СПАСЕМ ГАЗЕТУ " ЭРЗЯНЬ МАСТОР" ЩТ БЕСПРЕДЕЛА ВЛАСТЕЙ
08:43

Открытое письмо В.В.Путину, Президенту РФ

        ,   ,     

 

Москва, Кремль

Президенту РФ Путину В.В.

***************************

Уважаемый Владимир Владимирович!

Мы, журналисты российских СМИ, участники финно-угорского движения и сторонники соблюдения прав человека, высказываем свою крайнюю озабоченность в связи с действиями Прокуратуры Республики Мордовия против независимой эрзянской газеты «Эрзянь Мастор», которая издается с 1994 года Мордовским республиканским общественным Фондом спасения эрзянского языка.

Прокурор Республики Мордовия 23 июля 2007 года подал заявление в Верховный суд Мордовии (в порядке надзора за исполнением ст. 45 ГПК РФ, ч. 3 ст.8 и ст.11 Федерального закона РФ от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности») о прекращении деятельности независимой общественно-политической газеты «Эрзянь Мастор».

Причиной прекращения издания газеты считают публикацию материалов, которые, по мнению Прокуратуры, могут сформировать мнение, способное вызвать межнациональную рознь. Для доказательства этого прокуратура РМ дважды проверяла содержание публикуемых материалов с помощью сотрудников Мордовского госуниверситета и ГУ НИИ Гуманитарный институт при Правительстве РМ (последнее исследование проводилось по инициативе Мордовского УФСБ).

Мы категорически заявляем: в публикациях газеты «Эрзянь Мастор» полностью отсутствуют как прямые, так и косвенные призывы к обострению межнациональных отношений, к экстремизму. Большинство публикаций – это голос в защиту эрзя языка. Главной целью как газеты, так и мордовского республиканского Фонда спасения эрзянского языка является освещение проблем по защите эрзянского языка, культуры и национальной идентичности. В своих выступлениях Вы, уважаемый Президент, неоднократно отмечали, что «в России, как ни в каком другом месте на Земле, межконфессиональный и межрелигиозный мир, его традиции являются основой государственности в прямом смысле».

В Мордовии, тем более в других регионах России массового проживания народа эрзя, родной язык в школах и дошкольных учреждениях фактически не преподается. Об обучении на родном, материнском языке и говорить нет смысла – оно полностью заменено обучением на русском языке. Позор: до сих пор нет полноценного учебника по истории эрзянского народа!

Причина подачи заявления прокуратуры в суд – не борьба с экстремизмом или с попытками возбуждения национальной нетерпимости. У такого смиренного и терпеливого народа как эрзя невозможно возбудить ненависть к другому народу. Древняя и современная история эрзянского народа – это пример добрососедских, дружеских отношений эрзян с другими народами России.

Основной смысл подачи иска, на наш взгляд, в том, что газета постоянно критикуют региональную и местную власти и их конкретных представителей за бездеятельность в спасении эрзя языка, за нежелание вводить его в нужных объемах в планы специальных учебных заведений, школ и детских садов в самой Республике Мордовия, где эрзянский язык, как и русский, является одним из государственных. Без знания родного языка и культуры нет будущего народа.

Мы, подписавшие это письмо, искренне просим Вас, Владимир Владимирович, разобраться в случившимся и не допустить расправу над газетой «Эрзянь Мастор». Вам, Владимир Владимирович, принадлежат слова «обязанность власти - уметь вести диалог с представителями всех этносов и религий». Необходимо, чтобы единственную, независимую газету «Эрзянь Мастор» читали и эрзяне, и другие народы, проживающие в стране.

Эрзянь Инязор Пиргуж (Мусалев Г.Д) – Председатель Мордовского республиканского общественного Фонда спасения эрзянского языка

Четвергов Е.В. – редактор независимой общественно-политической газеты «Эрзянь Мастор»

Петрянь Андю – главный редактор Интернет портала «Эрзянь Раськень Вальма»

14 августа 2007 года

Казнить нельзя помиловать…»

Открытое письмо прокурору Республики Мордовия Сергиенко А.А.

------------------------------------

Почтеннейший Александр Анатольевич, скажите, в каком источнике можно найти ответ на самый казалось бы простой вопрос: почему власти так боятся правды и так любят, мягко говоря, обманывать? Нередко бывают опускаются, выражаясь разговорным языком, до лжи и откровенного вранья. Почему? В связи с тем, что ваша служба в простонародных словах и выражениях довольно часто усматривает опасность для государственного строя, будем стараться использовать деликатные «обманывать» или «говорить неправду».

Теперь по существу.

27 июля сего года на Ваше имя мной было подано заявление о незаконных действиях провокационного характера членов правительства Мордовии В.В.Конакова, А.С.Лузгина, А.Н.Шатовой на Раськень Озкс в селе Чукалы Б.-Игнатовского района Мордовии 14 июля 2007 года. В нем, в частности, говорилось: «При этом провокаторами… были грубо нарушены основополагающие статьи Конституции Мордовии и России:

Статья 26.

2.Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 28.

1. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Эти статьи нарушены были одновременно. Для этого включили мощные радиоусилители и на всю пойму загремели песни и выступления ораторов на русском языке. Таким способом запретили нам говорить на родном языке. Не дали как подобает провести древне-эрзянский обряд обращения, мольбы к Инешкипазу (Творцу), то есть посягнули на свободу совести, свободу вероисповедания.

Средства массовой информации, как следствие, были лишены возможности рассказать читателям, зрителям и слушателям об историческом культовом памятнике, об обряде мольбы к Инешкипазу и почитания памяти предков.

Письмо завершалось словами: «Просим вынести соответствующее решение по поводу спланированной властями провокационной акции, попирающей права и свободы граждан».

27 августа 2007 года от Вас поступил ответ. Приводим полностью.

Прокуратурой республики рассмотрено Ваше обращение о планированной властями провокационной акции при проведении республиканского национально-фольклорного праздника «Раскень Озкс».

В обращении Вы указываете на несоответствие проведенного 14.07.2007 государственного праздника «Раскень Озкс» программе его проведения. Однако указаний на нарушение какого-либо закона Ваша жалоба не содержит. Между тем, поскольку Вы указываете на финансирование праздника за счет бюджетных средств, прокуратурой проведена проверка целевого их использования. В соответствии с Указом Главы Республики Мордовия от 17.06.2004 № 80-УГ ежегодно на территории республики проводится республиканский национально-фольклорный праздник «Раськень Озкс». Распоряжением Правительства Республики Мордовия от 28.06.2007 № 623-р для его проведения из республиканского бюджета выделено 703633 рублей. Согласно государственному контракту от 09.07.2007 министерством культуры республики муниципальному учреждению «Управление культуры Администрации Большеигнатовского района» перечислены средства на сумму 500 тыс. рублей. Распоряжением главы Администрации Большеигнатовского района от 03.07.2007 № 143 создан организационный комитет для проведения праздника, утвержден перечень и виды работ для его подготовки и проведения. 14.07.2007 начальником муниципального учреждения утверждена смета расходов для подготовки и проведения праздника. Проверка показала, что бюджетные средства израсходованы согласно указанной смете расходов, праздник проведен по утвержденному главой Администрации района перечню мероприятий. В связи с этим оснований для применения мер прокурорского реагирования не имеется.

В случае несогласия с принятым решением Вы вправе обжаловать его прокурору республики или в суд.

Начальник отдела

советник юстиции H.A. Емелькина

Не ответ, как Вы сами понимаете, а образец бюрократической отписки. «Подписано и с плеч долой», - как любил поговаривать один литературный герой. Можно было бы простить, если она была бы составлена по поводу кражи трёх ведер картошки. Но как можно простить, когда речь идёт о всенародной краже властями у народа (присутствовало около 3 тысяч человек) Конституции?

Я Вам в своем заявлении писал о грубых, если не более, нарушениях основополагающих статей Конституции Мордовии и России, попирающих права и свободы граждан России. Вместо этого Вы в своем ответе, ничуть не смущаясь, утверждаете: «Однако указаний на нарушение какого-либо закона Ваша жалоба не содержит». То есть Вы, как должностное лицо, фактически признаёте: основной Закон страны – не есть Закон. Его нарушения – нарушениями не являются. Для прокуратуры, получается, закон – это указующий перст с верхних этажей. Как скажут державшие власть , так и будет. Ну как тут не вспомнить поэта с его хрестоматийным «удар скуловоротом»?

В письме Прокуратуру Мордовии и не намекал – провести проверку расходования выделенных средств на проведение праздника. Ответ же Ваш как раз о ней. Получается точно по поговорке: «Мы про Фому, а Вы про Ерему».

Горько мне и неприятно, но придется сказать. Вы, достопочтеннейший Александр Анатольевич, де-факто стоите не на страже законности, Истины, а на защите представителей власти от критики, на защите их чиновничьих интересов. Своим лицемерным ответом Вы без колебаний поставили жирную запятую за вторым словом знаменитого афоризма-двоечтения, взятого мной в качестве заголовка к письму.

Вы, как известно, подали исковое заявление в Верховный Суд Мордовии о прекращении деятельности газеты «Эрзянь Мастор» за наличие в публикациях элементов экстремизма и понятия «разжигание национальной розни». Ещё раз повторяю: «Эрзянь Мастор» такие материалы не печатала. Газету, как и её учредителя, фонда спасения эрзянского языка заботит одно: спасти язык пращуров, наших отцов и матерей, пользуясь исключительно законными средствами. Опираясь на Закон, Прокуратура должна была помогать в осуществлении этой благородной и поистине великой цели, но вместо помощи… - миф о «разжигании национальной розни» с подачей заявления в суд и одновременно защита произвола, чинимого членами Правительства Республики Мордовия. Исходя из сказанного, нетрудно сделать вывод: заявление в Верховный Суд писалось по тем же указаниям сверху, что и Ваш ответ. Солгавший единожды, солжет и повторно.

Плачевно самочувствие государства, где существуют две конституции: одна для касты управленцев, другая – для неорганизованного, а поэтому легко управляемого большинства, для простолюдинов.

Г.Д.Мусалёв, председатель правления Мордовского республиканского общественного Фонда спасения эрзянского языка.

P.S. Если бы Прокуратура Мордовии стояла согласно Конституции и Законов (о языке, образовании) на защите этнических прав, а не властвующих особ, Эрзя язык сегодня не находился бы в состоянии агонии. Все, что случилось с ним – это вина прокуратуры, потворствующая сильным мира сего.

«ЕдРо» против эрзянских богов

10 августа в Верховному суде Республики Мордовия состоялось первое судебное рассмотрение дела о прекращении деятельности газеты «Эрзянь Мастор» («Земля эрзян») на основании статьи 11 Федерального закона РФ от 25 июля 2002 года «О противодействии экстремистской деятельности». Это именно тот печально известный законодательный акт, против принятия которого выступало правозащитное сообщество и поправки к которому в 2006 году установили возможность объявления экстремистом всякого, публично оклеветавшего высших чиновников РФ и субъектов Федерации при исполнении ими своих должностных обязанностей. Поправки, как и ожидалось, выполнили роль «правоохранительной дубины» в руках властей, и одним из первых могут пострадать оппозиционеры-националисты. 15 августа состоялось второе заседание. Судебное производство приостановлено до получения результатов независимой экспертизы.

В Фонде спасения эрзянского языка организации-учредителе газеты нынешнему развитию событий не удивились и сохраняют спокойствие. По словам главного редактора «ЭМ» Нуянь Видяз (Евгения Четвергова) прокуратура республики вела проверку публикаций издания еще с начала 2007 года. Однако заявление правоохранителей появилось сразу после двух масштабных скандалов с участием властей Мордовии и «ЭМ». По слухам, после жесткой критики «Эрзянь Мастор» этнографического фестиваля «Шумбрат, Финно-угрия!» в середине июля и срыва властями праздника-моления Раськень Озкс 14 июля решение о закрытие неугодной газеты было принято на самом высоком республиканском уровне.

Конфликт с властью был запрограммирован характером деятельности фонда и газеты. Националисты из «ЭМ» все тринадцать лет существования газеты не уставали требовать от властей соблюдения хотя бы минимума культурных и языковых прав мордовских национальных меньшинств. Под именем «мордвы» фактически существуют два народа с своей самобытной культурой и языком - эрзя и мокша. Оба народа - классические европейские национальные меньшинства и коренные народы на своих территориях компактного проживания. Даже в самой республике количество эрзи и мокши составляет чуть более 30 % от всего населения, в то время как территория расселения эрзянского и мокшанского народов включает в себя половину современной Нижегородской, часть Рязанской, Самарской, Ульяновской, Пензенской, Оренбургской областей. Очевидно, что нигде кроме Мордовии эрзя и мокша не могут в наиболее полном объеме реализовать права на национально-территориальную автономию, включающую в себя развитие языка, культуры, традиционного природопользования, укрепления идентичности эрзянского и мокшанского народов, наконец.

Но это в идеале, а на практике «ЭМ» приходилось все эти годы привлекать внимание к таким острым проблемам, как отсутствие детских садиков и школ с преподаванием на национальных языках, даже в местах компактного расселения народов, сокращением книгоиздания на языках эрзи и мокши, свободного исповедования природной веры эрзян, долгое время находившейся под запретом и так далее. Авторитарный режим Николая Меркушкина, бессменно правящий Мордовией с 1995 года постепенно превратил республику в предприятие, где национальная составляющая скорее представляется помехой.

Поэтому, де-факто был взят курс на интенсивную и почти насильственную ассимиляцию мордвы. Реальным выражением этой политики стало сокращение часов преподавания на эрзянском и мокшанском языках в школах, детских садах и вузах. Приоритетом в образовании на полном серьезе были объявлены спортивные программы. В Кремле о таких незатейливых технологиях взращивания сильного, но глупого и послушного народа, наверное, пока еще только мечтают. Возрождение традиционной религии эрзян подавлялось интенсивным строительством церквей и образованием приходов РПЦ Московской патриархии. Перечислять все нарушения не хватит никакой статьи. Легче сказать, что ни одно из базовых культурных или языковых прав национального меньшинства не соблюдалось.

Финалом противостояния стали события июля этого года, когда высшие региональные чиновники инициировали и с огромной помпой провели в не самой экономически развитой республике фестиваль «Шумбрат, Финно-угрия!», который посетил президент Путин и главы Финляндии с Венгрией. На международном уровне фестиваль использовали в качестве очередного витка конфронтации с Эстонией (Финляндия, Венгрия и Эстония - финно-угорские государства, к финно-угорской языковой группе относятся и мордовские этносы). Президента Эстонской республики демонстративно не пригласили в Саранск. На уровне Федерации «Шумбрат, Финно-угрия!», выполненная в лучших традициях советской «показухи», должна была продемонстрировать, что с мордвой все в порядке, раз несколько десятков человек в национальных костюмах еще поют и танцуют.

И только «Эрзянь Мастор» позволила себе критику пиар-действа на мордовских костях, честно рассказав, как загоняли студентов на фестиваль. Обнародования правды об освященном президентским присутствием (Путин нечасто бывает в Мордовии, потому что реальных социально-экономических успехов в республике не наблюдается) мероприятии им простить не смогли. Еще более неприятный эпизод случился 14 июля на всеэрзянском обрядовом празднике-молении (Раськень Озкса), где власти умудрились сами сорвать «государственный праздник Республики Мордовия». Долгие годы активисты фонда и «ЭМ» добивались признания Раськень Озкса на официальном уровне, потому что это моление на протяжении веков выполняло интегрирующую роль в укреплении идентичности эрзян. В 1629 году царские власти запретили Расьвень Озкс, проводя политику христианизации мордвы. В 1999 году после почти четырех веков забвения общеэрзянское моление состоялось вновь, а в 2004-м же правящий режим пошел на уступки Фонду и придал проводящемуся каждые три года празднику официальный характер.

Но в 2007 году Раськень Озкс в деревне Чукалы Большеигнатовского района к изумлению нескольких тысяч традиционалистов начался не на Мааре - священном кургане предков, где по преданию захоронены 11 тысяч эрзянских воинов, павших в неравном бою с Ногайской Ордой, а на поляне у леса. И началась центральная часть праздника не с моления верховному Богу эрзян Инешкипазу, а ... с выступления актива мордовской «Единой России» и руководства разных уровней на русском языке, которые начали рассказывать об успехах в экономике республики и видах на грядущий урожай. Оскорбленные верующие потянулись с поляны, а представители Фонда спасения эрзянского языка прорвались на сцену и потребовали прекратить весь этот фарс. В ответ эрзянским националистам отключили микрофон, а через динамики стали передавать русскоязычную поп-музыку. Большинство традиционалистов самостоятельно перешло к Маару, где были совершены необходимые молитвы, но обрядовая программа праздника оказалась практически сорвана. «ЭМ», естественно, описал творившуюся в Чукалах вакханалию, а буквально на следующий день пришло заявление из прокуратуры.

Легальные мордовские националисты не идут на соглашения с региональной «вертикалью», поэтому их в национальной республике с антинациональной политикой «давят» в первую очередь. Остальным оппозиционным силам пришла пора задуматься, по ком звонит колокол и кого будут уничтожать после несговорчивых эрзян. А остальным думающим россиянам не стоит утешать себя тем, что ситуация в Мордовии уникальна. Просто в поволжской республике реализация путинской модели власти зашла немного дальше, чем в остальных регионах.

Антон Чуриков

Источник: http://www.kasparov.ru/material.php?id=46B991DBE5DB1

Кощунство над ритуалом

Как уже сообщали, 14 июля сего года в селе Чукалы Б.-Игнатовского района Мордовии состоялся Эрзянь Раськень Озкс, объявленный в 2004 году указом Главы Республики государственным праздником. Однако, представители республиканской власти Валентин Конаков, зам.председателя правительства РМ, Александр Лузгин, председатель Комитета по национальной политике (оба эрзяне) и Антонина Шатова, зам.министра культуры, с помощью звукоусиливающей аппаратуры не дали, как следовало бы, провести древней эрзянский обряд. Вместо эрзянской речи, эрзянских песен из динамиков на всю речную пойму лилась, в основном, современная поп-музыка, песни на русском языке. Обрядовый праздник-моление пытались вычеркнуть очередным фестивалем.

Приехавшие со многих уголков России были удивлены (и возмущены) столь неожиданным поворотом событий. Вот несколько откликов на эту провокацию.

****

4 Вспоминаю прошедший праздник-моление эрзянь Раськень Озкс со смешанным чувством. С одной стороны, чувством радости и удовлетворения от того, что праздник-моление всё-таки, несмотря на всевозможные происки и провокации, состоялся. Но с другой стороны, вспоминаю с чувством огорчения, возмущения и протеста от того, что сотворила власть – стерев красоту и неповторимое содержание обрядового Раськень Озкса, сильно навредила ему. Предстоит борьба за сохранение Озкса в чистом виде. Эрзянь Раськень Озкс – это выражение души и самосознания нашего народа.

Мы должны отстаивать наши основные ценности: минек келенть, минек ойменть, минек коенть, минек раськенть.

Г.Г. Ошкин, Москва, 23 июля 2007 г.

***

4 Медьковонь 14 чистэ Покш Игнатбуень Чукалвеленть маласо ютавтовсь Раськень Озкс. Мон кодамояк Пазнэнь а кеман. Ансяк мон пек кенярдозь вастыя тов тердемам. Эно кода лиякс? Те жо кезэрень пингень культуранок!

Но мезе лисекшнэсь те чистэнить, теде ёвтамо башка. Васоло таркас путсть кшнинь питней од сцена. Ломантне састь тей эрзякс кортамо, эрзянь моронь морамо, эрзянь моронь кунсоломо. Васолдо сыця ломантнень сявадсть сельмест, мекс сынь а маштыть истя мазыйстэ кортамо. Мезе тейсть кирдийтне-властне Раськень штатолонь тарканть марто? Кезэрень Мааронть велькска пеледест ламо моротне гайгсть те самай кшнинь сценанть лангсто аволь эрзякс. Мольсь Инешкипазнэнь озномо, Атянь Эзем ды Руця конкурсось, сынст пингстэяк яла гайгсть рузонь морот.

Вейке Игнатбуень ломань мерсь: «Лоткавтынк рангиця музыканть!» Сарансто сыця покш ломань апак визде путызе сонзэ тарказонзо: «Аволь тонь тевесь, а лоткавтса!». Сонензэ, чарькодеви, максть истямо инструкция. Кие ульнесь максыцясь? Икеле тесэ истямо вадря Озкс ульнесь, сонсь Республикань Прявтось мик сакшнось. Мокшокскак кортась. А ней эрзянь покшчинть панжизь рузонь кортамосо.

Монь маласо аштесь Эстониянь цёра. Сон мик кавксть кортась, ды а беряньстэ, Атянь эземсэ. Сестэяк бум-бум музыкась эзь лотксе. Инжетне марясть урноманть пачка беряньстэ, кой-конатат, паряк, мезеяк эзть маряяк. Кинень те весе эрявсь? Секскак эстонецтнэ «Шумбрат…» фестивальсэнть яла абунгалесть…

Сегань Яхимень Петя, Саран ош

***

4 Третий по счёту в современной истории Озкс был испорчен по злому умыслу власть имевшими. Вместо улыбок на лицах появилась озабоченность, обида и недоумение. У Раськень Озкса оказалось два хозяина: официальная Мордовия, объявившая 2004 году моленье-праздник государственным, и приехавшие по приглашению Фонда спасения эрзянского языка со многих регионов России эрзяне. У первых власть и эгоизм чиновников, у вторых— бог в душе и уважение народных традиций, истории. Представители власти Валентин Конаков, Александр Лузгин и Антонина Шатова, попирая требования Конституции, лишили Озкс голоса – отняли микрофоны. Это — провокация. Александр Лузгин, говорят, известен своей набожностью. Как тогда расценивать факт срыва божеского акта? Что же он не предотвратил богохульство? Несмотря на отсутствие нужного музыкального сопровождения, фонограммы, при отключенных на Мааре микрофонах, Озкс начался. Зажгли Штатол, провели ритуал, вышли, держась за руки, на луговую поляну. Роте милиции ничего не оставалось делать, как только наблюдать. А как хотелось кое-кому навести «порядок»!

Н.Аношкин, директор музея эрзянской культуры, г.Лукоянов

Просмотров: 579 | Добавил: erzyany-rasyke | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Форма входа

» Календарь новостей
«  Октябрь-Ожоков 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

» Поиск

» Друзья сайта

» Статистика


Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz