Мой сайт Суббота-Шлямочи, 29.04.2017, 20:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 369

Главная » 2007 » Октябрь-Ожоков » 20 » "АНОШОНЬ ТУМАЙ-ИНЖЕНЕК- У НАС В ГОСТЯХ АНОШКИН, ДИРЕКТОР МУЗЕЯ ЭРЗЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ Г.ЛУКОЯНОВ "
"АНОШОНЬ ТУМАЙ-ИНЖЕНЕК- У НАС В ГОСТЯХ АНОШКИН, ДИРЕКТОР МУЗЕЯ ЭРЗЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ Г.ЛУКОЯНОВ "
19:13
 
ОТКРОВЕННАЯ ЛОЖЬ В БОЛЬШОЙ НАУКЕ 
            
                  $IMAGE$
«Суть бо грьци льстим и до сего дьне»

Из русских летописей X в.


Историю пишет победитель! Так сложилось в этой науке. Две «дамы», Культура и Политика, постоянно не ладят и противоречат друг-другу. Культура несет гармонию, красоту, радость, общение. Политика же ищет выгоду, наживу, лицемерие, обман и драку. В древности мудрецы и пророки возносили первую и осуждали вторую. Ныне мудрецы вывелись, остались политики. Историческая наука терпит их, но и тонко просмеивает.

Мордовские «научные» несуразицы стали азбучными, но нетребовательный ум их не замечает. Подумаешь, «мордва», ну и что! Чтобы оправдать псевдоэтноним «мордва» , сделать научной истиной, аксиомой, политики от науки кинулись в дебри веков, лишь бы извлечь желаемый корень. Но век на дворе просвещенный и не терпит средневекового лукавства. В двухтомнике «Мордовия»-энциклопедия от М-Я — который уже раз! — пишется о первом упоминании этнонима «мордва». Его считают чуть ли не открытием уважаемого Мокшина Н.Ф. «Првое упоминание о мордве в зарубежной литературе относится 6 веку, когда готский историк Иордан назвал народ «Морденс» в числе подвластных Германариха племён (4 в.)». Вот что пишет по этому поводу Б.А.Рыбаков: - «Невозможно полностью доверять описанию «державы» готского конунга Германариха (4 в.), сделанному два века спустя придворным историком Иорданом в Равене. Эта готская «держава» иногда расценивалась как прямая предшественница Киевской Руси (Ростовцев). Однако легендарный и недобросовестный характер описания ясен: в перечень, будто бы подвластным готам народов, входили эсти, меренс (меря), морденс (мордва), т.е. финно-угорские народы далёкого лесного севера, но не входили ни венеты, ни анты, занимающие срединное положение в Восточной Европе. Венеты будто бы лишь в последнюю очередь стали подчиняться повелениям Германариха. Анты же, отделявшие и заслонявшие от готов северных финно-угров, не упомянуты вовсе. В перечне не упоминается ни один народ, с которым реальные готы 3-4 вв. совершали совместные походы, а вместо этого поставлены такие народы, имена которых ни в каких достоверных источниках не встречаются. Для прожившей в Италии готской знати 6 века, для которой писались «деяния готов», все эти несуразности были не заметны, безразличны, а проверка их невозможна. Мы же должны расценивать этот источник как весьма ненадежный». Этим источникам Мокшин не побрезговал, как многими другими, явно надуманными, чем и «прокололся» перед коллегами, став ничем не лучше придворного Иордана. К примеру, В.Юрченков» сетует на Мокшина в вольностях в хронологических сведениях. И вот новая страничка «МЭ»: «Основной признак древне-мордовской культуры сложился к 3-4 векам нашей эры. По археологическим данным он характеризуется общими чертами материальной и духовной культуры: в социально-хозяйственном укладе населения, погребальном обряде, украшениях женского костюма, формах и технологии изготовления глиняной посуды, традициях домостроения и др. С этого момента можно говорить о древней мордве, как особой этнической общности. Археологические материалы свидетельствуют о самобытности древне-мордовской культуры отличавшейся от культуры других поволжских финских народов».

В этом пространном тексте явное лукавство, подгонка Йордановскому сообщению. Второе, о ком говорится? Об эрзе, которого называли «мордвой» или об эрзе и мокше? Непонятно. В этом же материале написано: этническое самосознание было... двойственное. Далее дается география расселения мокшанского народа Окско-Сурским междуречьем и севера ЭРЗИ. «Как самостоятельные субэтносы их формирование завершилось к 13 веку в период образования крупных союзов». Опять мокшинская несуразица—субэтносов, а не народов. Татищев пишет о мокше: «народ сарматский». Может, действительно, в этом истина? В 8-7 веках до н.э. в этнокультурных процессах в Среднем Поволжье принимали участие скотоведческо-земледельческие племена: абашевской, алановской, срубной культуры (арии). Ученые полагают, что они представляли индоиранцев и протобалтийскую ветвь древних индоевропейцев. В первые века н.э. население региона имела тесные связи с прикамскими и сарматскими племенами. Исследования дерматологических признаков у народов Восточной Европы показало, что «мордва» как и русские, беларусы, латыши, украинцы, вепсы, коми являются носителями европеоидного комплекса кожного покрова, в то время как у марийцев и удмуртов преобладает восточный (монголоидный) комплекс. Им можно отнести и мокшу. На это указывают археологи Полесских и Степанов.

В финно-угорской ветви эрзя и мокша выходят из волжской языковой группы, не образуя древний мордовский язык, а близость языка возникла как результат частичной ассимиляции древне-мокшанских племён в эрзянской среде. Они восходят самостоятельно от волжской языковой общности, как венгры и саами. Раскопки в будущем памятников на Оке приоткроют завесу над мордовской теорией общности единого народа мордва, но в Мордовии в этом не заинтересованы. Иные результаты хода истории даму «Политика» не устраивают.

Аношкин Н.И., директор музея Эрзянской культуры




Кольчуга наших предков


Распространение доспехов начинается с момента организации войска и государства. Доспех становится важнейшим атрибутом военной культуры, жизнестойкости народа, его ремесленного мастерства. Время инязора Пургаза—это постоянные войны. Это постоянная готовность к отражению набегов на эрзянские земли северо-восточной Руси. В русских феодальных княжествах с укреплением военной организации на передний план выдвигаются дружинники «железоносцы», облаченные в шлемы и кольчуги. Княжеская тяжеловооруженная кавалерия была непобедимая в безлесных пространствах. В эпоху исключительно холодного оружия лошадь давала огромное преимущество над противником. Иные условия боя диктовал лесной край Эрзянь мастор. Внезапные, кратковременные набеги на мирные селения несли страшный урон эрзянскому краю. Тяжелая конница по лесному краю за сутки преодолевала 50-60 км, не встречая серьезного сопротивления, но если натыкалась на сопротивление пешего войска, вынуждены были спешится или ретировать. Так было в январе 1228 года, когда был разбит Ярослав, лучший полководец тогдашней Руси. По мерз укрепления края Пургазом эффективность вражеских набегов снизился. У инязора появилась тяжелая конница. Она составляла весомую часть эрзянского войска. Оборонительный характер войны перешел в наступательный в открытых пространствах, сочетая пехоту и кавалерию.

В художественной литературе железная рубашка-кольчуга дается как русское изобретение. Всего найдено в археологических комплексах 112 кольчуг 9-I3 век. Ни одна из европейских стран не обладает таким количеством. Но это не значит, что кольчуга была большой редкостью у других народов. О производстве кольчуг в эрзянском крае не сказано нигде ни слова. В могильных раскопках кольчуг не найдено. Но как расценивать факт победы Пургасовских дружин над сплошь одетых в броню княжеских ратников, а в 1237 и 1238 году тяжеловооруженной монгольской коннице противостоять на равных.

Исследователи давно задавали вопрос, с какой стороны «пришла» кольчуга в Восточную Европу: из Азии или из Западной Европы. Кольчуга - древнее ассирийское или иранское изобретение. Кольчугу употребляли кельты, особенно римляне. Известна она и на мусульманском Востоке. В Скандинавию проникла кольчуга еще в римское время. Викинги занесли её на Pусь. В Boсточной Европе кольчуги распространялись в первые века нашей эры среди сармат. В 5-8 веке район использования кольчуг простирается от Прикамья, Западного Приуралья и Северного Кавказа, также в Чехии и Венгрии. Позднее кольчуга появилась у авар, хазар, болгар, славян. С развитием феодального войска броня становится необходимым защитным средством для профессионального воина. Пургаз не мог этого не учитывать создавая свою армию. Железо, шедшее на изготовление оружия не только не уступало, но и превосходило оружие соседей. Также были искусные мастера кольчужники, не только мужчины, но и женщины. Изготовление кольчуг — трудоемкое дело. От мастера требовалось огромного терпения и навыка. Кольчуги плелись из проволочных колец, составлявших в поперечнике 6-8 и 10-13 мм при толщине 0,8-2мм. На плетение одного доспеха шли кольца стандартного размера. Способом клепки или сварки колец/1 склепанное продевается в 4 сваренных. На изготовление одной кольчуги шло в среднем 600 м железной проволоки, в которой не менее 20 000 колец. При этом вес железной рубашки составлял до 6 кг. Длина кольчуги определялась индивидуально, 60, 70 см, доходящего до колен. Для всадника в подоле рубашки спереди и сзади для удобства делался разрез, как в женской рубахе «эльзюро».

Автор этого материала держал в руках настоящую древнюю кольчугу и был уверен, что изготовлена именно эрзянскими мастерами. В отличии от русских кольчуг, отсутствует в ней шейная защита и короткие надплечники. На древность изготовления указывала нетронутость округлости колец. Кольчуги, изготовления 14 века имеют сплюснутую окружность для увеличения фона защиты. В отличии от русских традиций, эрзяне не клали в могилу кольчугу, поэтому их не находят. Сохранность тоже невероятная, кольца слегка тронула ржавчина. По своему опыту знаю, что эрзянское железо находясь в илу озера или колодца без доступа кислорода сохраняется великолепно. Вынутый из ила колодца железный топор раннего средневековья, доказательство этому, хранится в музее эрзянской культуры.


Н.Аношкин, директор музея
 
Чирьгужо


Среднее Поволжье начало заселяться с древне-каменного века, т.е. человек появился на этих территориях более 10 тысяч лет назад. Ежатьская пойма хранит следы человека позднего неолита. Так же прочно закрепилась по всей реке эрзянская топонимика. Первоисточников об образовании поселений, а также их количества, не существует. Первые упоминания находим за 16 век в русских поместных актах. В более поздних записях за 1863 год в Лукояновском уезде было два селения под названием Чиргуши, а в списке за 1912 год значится одно селение Чиргуши, село Б-Арской волости Лукояновского уезда (Чирь-край, крайняя, Кужо-поляна). Об этом селе дальше пойдёт речь.

В народной памяти существует легенда, что далекие предки чирьгужских эрзян проживали где-то на севере (Кольский полуостров), в каком веке они обосновали свое селение и каковы были причины миграции—неизвестно. Но эта легенда подкрепляется не свойственной эрзянам центральной России женским костюмом, напоминает костюм северных финнов: ижорцев, чуди, коми. Такой же стиль и у соседних жителей села Пиченгуши.

Другая народная легенда гласит, что в лето 1553 года через чиргушские земли на Казань проходили войска Ивана Грозного. Недалеко от эрзянских селений была ожесточенная стычка с татарским отрядом. Появилось много раненых, что и вынудило царя остановиться. У местных жителей эрзян забрали их жилища для раненных, вынудили их уйти в свои летние времянки у полей на краю леса. Так образовались новые поселения: Маресь веле (д.Успенское), Никулино (Миколино), Чирьгужо, Пандас, Эрмезенки и другие селения. Чирьгужо, то есть кривая поляна. Кривизна сохранилась старыми улицами: Панкстян пе (возможно Пакся пе) и Ватрашенка пе (детская, малолетки). Название последней улицы, пе объясняется тем, что мужчин, способных нести оружие русский царь забрал в свое войско. Позднее от этих улиц образовалось село с новыми улицами: Балячень пе, Нирька пе (точнее—нурька, коротко), Кавтов пе, Велень куншка. Из документов, а именно межевой книги Алатырского уезда за август-сентябрь 1596 года, где говорится о межевании земель наследников умерших помещиков, в качестве свидетелей при межевании присутствовали самые уважаемые жители Чирьгуж, явно еще не крещеные русскими попами. Вот их имена: Пивцесь Кецаев (Кецаинь Пивсесь), Каргаш Полдомысов (Полдомысынь Каргаш), Сытян Почтанов (Почтаинь Сытян). Удивительные имена предков, сколько в них информации!

На 1863 год число жителей села представляло 573 мужчин, 546 женщин. Владели 3000 десятин землей. По данным 1861 года село делилось на три общества: 112 дворов были удельными, т.е. принадлежали царской фамилии, а 116 дворов принадлежали помещикам Алексееву и Панютиной.


Аношонь Тумай, г.Лукоянов

Прикрепления: Картинка s9 ARTOVKSFOTO 1
Просмотров: 715 | Добавил: erzyany-rasyke | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Форма входа

» Календарь новостей
«  Октябрь-Ожоков 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

» Поиск

» Друзья сайта

» Статистика


Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz