Мой сайт Четверг-Калоньчи, 02.05.2024, 15:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 374

Главная » 2007 » Октябрь-Ожоков » 20 » "Минек ломанть" ("Наши люди"), эрзянь кой (эрзянская традиция)"
"Минек ломанть" ("Наши люди"), эрзянь кой (эрзянская традиция)"
19:46
, ]


Калаганонь Керяз ды Эрюшонь Вежай



Сундерьковонь 24 чисте Эрзя-мокшо раськень музеень кудосонть панжовсь невтема чувтосто керсицянть, Тавлань керсиця вейсендявкоснть «Эрьмезь» прявтонть Калаганонь Керязонь (Петра Рябова). Невтимась «Шкань суреть» алтави керсиндеень 45-нь иень Калаганонь Керязонь чачома чистнензе, ды 130 иень чачома чистнезе Эрзянь Инекерсендеенть Эрьзянь Степанонь .

«Шкань суреть» невтеманьте кельксть 200 теемат Калаганонь Керязонь ды сонде тонавтницатнень, евтась теде ИА «Инфо-РМ»-нь эрзя-мокшонь раськень музеень кудонть прявтозо Маргарита Сурина. Содавтыцятне тесе неить: ламо чувтонь налкшкеть; эрямось, невтезь чувтосо; нармунень ды ломанень чувтосо рунгот. Истяжо эрзянь кудоютконь лездамот – салдыркст, кечеть ды седее тов.



Калаганонь Керяз - прявт Тавлянь чувтосто керсицятнень «Эрьмезь» вейсендявксонть, конане совасть ламо керсиндейтне. «Эрьмезь» эсинзе васенце теима тевтнене путы – вастома керсема койтнень, ды эрзянь оймеёжонть эрзятнень Эрзянь Масторсо ды лия масторсо.
© Петрянь Андю – 2006, ИА «Инфо-РМ»-нь кулянть коряс сёрмадозь


Петру Рябову 45: Эрзянское самосознание показываю он в дереве
24 ноября в музее Эрзянско-мокшанской культуры (Саранск, Эрзя-Мокшонь Мастор) открылась выставка резчика по дереву, председателя союза тавлинских мастеров «Эрьмезь» Петра Рябова (Калаганонь Керяз). Выставка «Нити времени» посвящается 25-летию со дня рождения П. Рябова, и 130 летию со дня рождения великого эрзянского скульптора Степана Эрьзи.



В выставку «Нити времени» вошло 200 работа Петра Рябова и его учеников, рассказала ИА «Инфо-РМ» заведущая эрзянско-мокшанским музеем Маргарита Сурина. Посетители тут увидят: много деревянных игрушек; жизнь, показанная в дереве; фигурки животных и людей. Также помощники в быту эрзян – солонки, ковши и другое.
Петр Рябов (Калаганонь Керяз) – председатель союза тавлинских мастеров по дереву «Эрьмезь», в который вошли многие мастера. Своей главной (первой) задачей в своих делах «Эрьмезь» ставит – сохранение традиций резьбы по дереву и самосознание эрзян в Эрзянь Мастор и других регионах.
© Петрянь Андю – 2006, по информации ИА «Инфо-РМ»




"Инешкипаз. Эрзянь ломанень теема" / "Инешкипаз.Совторение Эрзя человека" (Теицязо Калганонь Керяз, 2004 ие )



Наши поздравления Калаганонь Керязнень:
Мельвановикс Калаганонь Керяз!
Арсетяно Теть чачома чить марто топавтомс ламодояк ламо мельть шкинемань тевсэнть, свал Теть эрямс ояксчисэ чувтосто керсемань пазонть марто, кандозо сон Теть покш изнявкст валдос бажамосот.
"Эрзянь Мастор" газетань теицятне ды ловныцятне

Вечкевикс, Керяз-леляй!
Кучан теть ламо шумбрачи, вий тонь тевтнесеть. Содак минь Тонь ялгат, карматанок Тонь марто минек вить тевтнесе. Арсянь сы иесенть неевдянок Раськень Озксо, - несать Тонь Тавла велеть, ды керсимат. Ульть алкуксонь тонавтыцякс эрзятнене, лия ломатненеяк!
Эрзянь Эрима журналонь теияцясь Петрянь Андямо, ды сонде ловныцятне



Эрзянский миг в дереве

У высокой горы «Пандо пря» раскинулось эрзянское село Подлесная Тавла (Подлесная Тавла (Пакся Тавла) - эрз., село в Кочкуровском районе. Находится на речке Тавла (Талва). В "Списке населенных мест Пензенской губернии" (1869) Подлесная Тавла - деревня казенная из 183 дворов Саранского уезда. В "Саранской таможенной книге" (1692) упоминается житель деревни Тавлы Русяйка Живаев. В актовом документе 1706 года упоминаются Подлесная Тавла с 57 дворами и деревня Тавлинская Выставка с 52 дворами (ныне Напольная Тавла) (32, 43). Название тюркского происхождения. Состоит из двух компонентов: тау-(тав) "гористое место" и -ла (тюркское -лы) как топоформант со значением собирательности, наличия чего-то (например, рядом находящихся нескольких гор, возвышенностей).

Название селу дала речка Тавла да соседство с окраиной леса, который тянется широким массивом почти до Суры. В селе продолжают сохранять черты патриархального бытового уклада, живы национальные эстетические идеала. Важные семейные события: рождение ребенка, свадьба, постройка дома, похороны, поминование, здесь, как и во многих эрзянских селах, содержат элементы традиционной эрзянской обрядности, восходящей к древним пластам народной культуры.
Во многом все это, как плодородная почва, стала питательной средой для рождения самобытной школы резьбы по дереву. Её история – это сложный путь формирования художестенно-пластического стиля, основанного на кровных связях тавлинских умельцев с народной основой бытия.

Петр Рябов - известен не только в Подлесной Тавле, и Эрзянь Мастор, - его знают за рубежом - он участник и бессменный организатор семинаров финно-угорских резчиков по дереву. Возглавляет союз тавлинских мастеров “Эрьмезь”. А в жизни, Петя – народный мастер, душа-человек, спешащий на помощь каждому. С момента становления тавлинской школы, в далекие к. 1970-х – н. 1980-х гг. группа резчиков, сплотившихся вокруг самобытного художника, засуженного работника культуры РМ Н. И. Мастина, - он уже тогда выделялся своей необычной рукой. Тавлинская резьба уже тогда стала заметным явлением республиканских выставок. Работы Петра Рябова выделялись разнообразием сюжетов, подкупали пластической мягкостью, привлекали добрым юмором, народным лиризмом. Он, тогда еще мальчишка, активно исследовал традиционную эрзянскую бытовую культуру, присматривался к типичным проявлениям народной психологии, выделял характерные моменты народной жизни.
В творчестве П. Рябова отражаются процессы становления, развития, поисков и экспериментов присущие всему промыслу Подлесно-Тавлинской резьбы. Характерные пластические признаки, отличающие работы резчиков села Подлесная Тавла, использование обобщенных форм в изображении персонажей, которые исходят из объема деревянного чурбака или бруска, мастер активно использует в монументально-декоративной парковой скульптуре. Первые скульптуры этого плана были предназначены для оформления сельских окрестностей, родников. Участвуя в работе международных финно-угорских фестивалей, резчик усложняет декоративный язык произведений, сохраняя стабильной подачу образного содержания. Наибольшее внимание, как и прежде, уделяется изображению лиц героев, подмечаются психологические нюансы.
Пристальное внимание к показу лица – это черта, которая исходит из типологии ритуальных масок, известных в финно-угорской культуре. Она стала доминирующей и в тематических композициях. Большинство персонажей это люди, умудренные жизненным опытом. Герой может быть показан странником, домоседом, шутником, мудрецом, знатоком народной жизни.
Чаще всего изображение подчеркнуто монументальное, фигура вырезается в рост, 2/3 высоты занимают голова и туловище, из-под рубахи сразу выступают короткие ноги, босые или обутые в массивнее лапти. Пластика лиц с крупными глазами, большим носом, с впалым ртом, длинной бородой и косматыми бровями – это утвердившийся прием гротеска в передаче народных типов. Персонажи исполнены природной силой и достоинством, приобщены к таинствам земного бытия.
В поисках новых форм Петр отходит от реалистических трактовок. Используя стиль антропоморфных изображений со свадебных эрзянских сундуков «парей», автор отстраняется от индивидуальных характеристик героев, концентрирует внимание на значимости человеческих дел, представляя действо как суть живущего. Любой род деятельности при подобном обобщении обозначается как эпическое событие, настолько мощным выглядит миг, отраженный автором. (использован материал каталога выставки «Эрямонь тешкст»)

Рябов Петр Владимирович, народный мастер резьбы по дереву

1979-1987, 1996-1999 гг. – преподаватель экспериментальной ДХШ с. Подлесная Тавла
1987-1989 гг. – возглавлял цех по производству сувениров при министерстве местной промышленности МАССР
1989 г. – окончил Мордовский государственный университет им. Н.П, Огарева
1989-1996 гг. – руководил кооперативом «Тавлинский сувенир»
С 1999 г. – возглавляет творческое объединение «Эрьмезь» в селе Подлесная Тавла
С 2003 года член Союза художников России




Участие в выставках:
1977 г. – Республиканская выставка народного творчества «Под знаменем Октября» . Саранск
1980 г. – Выставка работ ДХШ с. Подлесная Тавла. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. Саранск
1980 г. - Всероссийская выставка детского творчества. Москва
1981 г. – Выставка «золотая осень» . Могилев
1983 г. - Торгово-промышленная ярмарка. Будапешт
1984 г. – «Сохраним и преумножим народное искусство». Всероссийская выставка народного творчества. Москва.
1985 г. – Республиканская выставка изобразительного искусства «Пять веков вместе с Русью», посвященная 500-летию вхождения мордовского народа в состав Российского государства. Саранск
1985 г. - VI зональная выставка «Художники Нечерноземья» . Кострома
1985 г. - Всесоюзная выставка «Я голосую за мир», посвященная XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов. Москва
1989 г. – II Всероссийская выставка «Художники автономных республик, краев и областей РСФСР». Москва
1990 г. - Всесоюзная выставка народного творчества. Москва.
1992 г. - Выставка резчиков по дереву кооператива «Тавлинский сувенир». Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. Саранск
1994 г. - Выставка «эрзяне в С-Петрбурге». Мордовская деревянная пластика. С-Петербург
1995 г. – Выставка работ тавлинских мастеров на Певческом поле. Таллинн
2001-2002 гг. - Выставка резчиков ОО «Эрьмезь». Финно-угорский культурный центр . Сыктывкар
2002 г. – Выставка резчиков ОО «Эрьмезь». Центр декоратвно-пикладного искусства. Ижевск.
2002 г. – Выставка «Дерев живая красота». Пенза
2002 г. - Республиканская выставка, посвященная 65-летию СХ Мордовии. Саранск
2004 г. – «Россия - X». Москва
2004 г. – Региональная выставка «Большая Волга». Искусство республик Поволжья. Саранск
2004 г. – «Этно: параллельные миры». Саранск, Москва
2001-2004 гг. - Международные финно-угорские фестивали. Ижевск
2005 г. - Выставка «Эрямонь тешкст» (Знаки времени), Саранск
(я думаю были еще выставки- не владею точной информацией)

Персональные выставки:
1995 г. – Республиканский объединенный краеведческий музей. Саранск

Немного о делах Калаганонь Керяз :
ЕДИНАЯ ЦЕПОЧКА
В Мордовии сожгли идолов
В селе Подлесная Тавла…
Просмотров: 1826 | Добавил: erzyany-rasyke | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Форма входа

» Календарь новостей
«  Октябрь-Ожоков 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

» Поиск

» Друзья сайта

» Статистика


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz