Мой сайт Среда-Куншкачи, 23.08.2017, 07:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 369

Главная » 2007 » Октябрь-Ожоков » 20 » "«Русский Родэн» эрзянской национальности – 130 лет со дня рождения Степана Эрьзи"
"«Русский Родэн» эрзянской национальности – 130 лет со дня рождения Степана Эрьзи"
20:35


Эрьзя - псевдоним скульптора Степана Дмитриевича Нефёдова (1876-1959). Под этим именем стал знаменитым еще в начале ХХ века. По национальности Нефедов - эрзя. Выбором псевдонима он подчеркивал свое происхождение. Тяжелым и многотрудным был путь к мировой известности выдающегося мастера резца. Европейская пресса называла его «русским Родэном», не осознавая истинной его национальности. В беспрерывных творческих поисках он создал множество произведений - прекрасных скульптур, глубоко проникновенных, как общепризнанных, так и до сих пор вызывающих страстные споры. Прошедший большую жизненную школу, хорошо знавший и талантливо, смело претворявший в своем творчестве традиции мирового и русского искусства, скульптор всегда при этом оставался сыном своего народа.
Будучи значительным явлением современного мирового искусства, творчество Эрьзи - выражение гения эрзянского народа.

Будущий скульптор родился в 1876 году в деревне Баево Алатырского уезда Симбирской губернии в семье крестьянина. С детства его окружала великолепная природа родного края - дремучие леса, живописная речка Бездна, превращавшаяся весной в бурный стремительный поток, ее крутые скалистые берега, а также необозримые пространства полей и холмов. Одним из самых сильных впечатлений, оставшихся от детства стали произведения народного гения - добротные деревянные дома, украшенные затейливой резьбой, изумительные по изяществу и яркости отделок костюмы односельчанок, удобные и вместе с тем поражающие легкостью и мастерством исполнения всевозможные предметы, которыми каждый день пользовались в крестьянской избе - кувшины, ложки, сундуки-пари, прялки. Таким образом, в основу формирования уникального художественного дара Степана Нефедова легло все то, что было исконно присуще искусству древнего народа. Природные данные молодого скульптора получили развитие в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в мастерской Сергея Волнухина, а затем - в скульптурных ателье Европы (1907-1914). Семь лет начинающий скульптор провел в Италии и Франции.

В 1909 году в Венеции он впервые участвует в Международной художественной выставке работами "Последняя ночь осужденного" и "Автопортрет":

добиваясь не только успеха и признания своего таланта, но укрепляя тем самым авторитет русского искусства за рубежом.
Годы, проведенные в Италии и Франции, явились для молодого Эрьзи великолепной школой мастерства, которая дает полное основание считать его не только одним из самых талантливых, но и профессионально подготовленных русских скульпторов начала XX века.
После возвращения в Москву С.Эрьзя продолжает развивать основные тематические линии, наметившиеся в его искусстве ранее - еще в итало-французский период: женские образы, выражающие сложные душевные переживания, портреты, символические изображения. Одним из первых в русской пластике ХХ века С. Эрьзя показал достоинство и красоту женщины - представительницы «малого» народе создав образы, полные лиризма, глубокого и искреннего чувства «Монголка», «Эрзянская женщина», «Голова мордовки».


В начале двадцатых годов поиски более выразительных средств исполнения привели С.Эрьзю и к «открытию»" нового для него материала - дерева, композиции «Леда и лебедь», «Летящий», «Материнство», выполненные на Кавказе, отчетливо демонстрируют, как приемы модерна, «опробованные» скульптором ранее - в работах «Отдых», «Мрамор», ряде женских портретов, - ложатся в основу формирования нового индивидуального пластического стиля С.Эрьзи. Его развитие шло в течение двух последующих десятилетий (1927-1950), которые скульптор провел в Аргентине.
Все, что создано им за полвека творческой деятельности, оценить вряд ли возможно. Были у него взлеты и падения, успехи и горькие неудачи. Но до сих пор нет ни одного издания, которое бы более полно констатировало все исполненные произведения за период его творчества.
Куда только не забрасывала судьба Степана Дмитриевича с родного Поволжья - Италия и Франция, Урал и Северный Кавказ, Грузия и Азербайджан, Аргентина..., но всю жизнь он помнил и пронес в душе искреннюю любовь и теплые воспоминания о просторах Алатырского Присурья, о заливных лугах Засурья, о дорогом и милом сердцу городке, чудесное название которому - Алатырь. Тут он родился, здесь прошли его детство, отрочество, юность. Он приобрел здесь первые навыки в живописи и скульптуре, отсюда его крестьянские корни, где и до сих пор проживает многочисленная родня.
К сожалению, скульптор не оставил своих мемуаров. Да и сама личность С. Эрьзи глубоко оригинальна и загадочна...
Возвратившись на родину, но уже в СССР, глубоким стариком, он мечтал поселиться в краю отцов - в Алатыре.
Степан Дмитриевич сохранил и привез с собой свои лучшие скульптурные творения. До последних дней жизни Эрьзя мечтал о своем музее в Алатыре. Его открытие было обещано городскими властями еще в начале ХХ века, в период творческого взлета земляка. Начавшаяся первая мировая война и последующие события перечеркнули все планы. Но он верил, что «советская власть может все»... На родину не пустили... Власти предложили поселиться в Чебоксарах, либо в Саранске... Этого он понять не мог. И ответ выдающегося мастера был краток – «Не поеду!..Только на Родину, в Алатырь!..»
За годы отсутствия Степана Эрьзи произошли громаднейшие изменения и в административно-территориальном делении родного края и всей бывшей Российской империи. Это была иная страна, другие люди. Давно не существовало Симбирской губернии. Алатырь и пригород, многократно исхоженный Степаном в юности, с 1925 года включен в состав Чувашской АССР. Да и Саранск и Чебоксары, где он бывал, стали столицами национальных автономий. Но у него в памяти сохранились яркие впечатления давно ушедшей молодости, иного периода, сложившиеся еще до октября 1917 года и первых лет Советской власти. И эти города в воспоминаниях С. Эрьзи блёкли с тем былым величием, каким виделся и был в ту пору Алатырь.
За последнюю четверть ушедшего ХХ века немало написано и опубликовано статей, издано брошюр, книг и сборников о жизни и творчестве выдающегося эрзянского скульптора, получившего мировую известность. Одними из первых изданы книги: Бориса Полевого, воспоминания Григория Сутеева, первого биографа и друга Эрьзи. Значительная лепта в изучении творчества и биографии С.Д.Нефедова (Эрьзи) внесена народным писателем Республики Мордовия К.Г.Абрамовым. Совместно с талантливым живописцем, внесшим огромный вклад в развитие портретного искусства Мордовии, заслуженным деятелем искусств Е.А. Ноздриным (1920-1997), уроженцем г. Алатыря, К. Абрамов неоднократно посещал родные места Эрьзи.
Много сделано в освещении творческого наследия С.Эрьзи Мордовским республиканским музеем изобразительных искусств, получившим его имя. В музее собрана и сохраняется большая часть созданного Степаном Дмитриевичем как на родине, так и за рубежом.

Изданы книги о жизни и творчестве скульптора на Урале, на Кавказе и других местах. Наконец, в 1997 году увидела свет и рукопись эрзянского поэта Артура Моро (Осипова) о встречах и его дружбе со Степаном Нефедовым.

При написании использовано: «Ахматово» В. Н. Кирсанов, материалы сайта Степан Эрьзя


1876- 27 октября родился в селе Баеве Алатырского уезда Симбирской губернии.
1892- переезжает вместе с семьёй в г. Алатырь; ученик различных иконописных мастерских.
1893-1897- уезжает в Казань, поступает в иконописную мастерскую КОВАЛИНСКОГО. Расписывает церкви приволжских сёл и городов.
1899- возвращается в Алатырь, исполняет декорации к спектаклю, посвященному 100летниму юбилею со дня рождения А.С.Пушкина.
1902-1906- учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
1903-1907- участвует в выставках произведений учащихся Училища живописи, ваяния и зодчества.
1906- участвует в 26 периодической выставке Московского общества любителей художеств.
1906-1914- живет и работает в Италии и Франции. Создает произведения "Тоска", "Автопортрет(1908)", "Тюремный священник"(1909), "Последняя ночь"(1909), "Каменный век"(1911) и другие.
1909- участвует в 8 Международной художественной выставке в Венеции и художественной выставке в Милане.
1912- участвует в выставке "Осенний салон" в Париже.
1914- возвращается в Россию.
1918-уезжает в Екатеринбург. Создает монументальные произведения "Великому кузнецу мира", "Погибшим уральским коммунарам" и другие.
1921. - переезжает в Новороссийск, а затем в Батуми. Создаёт портреты В.И. Ленина, К. Маркса, Ф. Энгельса, деятелей культуры Грузии.
1923- живет и работает в Баку. Осуществляет монументальное оформление Дома союзов горняков.
1926- участвует в выставках Москвы, избирается действительным членом ОРСа.
1926-27- уезжает во Францию с выставкой своих произведений. Участвует в выставках в галерее Жана Шарпантье, в 9 выставке "Художественного мира", "Салона независимых".
Персональная выставка в помещении профсоюза изящных искусств.
1927-1950- живет и работает в Буэнос-Айресе. Участвует в различных художественных выставках. Организуются персональные выставки. Создает "Портрет В.И.Ленина"(1928), "Моисея" (1932), "Портрет Л. Толстого" (1930), "Медузу" (1938), "Портрет Бетховена" (1929) и другие.
1950- возвращается на Родину.
1954- персональная выставка произведений в Москве.
1957- Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Трудового Красного Знамени за многолетнюю деятельность в области изобразительного искусства.
1959- Скончался в Москве, похоронен в Саранске.


Картина Михаила Ерошкина "Эрьзя-странник"
Просмотров: 798 | Добавил: erzyany-rasyke | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Форма входа

» Календарь новостей
«  Октябрь-Ожоков 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

» Поиск

» Друзья сайта

» Статистика


Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz