Мой сайт Пятница-Сюконьчи, 20.10.2017, 11:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 369

Главная » 2007 » Октябрь-Ожоков » 21 » ЭРЗЯНЬ ДЫ МОКШОНЬ РАСЬКЕТНЕНЬ ПАНИКУДО!ЭРЗЯНСКАЯ И МОКШАНСКАЯ КУХНЯ
ЭРЗЯНЬ ДЫ МОКШОНЬ РАСЬКЕТНЕНЬ ПАНИКУДО!ЭРЗЯНСКАЯ И МОКШАНСКАЯ КУХНЯ
16:55

 ЭРЗЯНЬ ДЫ МОКШОНЬ РАСЬКЕТНЕНЬ ПАНИКУДО!ЭРЗЯНСКАЯ И МОКШАНСКАЯ КУХНЯ.
                
Пирог с начинкой.Основные принципы кулинарного подхода угро-финнов

в целом и Эрзянского и моокшанского народов, в частности, к композиции блюд, к
принципам подбора сырьевого материала, к методам его кулинарной
обработки были связаны в прошлом с религиозными верованиями,
представ-лениями, обычаями, с условиями особо-го хозяйствования, с
занятием рыболовством и охотой на лесного зверя и птицу.
Финно-угорские племена селились по берегам рек, часто перенося свои
временные стоянки, за исключением тех, что обосновывались на
удобных местах рыбного лова. В верховьях рек финно-угорские племена,
как правило, не сели-лись, а нижнее и среднее течение дели-лось
между разными племенами одного и того же народа; одна народность
зани-мала бассейн какой-либо крупной реки со всеми ее притоками.
Поэтому расстоя

ние в 300–500 км было привычным для «хода» охотника или рыболова, оно
по-крывалось летом по течению реки, на лодках, а зимой — по ледоставу на
лыжах. Небольшое по численности, редкое население постоянно контролировало
огром-ную территорию и осваивало ее только экстенсивно. Вплоть до XVIII
века у эрзи и мокши и угро-финнов в целом — не было огнестрельного оружия и
основным хозяйственным правилом на протяжении тысячелетий было
поддержание изобилия природы, крайне бережное, щадящее отношение к ней,
сохранение непуганым животного мира. Верховья рек оставались
неприкосновенными, священными и недоступными. Практически на протяжении
трети любой реки от ис-токов нельзя было ловить рыбу, бить зверя,
уничтожать деревья и даже собирать ягоды и грибы. Так веками сохранялись
в Заволжье и Предуралье огромные, непроходимые лесные пространства.
Ловить рыбу во время нереста или уничтожать детенышей лесной дичи
считалось у родноверцев угро-финнов тягчайшим преступлением. Ослушников
согласно обычаям изгоняли из племени или чаще всего казнили, принося
жертвы держателям. 

Изобилие рыбы и дичи, разнообразие их видового состава нашло отражение в
особенностях кулинарии финно-угорских народов. Рыба была одним из
основных видов пищевого сырья. Но рыбные блюда различались не только
степенью кулинарной обработки той или иной рыбы, тем, что её ели сырую,
мороженую, вяленую, сушеную, кислую (квашеную), соленую или вареную, но и
тем, что разные виды рыб обладали разным вкусом и приготовлялись
по-разному, разными методами. Кроме того, можно было по-разному
использовать их субпродукты — печень, икру, молоки, жир. Отсюда огромное
разнообразие блюд из рыбы.
На подбор кулинарного сырья веками влиял и такой фактор, как
ограниченность средств лова лесного зверя и птицы. Основными орудиями лова
были силки, западни. Поэтому ловили в основном лесную птицу — глухарей,
тетеревов, куропаток, а из зверей — зайцев. Крупные звери вроде медведя и
даже лося были практически недосягаемыми, пока не появилось огнестрельное
оружие. Медведь и лось поэтому считались священными животными, хозяевами
тайги. Они долгое время не подлежали охоте. Национальным мясом эрзян,мокшан,
марийцев, пермяков была зайчатина. По русским религиозным правилам до XIX
века это мясо считалось нечистым, поэтому угро-финны после насильственного
принятия христианства блюда из зайчатины зачастую изготовляли «подпольно»,
отчего национальная технология их со временем была утрачена. 

Мясо и птицу тушили, пекли и варили. Традиционная национальная кухня
фин-ноугорских народов не знает жареных блюд. Лишь эрзяне, мокшане и марийцы
заимствовали у соседних татар в конце XIX в. некоторые жареные блюда из
мяса, но для национальной кухни типичны лишь отварные или томленые блюда,
а точнее томленые мясо и рыба в сочетании с отдельно приготовленными
отварными или пареными (томлеными) овощами (паренки).
Мясо употреблялось для приготовления супов (шонгарям, м., ям, э.). Его
также тушили с картофелем, капустой, а также заготавливали впрок : солили,
сушили, коптили. Ливер в основном шёл для начинки пирогов, пельменей.
Нутряной жир перетапливали или солили. На нем жарили, добавляли его в
первые блюда. Из головы и ног делали холодец. Довольно часто употребляли
мясо птицы и яйца, которые использовались и в качестве обрядовых кушаний.
Из овощей национальными для финно-угорских народов можно считать редьку и
репу, из пряных трав — жеруху, хрен, ложечную траву, лук, сарану,
борщевик, лесной хвощ (пермский подвид), крапиву, молодую сныть.
Продукты огородничества — капусту, огурцы, лук и др. — ели в сыром,
пареном, соленом виде. С ними готовили супы и щи.
Грибы — также существенный элемент национального пищевого рациона. Их, как
правило, отваривают, реже жарят, но охотнее всего солят, квасят и сушат.
Садоводство было развито слабо, поэтому сладкий стол относительно скромен
— в основном в питании использовали дикорастущие растения : калину,
черемуху, ягоды, щавель. Их ели свежими, сушили, делали начинку для
пирогов. К национальным кондитерским изделиям можно отнести пироги с
тертой сушеной черемухой, со свежей калиной (чевчелень-прякат) и пироги с
щавелем, слегка подслащенным сахаром или мёдом. Мёд использовался широко
(сахар до революции почти не употреблялся). На основе мёда у эрзян, мокшан(и
марийцев) созданы национальные обрядовые и праздничные блюда. Его
использовали и как лекарственное средство. Из продуктов пчеловодства
готовили различные напитки : медовую брагу, хмельное пиво — пуре (секреты
изготовления которой в наше время утеряны). До нас дошла только брага из
свеклы — поза, ставшая национальным напитком. С ней связан сбор лесного
хмеля. Эта добавка во мно-гом и определила оригинальность народного
напитка, который олицетворяют с бодростью и здоровьем. Поднимая чащу с
позой, не зря восклицали : эрзянскую позу пьешь — здоровье наживешь !
Случалось это перед каждым большим праздником. А если хозяйка не ленилась,
то и в будни пили позу. Была бы только сахарная свекла, а уж позаню — так
ласково зовут мокшане брагу — могла ещё совсем недавно приготовить любая
женщина (рецепт). Поза не только утоляет жажду, но и сытна. Так и говорят
о ней : много выпьешь — мало съешь ! Полезна и в том смысле, что не
пьянит, но веселит. «Позу пьешь — полбеды наживешь, водку пьешь — совсем
пропадешь»,— гласит эрзянская пословица. Поза и в радости — свадьбе, и в
горести — тризне — всегда была в чести. 

Таким образом, по своему пищевому сырью эрзянская и мокшанская, как часть общей
финно-угорской, весьма несложна, здорова, но ныне относительно
труднодоступна : красная рыба, икра, речная рыба, зайчатина, лосина ;
лесные ягоды : брусника, земляника, черника, клюква, куманика, водяника,
морошка; грибы ; дичь : глухари, тетерева, куропатки, рябчики; мед,
лесные травы. 

Особое место в кулинарии финно-угорских народов занимает использование
зерна и каш из него.Эрзяне , мокшане и марийцы, тесно связанные с народами Нижнего
Поволжья, предпочитают пшено, хотя перловка, полба и рожь (черная каша)
также долгое время считались основным сырьем для приготовления кашиц —
сильно разваренных каш, разжиженных затем водой, маслом или горячим
молоком, с добавлением лесных трав и лука.
Особенностью использования зерна является также фарширование крутыми
кашами (в основном, пшенной) свиных кишок и обжаривание их в сале.
Из ржаной муки готовили кулагу : муку разводили водой и ставили в печь
томиться, для улучшения вкуса в нее добавляли ягоды.
К кашам и кашицам по характеру пищевого сырья близки и такие блюда, как
мучные кисели — овсяный, гороховый, ржаной. Однако по технологии и виду
подачи мучные кисели более походят на супы, их и едят всегда горячими, как
супы.
В XV—XVII веках финно-угорские народы в результате расширившихся
контактов с русскими и татарами знакомятся с пшеничной мукой. Однако до
XVIII века мука была привозной, а не местного производства, а значит,
расходуется она ограниченно, и это побуждает создавать особые
мясо-тестяные блюда, где тестяная часть тщательно дозируется, так, чтобы
она не превышала мясную. Так, в мордовской кухне небольшие кусочки сала
облепляют тестом, и полученные таким образом «галушки» отваривают и
обжаривают, получая типично национальное блюдо цёмарт.
Хлеб (кши, мокш., эрз.) выпекался преимущественно из ржаной и пшеничной,
реже ячменной и овсяной муки. Пекли его из кислого теста на закваске.
Тесто раскладывали в формы или просто клали на капустные или другие
листья. По праздникам готовили лепешки из сдобного теста, замешанного на
сметане, масле, яйцах (копша, м., сюкорот, э.). Кроме этого пекли пироги с
разнооб-разной начинкой (перякат, м., прякат, э.) : овощной, мясной,
ягодной, из каш, картошки и т.п.
Блины (пачат, м., пачалксеть, э.) делали довольно толстыми из пшеничной,
пшенной, гречневой, гороховой муки. Их ели с молоком, маслом, мёдом. В
начале ХХ века они были вытеснены тонкими блинами из пресного теста. Из
картофельного крахмала готовили лапшу.
Из молочных продуктов использовали коровье и козье молоко, которое пили в
сыром виде, использовали для приготовления первых блюд, мучных изделий,
каш. В большом количестве употребляли кислое молоко (шапама лофца, м.,
чапамо ловцо, э.). Его готовили из топленого молока, заквашивая сметаной
или простоквашей. Из кислого молока делали напиток — ирьян, с добавлением
соли. Для более длительного хранения из кислого молока делали пресованую
массу — кольцягат. Её также могли разбавлять водой или молоком, в этом
случае напиток назывался сузмой. Из молока делали творог (топо, м., э.),
масло (вай, м., ой, э.), в некоторых местах самарская мордва делала сыр —
крут.
Типично для угро-финской кулинарии и не встречается в других национальных
кухнях сочетание в одном блюде мяса и рыбы или даже мяса, рыбы и птицы.
Так, например, сурская эрзя использует птицу и рыбу в одном супе,
де-лая и поныне в исключительно торжественных случаях стерляжью шурьбу на
курином бульоне.
У эрзян и мокшан было немало традиционных обычаев и обрядов, сопровождавшихся
приуроченными только к ним кушаньями. Например, на имянаречение варили
молочную пшенную кашу, считавшуюся, как и яйца, символом плодородия.
Каждый участник имянаречения, отведав ее, поздравлял родителей с прибавлением
в семье и выражал пожелание новорождённому прожить столько лет, сколько
крупинок каши в горшке.

Парь эрзянский
Сундук-кадка выдолблена из час-ти цельного ствола липы, имеет форму
цилиндра. В средней части тулова кадки прикреплены кова-ное кольцо
из железа, с другой стороны — железная накладка, которые служили для
закрепления крышки.Много обрядовых блюд готовилось к свадьбе. Особо
отметим самый большой, главный пирог лукш, который выпекался матерью
жениха и отправлялся на угощенье родных невесты вместе со свадебным
поездом, ехавшим за невестой. Его пекли из кислого ржаного теста или
пшеничной муки с начинкой в 7-12 слоев : нижний слой из пшенной
каши, затем из творога, особые слои составляли вареная курица,
куриные яйца или яичница и так далее. Верхушку пирога обязательно
украшали выпеченными из пресного теста фигурками птиц, звёздочками,
веточкой яблони, цветными нитками, лентами и бисером.
Из других свадебных печений нельзя не сказать о пирогах груди
молодушки с начинкой из творога, сопровождавших специальное моление
в доме жениха, во время которого просили Создателя Инешкипаза,
чтобы молодушка имела
много молока и чтобы родила семерых сыновей и столько же дочерей.
Хлеб здоровья брали с собой сваты и клали на стол в доме невесты,
начи-ная обряд сватовства : его помещали на дно большой долблёной
кадушки (паря) с имуществом невесты (приданым) перед отправкой её в
дом жениха.
НЕКОТОРЫЕ РЕЦЕПТЫ ЭРЗЯНСКОЙ И МОКШАНСКОЙ КУХНИ
БАЛАНДА
Летнее блюдо мокши. Приготавливается из листьев молодой
лебеды и чертополоха (в мае), мелко сеченных и варенных на молоке.
Используются только листья растений, без стеблей. Баланда
заправляется тертыми желтками крутых яиц и манной крупой. 


1,5 л молока
1 л мелко сеченных листьев лебеды с добавкой чертополоха
2 луковицы
1 морковь
1 ст. ложка манной крупы укроп
4-5 желтков крутого яйца

1. Чертополох обдать кипятком в дуршлаге, чтобы лишить его
колючести. Затем соединить с про-мытой зеленью лебеды, мелко
нашинковать вместе с морковкой, залить поллитром кипятка и дать
слегка увариться до мягкости.
2. Добавить измельченный лук, укроп, залить подогретым молоком и
варить до закипания на сла-бом огне.
3. В момент закипания засыпать через сито манную крупу и продолжать
варить до пюреобразного состояния. Снять с огня, заправить желтками,
дать постоять под крышкой 10 мин.
УШИЦА
У всех финно-угорских народов, существование которых тысячелетиями
было связано с рыболовством, бытует много местных видов ухи, часто
изменяющихся в зависимости от сорта рыбы. Однако наиболее общими и
характерными для большинства из них — карелов, вепсов, коми,
коми-пермяков, манси шнтов, а отчасти и у эрзи , мокши — остаются по сей
день 2 вида «быстрой ухи» — ушицы, отличающейся высокой
концентрацией рыбного бульона, типичной именно для рыболовецкого
хозяйства с его постоянным и обильным рыбным сырьем. Оба эти вида —
летнюю и зимнюю ушицу — готовят из мелкой рыбы разных сортов,
поскольку крупная рыба традиционно считается «товарной», т. е. идёт
на продажу или впрок на засол, копчение, вяление или на
приготовление парадных рыбных блюд, в то время как попавшая в невод
мелкая рыба должна быть использована непосредственно в повседневном
питании.
Для летней ушицы : 

1 кг рыбы
3-5 луковиц (закладывают целиком, затем вынимают после готовности
блюда)
1,5 л воды
1 стакан сеченой зелени укропа и петрушки
Для зимней ушицы :
0,5 кг сущика
1,5 л воды
4-5 луковиц
1 ст. ложка ячневой крупы.
ПОЛБЯНАЯ КАША
Была хорошо известна северным, уральским и волжским финно-уграм.
1 стакан полбы
8,5 л простокваши
0,5 стакана воды
0,5 л молока
100 г масла

1. Полбу замочить на 4-6 ч (или на ночь) в смеси простокваши (или
скисшего молока и кипяченой холодной воды), затем промыть в холодной
воде и отварить на слабом наплитном огне в молоке или смеси молока с
водой до готовности (каша не разваривается, каждое зернышко остается
це-лым, готовность проверяется пробой на вкус после полного
выкипания жидкости).
2. Кашу укутать и дать выстояться 30—40 мин, после чего заправить ее
маслом и подать к столу.
ШОНГАРЯМ- ПШЕННАЯ КАША
1 стакан пшена
0,5-1 л молока
50-75 г сливочного масла
150-200 г обрезков любого отварного мяса
1-2 крутых яйца
1-2 луковицы

1. Пшено промыть несколько раз в холодной воде, затем обдать
кипятком и варить до полуготовности (10-15 мин), чтобы не
разварилось в воде, после чего жидкость слить, в кашу залить молоко,
в котором уварить ее до густоты.
2. Готовую кашу заправить маслом, мелко накрошенными кусочками мяса
(зайчатины, свинины, говядины — любого) или курицы, рублеными яйцами
и измельченным луком и тщательно размешать. После этого добавить в
кашу небольшие кусочки верхней корки от свежевыпеченного черного
домашнего хлеба (для этого срезается только сухая, зазубренная часть
корки, совершенно без мякоти). Если домашнего хлеба нет, то покупной
для этой цели лучше не использовать — он лишь испортит вкус каши, в
то время как корка домашнего хлеба придаст ей особое вкусовое
свое-образие (в этом случае каша должна постоять перед подачей 5—10
мин, чтобы корка упрела).
ЦЁМАРАТ_-ЭРЗЯНСКИЕ ПЕЛЬМЕНИ
Для теста:
2,5 стакана пшеничной муки
2 яйца
0,5 стакана холодной (ледяной) воды

1. Замесить крутое тесто, дать ему расстояться 15-20 мин под влажным
полотенцем, затем раска-тать в тонкий пласт толщиной до 1 мм (чем
тоньше раскатано тесто, тем лучше).
2. В пельменное тесто, раскатанное и нарезанное небольшими
квадратиками 4 x 4 см или макси-мум 5 x 5 см, завернуть маленькие
кубики жирной свинины или сала, крепко посоленные и обиль-но
сдобренные мелкосеченым или пассерованным луком и черным перцем.
Свернуть квадратики треугольниками, края теста защипать. Отварить
пельмени в течение 20-25 мин в мясном или кост-ном говяжьем бульоне.
Есть их вместе с бульоном, посыпав его свежим укропом, петрушкой и
дудником (зелень кервеля).
ТОМЛЁНОЕ МЯСО
Мясо (любое, особенно заячье) обычно томят крупным куском (2—3 кг) в
печи (духовке) с небольшим количеством воды и луком в плотно
закрытой посуде в течение 2—3 ч. В качестве гарнира используют
лапшу, отварную морковь и паренки, приготовляемые отдельно, а в
последнее время — отварной картофель.
ТОМЛЁНАЯ РЫБА
Рыба как второе блюдо также приготавливается отдельно путем
запекания в оболочке, т. е. фактически проходит процесс томления.

Крупную рыбу чистят, прополаскивают проточной водой, тщательно,
насухо вытирают и затем снаружи и изнутри натирают солью с черным
перцем, небольшим количеством муки, завертывают в перо зеленого
лука, щавель, поверх которого оборачивают пятью-шестью слоями
листьев капусты или конского щавеля, молодого лопуха, иногда —
клёна, обвязывают для прочности травой и в таком виде запекают в
золе и углях костра. При соблюдении тщательности покрытия рыба
остается варено-томленой. Гарниром к такой рыбе служат печеный лук,
отварная и пареная морковь, печеный и отварной картофель. Подачу
сырых овощей традиционная национальная кухня финно-угров, как
правило, не знает, но теперь их уже употребляют.

Приготовление указанных мясных и рыбных блюд можно имитировать в
современной городской кухне, используя в качестве верхнего
(основного) покрытия фольгу, а в качестве огня — духовку. Пищевые
покрытия — укроп, зеленый лук, щавель — вполне доступны, особенно в
летнее время, в любом городе.
БРУСНИКА (КЛЮКВА) С РЕПОЙ (РЕДЬКОЙ)
1 стакан ягод
0,5-1 стакан тертой репы (редьки)
3-4 ст. ложки сахара или меда

Для приготовления этого распространенного национального блюда
используются только так называемые паренки, т. е. брюква, репа или
редька, выпеченная в печи, а потому сухая, с особым приятным вкусом.
Репа, отваренная обычным способом, в воде, не годится.
Приготовление паренков. Овощи тщательно очистить от повреждений,
кожуру снять, крупные клубни разрезать на 3-4 куска, плотно уложить
в чугун или горшок. Отверстие вверху плотно заткнуть чистой соломой
(ржаной, овсяной, ячменной), чугунок перевернуть дном вверх на лист,
который поместить в духовку. Все это должно томиться на умеренном
огне до появления приятного запаха, сигнализирующего о готовности
(примерно через 35-50 мин).

Горячие паренки можно подать как самостоятельное блюдо, на гарнир к
мясу или как горячую закуску со сливочным маслом. Для сладкого блюда
паренки остужают и натирают на мелкой терке, после чего смешивают с
сахаром и ягодой.
КИСЕЛЬ ИЗ МЁДА
0,5 л воды
100-150 г меда
1 ст. ложка крахмала
0,5-1 стакан сока клюквы или брусники
2-3 кусочка сахара или 2—3 ч. ложки сахарного песка

Мед развести горячей водой, довести до кипения, снять пену, влить
разведенный холодной водой крахмал и, быстро размешивая его,
заварить кисель. Прежде чем он окончательно загустеет, влить
подслащенный клюквенный сок и подогреть, не доводя до кипения.
ПОЗА
(мокшанский рецепт Зубово-Полянского района)
Лесную травку для браги собирают особо тщательно и сушат не под
прямым солнцем (под навесом). Оберегают от мышей, следят, чтобы не
сопрела да дурман-растение не попало в нее. В разнотравье попадаются
лекарственные стебельки душицы (карунь тише – мокш., карво тикше –
эрз.), зверобоя, клевера, земляники. В наши дни кладут сено. В
старину применяли мякину. По-мокшански – «юв». Но только просяную.

«Позань путомась» – постановка браги в эрзянском и мокшанском доме – целое
событие. Об этом вся улица, а то и вся деревня знала.

Свеклу тщательно моют, чистят, трут на тёрке, закладывают в чугун и
ставят в печь. Парят не менее суток, а то и больше. Раньше даже
печной заслон обмазывали глиной. В городских условиях, где нет
печей, хорошей браги выдать почти невозможно.

Годятся для позы липовые и дубовые кадушки. Сосновая или осиновая –
нежелательны. Из первой может выступить смола, войдет в брагу
смолистый дух, осина придает горечь. Всем требованиям отвечает
только липовая кадка – самая чистая. Ее держат специально для позы.
Иногда такая посуда «гуляет» по дворам : одна хозяйка, сделав свое
дело, передаёт её соседке.

Совсем недопустимо использовать тару из-под солений. Это значит не
уважать себя, да и не видать тогда отличной позы. Кадушка, или
небольшой бочонок, на три-четыре ведра, имеют сбоку, выше дна на
ладонь, отверстие – спуск, с деревянной затычкой в палец толщиной.

Вынув хорошо упаренную свеклу из печи, её опрокидывают в бочонок, и
в этот же момент туда насыпают мелко нарубленное топором сено. Туда
же кидают небольшое количество головок лесного хмеля. Теперь
остаётся все залить кипятком и бросить закваску. Её берут от дежи –
теста для ржаного хлеба. Закрыв деревянным кружком посудину и накрыв
старым одеялом, тряпьем, тщательно укутав, отстаивают в тёплом
месте. Потом выносят в сени – остужают.

Распеленав, словно ребенка, кадушку, чуть открыв крышку, глядят в
дыру и слушают, определяя по известным признакам – цвету, запаху,
шипенью – скоро ли поспеет яство. Мокшанки говорят об этом :
«къзняй», значит, шипит, бродит.

Когда поза готова – шипит – под бочонок, стоящий на лавке,
подставляют кувшин и выдергивают пробку. Такой спуск называется
«первак». Это самая лучшая поза – её "сливки" ! Выпив всю, можете
залить ещё порцию кипяченой воды. Это будет второй розлив. Можно
долить и в третий – в последний раз ! Но это будет уже третий сорт.
ПОЗА
(эрзянский рецепт села Кочелай Кочкуровского района)
Свеклу варят несколько дней. Причем держат в печи не постоянно :
день парят, на второй вынимают, потом снова сажают в печь. Потом –
сушат, раскладывая на досках и хранят для зимы. Потом готовят солод
: замачивают рожь и ставят в теплую печь. Пророщенные зерна молят на
мельнице или ручных жерновах. Полученную муку – солод – парят.
Свеклу и солод закладывают в специальную кадушку-пересейку. Раньше
обычно она была общей на 15—20 семей, переходила из рук в руки. Те,
кто был побогаче, держали посуду только для себя. Внутрь кадушки из
гибкого прута делают круг, оплетая лыком. Круг служит
ситом-перегородкой между свеклой, солодом, лежащими на дне. Выше
круга насыпают измельченную ржаную солому. В состав эрзянской позы
обязательно входит лесной хмель, немного сахара, дрожжи.

В селе Болдове Рузаевского района варили лесную брагу. Куски свёклы
сушили в печке и даже обжаривали. Эту "шоколадку" очень любили дети.
Заготовленную таким образом свёклу склады-вали в мешок, вешали в
сухом месте и хранили впрок. Зимой "свекольные сухари" кипятили,
раз-бавляя прокипячёным сладким раствором зверобоя (полпивань тише –
мокш., чай тикше – эрз.), в который клали дрожжи.
По материалам Н. Мокшина, В. Похлёбкина, В. Колмыкова
Просмотров: 1415 | Добавил: erzyany-rasyke | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Форма входа

» Календарь новостей
«  Октябрь-Ожоков 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

» Поиск

» Друзья сайта

» Статистика


Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz