Мой сайт Понедельник-Атяньчи, 25.09.2017, 18:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 369

Главная » 2009 » Май-Панжиков » 22 » Эрзянь Мастор История1
Эрзянь Мастор История1
13:53
Эрзянь Мастор История1

                                    (Масторава)

 

    Исследование  древней истории жителей Эрзянь Мастор, начнем  с самого  сердца, окрестностей г. Арзамаса и это не случайно, обратите свое внимание на сходства названия  «Арзамас», ранее Эрзямас и Эрзянь Мастор. Конечно же, дело не только в схожести названий, но и в археологии, которая открывает тайну происхождения эрзян, дело в том, что именно в этом месте формировался эрзянский народ.

 Археологические исследования этого края, позволяют нам проследить жизнь людей  с эпохи мезолита. Ученным и археологам известно более 130 памятников этого района, большое число археологических находок было сделано В.Н. Мартьяновым.

 Стоянки   древнего

времени в этом районе обнаружены по реке Теше, Пьяне Сереже, многие  относятся к началу мезолита.

 Эти небольшие стоянки с очень бедным культурным слоем свидетельствуют о  большой подвижности населения тех времен, о сезонной охоте на какого то дикого  зверя.

 Интереснейшим памятником той эпохи является стоянка – Старая Пустынь-1, (работы проводились под руководством М.Г Жилина).  На стоянке обнаружены большое количество кремневых изделий  с высокой техникой изготовления правильных форм пластин, а так же микропластин стандартизированной формы, а так же резцов, скребков, скобелей, сверл, топоров.

 Большое количество орудий изготавливалось из мелового камня желто серого и красно-коричневого цветов, выходы которых имеются в Ардатовском районе и на реках Теша, Пьяна, Сатис, Алатырь.

 

 Поселенцы, так же использовали местный кремень, который встречается  вокруг стоянок, относящихся к середине 8-6 тыс. до н.э. бутовская культура.

 Так,  в те далекие времена, человек исследовал места нахождения камня  и пользовался ими,  достигнув определенных навыков в обработке и добыче этого материала.

 Следует не забывать, что эра камня открытая в те далекие времена,  живет и  сегодня, в строительстве  в ювелирном деле, а так же в ряде других отраслей, в дальнейших исследованиях нам это понадобится.

 

  На основе   бутовской культуры, на земле Эрзянь Мастор складывается культура эпохи неолита с середины 5до последней четверти 6 тыс. до  н. э., тогда же начинает появляться глиняная лепная посуда с гребенчато-накольчатым и нарезным орнаментом, с острым или округлым дном, прямыми стенками и широкой горловиной.

 

  Материалы стоянок на территорий Эрзянь Мастор, а так же соседних районов, позволяют восстановить  основные события, происходившие в эпоху неолита в Верхнем Поволжье.

 

 В конце 4 тыс. до н. э. с севера в район Арзамаса приходит культура с ямочногребенчатой  керамикой. Орнамент на посуде располагался четкими рядами, состоящими из ямок и отпечатков ракушки. Особо большое количество такой керамики найдено на стоянках Арзамас 5, 6.

 

В эпоху бронзы на протяжении 2 тыс. до н. э.  еще   в большом количестве используются каменные орудия, они начинают разводить скот и заниматься земледелием.

  На основании этого населения формируется  волосовская культура, название получила по комплексу изученных памятников у с. Волосово Навашинский район, современной  Нижегородской области.


Люди этой культуры расселились на громадной территории  от Прибалтики до Камы, от Вологды до Пензы.

 Они пользуются посудой с плоским дном, селятся   на всхолмленных речных поймах или на краях над луговых террас.

Изготавливают фигурки людей, зверей, птиц и рыб, из кремния и сланца. Многочисленны и разнообразны ножи и наконечники дротиков, копий и стрел. Есть различные сверла, проколки, топоры, долота и тесла.


Из кости изготовлялись гарпуны различных форм, рыболовные крючки, биконические, игловидные и уплощенные наконечники стрел, копья, кинжалы и ножи, мотыги, украшения и многие другие изделия.
 Из этих археологических находок можно смело свидетельствовать зарождение или уже существование  искусства в среде этого народа.

 Обратим внимание на расселение людей волосовской культуры, на восток берега Камы, на юг до Пензы, на запад до Прибалтики. Такой ареал расселения волосовской культуры.


 Антропологический тип волосовцев – европеоидный и  типичен для всего ареала волосовской культуры. Строения скелета были унаследованы волосовским населением от своих верхнепалеолитических предков так же европеоидного антропологического типа, волосовцы дальние предки эрзян.

 Во время развития волосовской культуры начинают складываться большие поселения, на окраинах которых возникают кладбища с одиночными и коллективными погребениями, появляется сложный обряд погребения, сопровождающийся ритуальными кострищами.

На стоянке Сахтыш I в 1962 – 1966 и в 1971 гг. было исследовано 15 погребений. Одно из них (№ 1) датируется позднебронзовым веком, остальные – энеолитом. Погребение № 1, 1962 г., обнаружено на глубине 70 см. Костяк лежал на правом боку в скорченном положении, головой на запад. Умерший был спеленат (или связан). Датировка – поздняя бронза, абашевская культура. Скелет принадлежал молодой женщине примерно 18 – 20 лет. Датировка погребений – волосовское время [Алексеева Т.И., 1997].

 На многих  поселениях и в погребениях найдены янтарные украшения: пуговицы с V-образным отверстием, кольца, пронизки, пластинчатые привески, подобные вещи встречаются на стоянках Прибалтики, откуда, путем обмена, могли попасть на территорию волосовской культуры.

 Так же в культурных слоях волосовских поселений найдены самые древние для лесной, Восточной Европы, духовые музыкальные инструменты - флейты и игральные фишки, по внешнему виду напоминающие современные шашки.

 

У волосовцев, отмечается параллельное существование культа лося и культа медведя. Изображения и захоронения черепов этих животных известны на ряде памятников Среднего Поволжья, эти традиции  культа лося, доживут и до наших дней в виде свободного  вольного оленя на гербе Н.Новгорода.

 

  По мнению В.А. Городцова, «народ, создавший культуру волосовского типа, жил долго, перешел в этой стране в металлический период, выделяя и давая начало производным культурам, дожившим до ранней неометаллической эпохи».

 

Волосовская культура развивалась одновременно с древнеегипетской и превосходила ее по площади в  десятки раз. Так что впереди, нас  могут ожидать еще новые открытия по этой культуре.

 

 На рубеже 3-2 тыс. до н. э возникает Фатьяновская культура (культура с. Фатьяново Ярославская обл.) и расселяются от Пскова до р. Вятка, от р. Десна до р. Суры и Свияги и от Вологды до Пензы, они известны только по грунтовым могильникам.

 Сразу же замечаем,  ареал расселения фатьяновцев, фактически тот же, как и предшествующей культуры, только с важной деталью, отсутствием селищ или поселений.

 

 Основное занятие фатьяновцев  – скотоводство,  рыболовство и собирательство. Возможно, начало земледелия, но отсутствие поселений и краткости пребывания в Окско-Волжском междуречье, такой факт отвергает.  

 

Предполагаемая прародина  фатьяновцев, по мнению официальной, истории – территория между Днепром и Вислой, существует версия и о  средиземноморье.

 

 Фатьяновская культура входила в состав большой культурно-исторической общности – т. н. боевых топоров или шнуровой керамики. Общественный строй – патриархально-родовой.

  Могилы родовых старейшин выделялись размерами и богатством инвентаря, сооружались могилы из дерева, берёсты, прутьев. Мужчин хоронили – на правом боку, головой на запад, женщин – на левом, головой на восток. Шаровидные сосуды орнаментированы нарезным и штампованным узором, на донцах – солярные знаки. Верования – культ предков, медвежий и солярный культы.

.

 Они оставили нам каменные сверленые топоры с хорошо отшлифованной поверхностью замечена тенденция о повышения качества изготовления по мере продвижения к центру волосовской культуры.

В захоронениях фатьяновцев найдены кремневые наконечники стрел волосовцев. Отсутствие мест селений и наконечники стрел в могилах наводит на мысль их полного уничтожения волосовцами.

 

К началу 2 тыс. до н. э. на местах занятыми  жителями волосовской культуры, складывается поздняковская  культура (с. Поздняково) и приказанская.

  Поселения поздняковской культуры встречаются на верхней и средней Оке, реке Свияге и южнее Пензы. Поселения располагались в речных долинах, рядом находятся их курганные и грунтовые могильники.

 

 Посуда баночная, острореберной формы - лепная, часто с округло- выпуклыми боками, и широким устьем.  Покрывалась сложным орнаментом иногда по всей поверхности, характерны округлые выступу на поверхности, выдавленные округлым предметом из нутрии.

 

В эпоху раннего железа в 1тыс. до н. э. долина реки Теши происходит развивитие Городецкой культуры.

Для Городецкой  культуры характерны городища с земляными укреплениями и керамика с «текстильным», «рогожнымым» отпечатками. Такие городища расположены в Шатковском, Первомайском, Ардатовском, Вадском и других районах.

 Эрзяне, напрямую являются потомками создателей Городецкой культуры, именно они постигали навыки обработки железа с самого раннего периода железного века.

 Городецкая культура,  на сегодняшний день является с неустановленным обрядом погребения, поэтому памятники ее представлены городищами, селищами и местонахождениями. Псевдорогожная, реже - «сетчатая", или "текстильная", керамики, являются ее основным этнокультурным ее определителем.

Просмотров: 1861 | Добавил: erzyany-rasyke | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Форма входа

» Календарь новостей
«  Май-Панжиков 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

» Поиск

» Друзья сайта

» Статистика


Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz