Восточноевропейские страны традиционно считаются принадлежащими христианской цивилизации. Вместе с тем, христианство в Восточной Европе всё больше рассматривается лишь в качестве культурно-исторической традиции. Наш северо-западный сосед – Эстония, не является исключением из правил. Большинство эстонцев формально принадлежат к лютеранству, а на юго-востоке страны проживает православное меньшинство. О христианских корнях эстонцы вспоминают, в основном, в контексте рождественских торжеств или похоронной обрядности.
На фоне общей секуляризации и религиозной эклектичности эстонского общества особняком стоит феномен возрождения или реконструкции традиционной национальной религии (язычества). Феномен для Эстонии относительно не новый, так как движение за возрождение природной веры эстонского народа зародилось еще в первые годы независимости республики в начале 20 века. В 1940 году глав общин арестовали и репрессировали. Во время советской власти активисты движения находились на нелегальном положении. Только в 70-ые годы тема дохристианских верований эстонцев вновь начала потихоньку просачиваться на страницы местной печати, а окончательная легитимация традиционалистов состоялась только с обретением Эстонией независимости.
По переписи 2000 года в стране учтено 1058 человека, чья религиозная принадлежность было зафиксирована как "Эстонская традиционная религия". Члены Maavalla Koda отмечают, что далеко не всем приверженцам ЭТР удалось переписаться правильно. В ряде случаев переписчики отказывали людям на основании того, что такой веры как ЭТР не существует.
Сегодняшние традиционалисты в финно-угорской республике не одиноки в своем желании возродить национальные дохристианские культы. Схожие религиозные течения существуют в родственной эстонцам Финляндии, соседних прибалтийских и скандинавских странах. Интересно, что синхронно с Прибалтикой и Северной Европой ренессанс национальных верований в 90-ые годы прошлого столетия затронул и российские регионы с финно-угорским населением: Поволжье, Прикамье и, частично, Северо-Запад, о чем рассказывал в своей книге "Во что верит Россия" исследователь современной религиозной жизни Александр Щипков.
Организацией, сплотившей вокруг себя эстонских традиционалистов, несколько лет назад стала Maavalla Koda. В состав Maavalla Koda входят 4 организации: территориальные общины Севера, Юга Эстонии, острова Сааремаа и города Тарту. Правление организации состоит трех человек, которых выбирают общинники. Эстонская вера существует в двух вариантах. Первый из них в строгом смысле трудно назвать язычеством. "Вера Таара" предполагает поклонение одному богу – Таара. Имя Таара связывают с упоминанием в одной из Ливонских хроник – источников по истории средневековой Прибалтики, бога эстов с таким именем.
Первое объединение последователей Таара появилось в 1930 году и называлось Hiis – "Священная роща". Название показательно. В эпоху становления новых европейских наций и поиска национальных корней эстонцы часто обращались к интегральным культурным символам финно-угорских народов. Роща как раз один из них, потому что в рощах происходили моления не только у эстонцев, но и большинства уральских народов, сохранивших традиционную веру: марийцев, удмуртов, эрзян. Характерно, что календарь сторонников Таара начинался с 1918 года – года провозглашения независимости республики.
По мере роста национального движения в 80-ых годах в Эстонии снова заговорили о Таара. Были предприняты попытки реконструировать ритуалы поклонения эстонскому богу. Однако подлинного ренессанса ЭТР на базе данного культа не случилось. Возможно, это связано со спорным для современных эстонцев генезисом культа. Дело в том, что первые поклонники Таара частично реконструировали его на основе немецкой, а не эстонской народной культуры. Тогда эстонская национальная традиция в большей степени ассоциировалась с культурой крестьянского населения, а немецкая казалась престижней. Поэтому, в настоящее время в составе Maavalla Koda почти нет людей традиции Таара.
Более популярное направление ЭТР называется Maausk – "Вера нашей Земли". Определение Maausk можно передать примерно как "всё то, во что верили эстонцы последние 800 лет своей истории, а до этого тысячи лет предыстории этноса". Исключая, разумеется, христианство. Термин "Вера нашей Земли" начал публично употребляться в Эстонии где-то 30-35 лет назад.
Неизвестно как называли свою веру эстонцы до христианизации, но в национальном фольклоре сохранились упоминания о "Старой вере", "Нашей старой вере" и даже "Старой договорной вере". Реконструкция Maausk базируется на данных о нехристианских обычаях эстонцев. Приверженцы ЭТР восстанавливают на практике древние обряды, строго следуя их описаниям в источниках или фольклоре. Творчества в отношении обрядовых практик и соблюдения обычаев не допускается. Именно поэтому, например, в ЭТР нет жрецов. Традиционалисты считают, раз жречество не сохранилось до нашего времени, то и выдумывать его не стоит.
Maausk не представляет из себя какой-либо единой, точно определенной системы. В каждой местности Эстонии присутствует своя специфика. Объясняется это следующим образом, люди в древние времена жили в согласии с окружающей средой. Поэтому надо было общаться с духами каждого места. Духом в представлении традиционалистов наделена каждая вещь. Так, в Северной Эстонии почитался Хальдиас – божество дикой природы, а в традиционной культуре Южной части страны такого персонажа нет. Там роль подобного божества выполняют духи, называемые "отцами".
"Регионализм" ЭТР выражается в идеологии веры места. То есть, уезжая в другой регион или страну, современный эстонский язычник "не берет с собой богов". Ведь, боги и духи везде разные, а местное население других земель лучше знает, как общаться с духами их земли.
Правда, есть в эстонском фольклоре и персонаж, претендующий на роль высшего божества – "Старый Бог" или "Старый Язычник". Эстонцы в прежние времена объясняли собирателям фольклора, что это тот, кто был прежде Христа. В глазах христианских проповедников Средневековья "Старый Бог" имел негативную окраску.
Как и у Таара в Maausk большое внимание уделяется собственному календарю. Maavalla Koda каждый год выпускает календарь, где дни месяца передаются с помощью североевропейских рун с добавлениями древних эстонских графических знаков. Летоисчисление начинается с даты 10219 лет назад – момента "Рождения эстонской Земли" , когда, согласно воззрениям традиционалистов Maausk раскололся ледник, и сформировалась современная территория Эстонии.
Основными местами поклонения членов ЭТР являются священные рощи (hiis), жертвенные камни, святые родники и деревья. По данным общин в Эстонии насчитывается около 550 сакральных мест традиционной веры, но не все они сохранились полностью. В прошлом такие места часто христианизировались. Так, на месте очень популярной в древности у эстонцев и близкородственной им народности водь, священной рощи Курэмяэ был устроен православный монастырь. При этом последователи ЭТР считают своими святынями даже христианизированные объекты.
Законодательство Эстонии не защищает подобные объекты как места религиозного культа. Они учитываются как археологические памятники. Соответственно, если на них отсутствует культурный слой, что случается часто, потому в святом месте не селились и не вели хозяйственной деятельности, то земли могут быть отданы под строительство. Например, конфликтная ситуация возникла недавно вокруг "священной горы" Кунда, где на месте почитаемой в прошлом рощи хотят поставить ветряки для получения электричества. Священные деревья учитываются и охраняются природоохранным ведомством страны. Вообще, как отмечается Maavalla Koda, в последнее время в Эстонии стали больше понимать и ценить традиционную культуру.
Отношения традиционалистов с государством не всегда безоблачны. Maavalla Koda критикует власти по вопросам застройки священных мест, выступает против религиозного (христианского) образовательного компонента в системе среднего образования республики. В некоторых регионах Эстонии общинники до сих пор вынуждены не афишировать свою принадлежность к ЭТР. Так, по их словам происходит на острове Хийумаа, где у власти фактически находятся баптисты.
О перспективах распространения Эстонской традиционной религии в республике косвенно могут свидетельствовать результаты крупного социологического исследования 2002 года, когда 11 % граждан страны определили свою религиозную принадлежность как наиболее близкую к ЭТР.
Сегодня к традиционалистам принадлежит, главным образом, интеллектуальная элита. Элитарная направленность будет сохраняться, так как Maavalla Koda сознательно отказывается от массовой пропаганды своих идей и тщательно отбирает новых членов в общины. Иначе, говорят общинники, могут появиться проблемы с внутренней культурой организации. С другой стороны, на положении ЭТР сказывается индивидуалистичный характер культуры эстонцев. Как заявляют члены Maavalla Koda, эстонскому язычнику необязательно входить в общину. Он может исповедовать природную веру индивидуально. |