ЭРЗЯНЬ МЕЛЬ ЭРЗЯНЬ КЕЛЬ ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕ ЭРЗЯНЬ МАСТОР! ВЕЙСЭ ЭРЗЯТ ВИЕВТЯНО!! ERZIYANY RASYKESY ULKO,TECHI,VANDI.ЭРЗЯНСКИЙ НАРОД ПРОШЛОЕ,НАСТОЯЩЕЕ ,БУДУЩЕЕ. SOVADO INESKETY! XOSCH GELYDINIZ! RAXIM ITEGEZ! WELKOMEN! TERVETULOOA! ERZIYA XALQININ –KEÇMIŞI,BU GŰNŰ VE GELECEYI Каждый народ многолик, имеет свою духовную и самобытную культуру. Каждый народ словно цветочек на поле цивилизации в этом мире. Мы хотим показать истинную философию духовность эрзянского народа.Пострадавшего от колонизации русскими и насильственной христианизацией .кровавой ,когда большая часть эрзян была уничтожена христианами.Несмотря на 600 летнюю экспансию русской культуры православия народ сохранил свою самобытность духовность значит Иншаллах у нарада будет будущее!Hər bir xalġ Özünə məxsus din və mədəniyyətə sahibdir. Hər xalq Dǚnya Mədəniyyəti tarlasında elə bil, bir çiçəkdir. Biz burada, rus mǚstəmlə kəçiliyinə və xristian zorakılığına məruz qalmış Erziyan xalqının əsl mənəvi fəlsəfəsini gŐstərmək istəyirik. Erziyanın böyük hissəsi qanlı xristian istilasıyla məhv edilmişdir. 600 ildir ki, rus ekspansiyası ilə pravoslavlaşdırılan xalq bütün bunlara baxmayaraq hələdə öz dinini və özünə məxsus xüsusiyyətlərini qoruyub saxlamışdır. İnşallah bu xalqın gələcəyidə yaxşı olacaq!Декларация об официальном названии эрзянского народа. (рус) Мы, делегаты Конгресса, представляющего всех эрзян-граждан Российской Федерации (РФ), -основываясь на истории народа, существующего много тысячелетий, -чтя память и следуя традициям предков, -ощущая этническое, языковое, духовное и культурное единство, -с удовлетворением отмечая наличие стойкого эрзянского самосознания, -осознавая ответственность за создание благоприятных условий для выживания и развития будущих поколений, -исходя из норм международного права и Конституции РФ, гарантирующих права человека и народов, -выражая уважение к истории, традициям, культуре, языкам и национальному достоинству других народов, -желая находиться в мировом сообществе народов под своим историческим именем, -стремясь быть признанным самостоятельным полноценным народом, -надеясь на понимание, добрую волю, сотрудничество народов, правительств и иных органов власти, -выражая чаяния всего народа, заявляем о его воле официально называться собственным историческим именем «Эрзянский Народ» и подтверждаем все принадлежащие ему неотъемлемые права. С пожеланиями Согласия, Мира и Прогресса всем народам Конгресс Эрзянского народа. Республика Мордовия, г. Саранск 23 марта, 1995 года. ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕНТЬ алкуксонь лемензэ коряс МЕЛЬЯВОЛЯВТОМА(эр) Минь, весе эрзянь раськенть пельде Эрзянь Инекужос кочказь эрзянь ломантне, - нежелезь ламо тёжаиень эрзянь раськенть эрямопингезэнзэ, мельсэ кирдезь минек покштянок ды сынст койтнень-кирдатнень, эрзя раськень, эрзя келень ды эрзя культурань вейсэксчинь ёжонь марязь ды кирдезь, - мельспаросо тешкстнезь кеме эрзянь меленть ды ёжомарямонть уликсчист, - парсте чарькодезь ды марязь – Эрзя раськенть сы шкань эрямонзо кис мелявксось ней весемезэ ашти неень шкань эрзятнень лавтов лангсо, - раськеютконь праватнес ды Рузмасторонь Прявткоентень кирдезь, конат идить эрьва ломанень ды эрьва раськень праватнень, - лия раськень эрямопингест, коест, культураст, келест ды раськень каштанчист мельванозь, - бажазь улемс Модамасторонь лия раськетнень ютксо улемс-эрямс эсь кезэрень лем ало, норовазь улемс содавиксэкс, эсь питнень содыця ды мариця, эсь мельсэ эриця раськекс, - лия раськетнень, сынст кирдивийтнень ды ветикуротнень паро мельс ды ялгаксчис кемезь, - весе эрзянь раськенть мелензэ-бажамонзо ломань сельме икеле невтезь, ЯВОЛЯВТТАНО Эрзя раськенть МЕЛЕНЗЭ: панжадо лемдявомс эсь кезэрень лемсэнек – ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕ, ЭРЗЯ, ды кемекстатано – Эрзянь раськенть улить весе асаевикст эсензэ праванзо лия раськетнень ютксо. Весе раськетненень Вемельксчинь, Сетьмечинь ды Изнявксчинь арсезь Эрзянь Раськень Инекужось. 1995 ие, эйзюрков, 23 чи. Саран Ош The declaration on the official name Erzian people. (англ) We, delegates of the Congress representing all Erzian-citizens of the Russian Federation (Russian Federation), -being based on history of people existing many{a lot of;much} millenium, Revering memory and following traditions of ancestors, -feeling ethnic, language, spiritual and cultural unity, -with satisfaction marking{celebrating} presence proof erzian consciousness, -realizing the responsibility for creation of favorable conditions for a survival and developments of future generations, -starting with norms{rates} of international law and the Constitution of the Russian Federations guaranteeing human rights and people, -expressing respect for history, traditions, culture, languages and national advantage of other people, -wishing to be in the world community of people under a historical name, -aspiring to be recognized independent high-grade people, -hoping for understanding, good will, cooperation of people, the governments and other authorities, -expressing expectations of all people, We declare its{his} will officially to refer to as own historical name " ERZIAN People " and it is confirmed all inalienable laws belonging it{him}. With wishes of the Consent, the World and Progress to all people Congress Erzian of people. Republic Mordovia, Saransk On March, 23rd, 1995. Декларація про офіційну назву ерзянського народу. (укр) Ми, делегати Конгресу, що представляє всіх эрзян-громадян Російської Федерації (РФ), -основываясь на історії народу, що існує багато тисячоліть, -чтя пам'ять і слідуючи традиціям предків, -ощущая етнічна, мовна, духовна і культурна єдність, -с задоволенням відзначаючи наявність стійкої ерзянського самосвідомості, -осознавая відповідальність за створення сприятливих умов для виживання і розвитку майбутніх поколінь, -исходя з норм міжнародного права і Конституції РФ, що гарантують права людини і народів, -выражая пошана до історії, традицій, культури, мов і національної гідності інших народів, -желая знаходитися в світовій спільноті народів під своїм історичним ім'ям, -стремясь бути визнаним самостійним повноцінним народом, -надеясь на розуміння, добру волю, співпрацю народів, урядів і інших органів влади, -выражая сподівання всього народу, заявляємо про його волю офіциаль заявляємо про його волю офіційно називатися власним історичним ім'ям «Ерзянський Народ» і підтверджуємо ті, що всі належать йому невід'ємні права. З побажаннями Згоди, Миру і Прогресу всім народам Конгресс Ерзянського народу. Республіка Мордовія, м. Саранськ 23 березня, 1995 рок Erziya xalqэnэn rəsmi adэ haqqэnda bəyannamə: (азери) Biz, Konqress nьmayəndələri olaraq Rusiya Federasiyasэ (RF) vətəndaюэ olan bьtьn erziyalэlarэ təqdim edirik. - xalqэn neзə minillikdən bəri mцvcud olan tarixini təsis etmək - keзmiю irsin xatirəsinə ehtiram bildirmək və ənənələrni davam etdirmək - Etnik, dil, din və mədəniyyətlərin eyni olmasэnэn duyulmasэ - цzьnь erziyalэ adlandэrmaqdan bцyьk məmnuniyyət duymaq - Gələcək nəsillərin yaюamasэ və yetiюməsi ьзьn mьvafiq юəraitin yaradэlmasэnэn məsuliyyətinin dərki - Beynəlxalq hьquq normalarэna və RF konstitusiyasэna əsasən insan və xalqlarэn hьquqlarэnэ təmin etmək - Digər xalqlarэn tarixinə, adətlərinə, mədəniyyətinə, dilinə və milli heysiyyətinə qarюэ ehtiramэnэ bildirmək - Beynəlxalq təюkilatlara xalqlarэn цz tarixi adlarэ ilə adlandэrэlmasэnэn arzusunda olduрunu bildirmək - Mьstəqil və mьkəmməl bir xalq kimi tanэnmasэnэ - Hцkьmət və onun hakimyyət orqanlarэnda xalqlarэn əməkdaюlэрэna ixtiyarэn verilməsini arxayэn olmaq - Bьtьn xalqlara arzularэmэzэ ifadə etmək Qərarэmэzэ bildiririk ki, xalqэ əsil tarixi adэyla adlandэrэn –“Erziyan Xalqэ” və ona məxsus alэnmasэ mьmkьn olmayan hьquqlarэnэ təasdiq edirik. Bьtьn xalqlara sьlh, əminamanlээ və tərəqqi arzusuyla. Erziya xalqlarэ Konqresi. Mordoviya Respubikasэ, Saransk юəhəri, 23 mart, 1995-ci il. у. Эрзя халкының рәсми атамасы турында декларация (тат) Без-Россия Федерациясенең барлык эрзя гражданнарын тәкъдим итүче Конгресс делегатлары. -меңьеллыклар яшәп килүче халыклар тарихына таянып, -буыннар гореф-гадәтлерәнә тугры калып hәм хәтерне олылап, -этник, тел, рухи hәм мәдәни бердәмлекне тоеп, -тотрыклы эрзя үзаңы булуын канәгатьләнү хисе белән билгеләп, -киләчәк буын исән калуы hәм үсеше өчен уңай шартлар тудыруда җаваплыклыны тоеп, -кешеләр хәм халыклар хокукын гарантияләуче РФ Конституциясэ hәм халыкара хокук нормаларыннан чыгып, -башка халыкларның тарихына,гореф-гадәтләрэнә, мәдәниятына, теленә hәм милли сыйфатларына, ихтирам күрсәтэп, -халыкара берлэшмәдә yзебезнең тарихи исемебез белән яшәүне теләп, -мөстәкыйль тулы хокуклы халык буларак танылуна омтылып, -халыкларның, хөкyмәтнең hем башка хакимият тартмакларының халыкларның, -хезмәттәшлегенә, ихтыярына, анлашуга ышаныбыз, -Барлык халыкның өметен чагылдырып, рәсми рәвештә «ЭРЗЯ ХАЛКЫ» шәхси тарихи исеме булып аталу омтылыши белдерәбез hәм аның аерылгысыз хокукларын раслайбыз. Барлык халыкларга алга баруны, тынычлык hәм бердәмлек теләп. ЭРЗЯ халыклары конгрессы, Мордовия республикасы, Саранск шәhәре 23 март,1995 ел.
МИНЕК ШАБРАНОК-НАШИ СОСЕДИ Публикации в газете Зеркало Азербайджан
10:55
ПРЕДИСЛОВИЕ,
,
или Мы сделали, что смогли...
Хорошо ли мы, как тюркский народ, знаем своих ближайших этнических сородичей? Даже тех из них, которые пребывали вместе с нами под гнетом советской империи? Пытаемся ли мы как общество понять, что происходит, какие политические, экономические социально-культурные процессы протекают на огромном тюркском ареале сегодняшней, далеко не демократической, не совсем федеративной и не до конца имперской России? Думаю, ответ очевиден. Даже те азербайджанцы, которых судьба закинула в Астрахань, Казань, Уфу и другие исконно тюрские городища пространства, нынче именуемого Российской Федерацией, мало что знают о культуре и истории новообжитых краев. Что и говорить о населении самого Азербайджана? В азербайджанских, узбекских, туркменских, казахских школах мало что преподается из общетюркской истории. А что до нас, взрослых, то нам навязали эту ущербную фомулу "тюркоязычные страны". И никто не может, да и не желает втолковать новым правителям старого Туркестана, что более правильным и справедливым является термин "Саммит тюркских государств", а не тюркоязычных. Не могли же арабы додуматься назвать свою организацию "Лигой арабоязычных государств" только потому, что, скажем, египетское наречие арабского языка основательно отличается от говора саудитов, например. Словом, давно наступила пора интеллектуально-духовного пробуждения тюрок от летаргического изоляционизма друг от друга. Надо начинать заново познавать и осмыслять друг друга. А для этого нужен активный и эффективный информационный обмен. Что в свою очередь требует мобилизации информационных ресурсов и средств коммуникации тюркских государств и социумов. Наша газета, не дожидаясь лучших времен, решила внести свою посильную, скромную лепту в святое дело тюркского самопознания. Итак, "Зеркало" командировало своего обозревателя, автора этих строк, в Казань. Там был собран обильный материал о политической, экономической, социальной и культурной жизни многонационального народа Татарстана. Все это нам удалось осуществить в Казани при поддержке Центра эффективных инициатив, за что и выражаем им свою благодарность. Из этого материала получилось приложение к нашему изданию - "TATARIKA" В "ЗЕРКАЛЕ". Предлагаемое вам приложение не претендует на что-то исчерпывающее. Но мы постарались хоть что-то рассказать о доблестном и храбром народе, который всегда был, есть и будет одним из главных государствообразующих наций региона, ставшего центральной частью Российской Федерации.... Ибрагим Баяндурлу, автор и составитель приложения TATARIKA В "ЗЕРКАЛЕ". ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА
Дорогие читатели, прочитав наше приложение Tatarika, вы сможете убедиться в том, что Татарстан - это самодостаточная страна. Это родина древнего народа и отчизна молодой, европеизирующейся нации. Кроме того, в отличие от многих национальных субъектов Российской Федерации, Татарстан - это состоявшееся государство. Вот и начнем с геральдических символов современной татарской государственности. Государственный флаг Республики Татарстан, утвержденный еще в 1991 году, пpедставляет собой пpямоугольное полотнище с гоpизонтальными полосами зеленого, белого и кpасного цветов. Зеленый цвет сродни зелени весны, символизирует возрождение. Белый окрас означает чистоту, а вот красный - зрелость, энергию, силу и жизнь. Автор государственного флага - народный художник Татарстана Тавиль Хазиахметов. - изображение флага- Еще более величественной геральдической ценностью татарского государства является герб. Государственный герб Республики Татарстан представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещенного в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись "Татарстан", крылья состоят из семи перьев, розетка на щите состоит из восьми лепестков. Герб Республики Татарстан выполнен в цветах флага Татарстана и имеет круглую форму. Центральный образ герба - крылатый барс, в древности - божество плодородия, покровитель детей. В гербе Республики Татарстан барс - покровитель граждан республики и ее народа. Барс изображен на фоне красного диска солнца. Солнце - в древности главное божество многих народов. Красное солнце на гербе Татарстана означает доброе знамение, успех, счастье, жизнь. На левом боку барса - круглый щит, который, согласно официальному порталу Республики Татарстан, означает правовую, экономическую, силовую защищенность граждан. В цветном изображении Государственного герба Республики Татарстан солнце - красного цвета, барс, его крылья и розетка на щите - белого, обрамление - зеленого, щит, орнамент на обрамлении и надпись "Татарстан" - золотистого цвета. Цветок астры с четным количеством лепестков символизирует вечный источник жизни, долголетие, пожелание долголетия. Приподнятая правая передняя лапа барса - это традиционный геральдический жест, подчеркивающий величие верховной власти. Это означает также начало движения (дела) "шагом правой ноги", доброе начало движения Татарстана по пути обновления. -изображение герба- Острые зубы и когти барса означают его способность постоять за себя и за тех, кому он покровительствует, кого защищает. Семь перьев крыльев барса символизируют пространство воздействия покровительствующей силы барса - и на земле, и на небесах. Положение хвоста барса означает хорошее настроение, дружелюбие. Популярный татарский растительный орнамент и цветок тюльпана олицетворяют пробуждение весенней природы и символизируют возрождение Татарстана. Три золотых круга охватывают герб на трех уровнях. Они выражают идею единства, бесконечности и высшего совершенства. Символические значения цветов: золотой цвет - изящество, красота, богатство земли Татарстана, зеленый цвет - зелень весны, возрождение Татарстана, а белый цвет - чистота помыслов народа Татарстана. Между тем, красный цвет - это зрелость, энергия, сила, жизнь, жизнеспособность татарского эля.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Татарстан расположен в центре Российской Федерации на Восточно-Европейской равнине, в месте слияния двух крупнейших рек - Волги и Камы. Казань находится на расстоянии 797 км к востоку от Москвы. -изображение флага- Общая площадь республики составляет 67 836,2 кв.км. Протяженность территории - 290 километров с севера на юг и 460 километров с запада на восток. Границ с иностранными государствами Татарстан не имеет. В Татарстане проживают представители более 70 национальностей, наиболее многочисленными из которых являются татары и русские. Государственными языками в Татарстане объявлены татарский и русский. Всего в республике проживает около 3,8 млн. человек.
ТАТАРСКАЯ ИСТОРИЯ
Заселение территории современной Республики Татарстан началось в палеолите (около 100 тыс. лет назад). Первым государством в регионе стала Волжская Булгария, созданная в конце IX - начале X века н.э. тюркскими племенами, предки которых уже имели опыт государственности в рамках Тюркского каганата и Гуннской державы. Булгария длительное время оставалась единственным развитым государственным образованием на северо-востоке Европы. В 922 г. в качестве государственной религии был принят ислам. Булгария играла большую роль в жизни народов края. Страна первой в Европе стала выплавлять чугун. Кроме металлургии были развиты ювелирное искусство, кожевенная промышленность, культура, наука и образование. Единство страны, наличие регулярных вооруженных сил и хорошо поставленной разведки позволили ей противостоять монгольским захватчикам. Лишь с четвертой попытки в 1236 г. им удалось превосходящими силами сломить сопротивление булгар, но и после этого монголам требовалось содержать огромный гарнизон, чтобы усмирять непокорный край. Булгария вошла в состав империи Чингисхана, а затем стала частью Золотой Орды. В результате распада Золотой Орды на территории Поволжья возникло новое феодальное государство - Казанское ханство (1438 г.) После взятия Казани в 1552 году войсками Ивана Грозного, Казанское ханство прекратило свое существование и было присоединено к русскому государству. -изображение исторического памятника Казань в дальнейшем становится одним из важных промышленных и культурных центров России. В 1708 году территория сегодняшнего Татарстана входит в состав огромной Казанской губернии, первоначальные границы которой простирались на севере до Костромы, на востоке - до Урала, на юге - до реки Терек, на западе - до Мурома и Пензы. Казань сохраняет статус столицы губернии на протяжении более 200 лет. Значительным шагом в воссоздании государственности татарского народа стало провозглашение Татарской Автономной Советской Социалистической Республики в 1920 году. Конец ХХ столетия открыл новые возможности для развития государственности Татарстана. 30 августа 1990 года была принята и подписана Декларация о государственном суверенитете республики. Проведенный в марте 1992 года референдум и принятая 6 ноября 1992 года новая Конституция Республики Татарстан установили, согласно народному волеизъявлению, новый государственный статус республики. 15 февраля 1994 года был подписан договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан", который, наряду с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан, послужил правовой основой формирования широкоизвестной российско-татарстанской модели взаимоотношений. Предлагаем также вашему вниманию небольшие фрагменты опубликованной шесть лет назад статьи татарского историка, общественно-политического деятеля, депутата Индуса Тагирова, с интервью и биографией которого вы можете ознакомиться в политическом разделе нашей Tatariki.
БЕЗ ТАТАРСКОГО НАРОДА РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО - НЕПОЛНОЕ ИНДУС ТАГИРОВ
...Сегодня для всех нас - и русских, и татар, и других народов Российской Федерации - очень важно, чтобы восторжествовала историческая правда, которая заключается в том, что государство российское создавалось главным образом двумя этносами - русскими и татарами. Эта истина всегда забывалась. Даже в самых лучших книгах, которые издавались в советские годы, обязательно проводили такую мысль: Киевская Русь спокойно и счастливо жила и процветала, но напали татаро-монголы, поработили Русь и уничтожили ее высокую культуру. На самом деле Киевская Русь была настолько раздроблена, отношения между князьями были настолько антагонистическими, что если бы это еще продолжалось лет 100, может быть, они, как писал Ключевский, просто уничтожили бы друг друга. Кстати, дореволюционные историки, такие, как Ключевский и Соловьев, были более справедливы, более объективны, говоря, что именно ханская власть заставила прекратить эти распри. Этот мирный период и создал условия для становления Москвы как центра земли русской. ...Да, ханская власть своей волей утверждала это государство, но злостного, разрушительного ига никогда не было. На русские территории никто не претендовал, никто туда не проникал, не завоевывал, не колонизировал. Они как были русскими, так и оставались, но в составе Золотой Орды. Да, Орда собирала с русских княжеств налоги - 10% от их доходов. Считай, что совсем ничего. Сегодня Москва собирает с регионов 70%. Да ведь и эти 10% расходовались на укрепление государства, охрану границ, обеспечение безопасности людей и т.д. Некоторые историки говорят о межконфессиональных столкновениях. Но в Золотой Орде Православная церковь пользовалась такими преимуществами и льготами, каких она ни до, ни после этого не имела. Единственный, кто не облагался налогом в 10%, это Православная церковь. Поэтому нет оснований говорить о том, что якобы было противостояние православных и мусульман...