Од ие марто, оят-ялгат! С Новым годом!
Дорогие читатели! Вечкевикс ловныцят! И не заметили, как
,
ещё год стал достоянием прожитого. Время – не стрелка счетчика, она не показывает сколько из 360 дней было сумрачных и сколько играло солнцем. Ему дела нет: то ли ты от счастья сияешь, то ль слезинки роняешь с понурых глаз. Все было у нас: много хорошего, светлого, но, к печали нашей, немало пришлось изведать того, что не веселило душу.
В канувшем в прошлое году в Саранске и в некоторых других городах и весях отмечался, как и в предыдущие годы, День эрзянского языка. Эта дата связана с днём рождения Анатолия Павловича Рябова, первого эрзянского профессора, так много сделавшего во благо эрзянского языка. Если бы не 1938 год, если была бы сохранена ему жизнь, как и многим-многим из числа молодой эрзянской интеллигенции, язык наш сегодня не оказался в таком мученическом положении. Широко, просторно, отмечали День рождения в начале девяностых. Теперь времена иные.
В марте 2007 года правление Фонда спасения эрзянского языка решило начать сбор средств на создание памятника Инязору, защитнику Земли эрзянской Пургазу. Самая-самая важная наша задача теперь – выполнить решение. Придется признаться, сделано мало, поступило пока только лишь около ста двадцати тысяч, не долларов, понятно, а рублей. Пожертвовали на исторически важное дело – установка памятника – около пятисот человек. Это явно недостаточно. Хотя бы, на первый случай, откликнулись на обращение Фонда в десять раз больше. Несмотря на преграды, недопонимания, несмотря на еле теплящее национальное самосознание, деньги нам вместе с вами, дорогие читатели, нужно будет собрать, ибо задуманный монумент будет не только Пургазу, но и народу.
Достижением нашим, без сомнения, является ежегодный выпуск фондом «Руця» (Мурманск) настенного эрзянского календаря. В нем, в отличие от многих десятков разных изданий этого рода, содержится, кроме таблицы, конечно же, информация из истории, культуры Эрзя народа. Можем гордиться: до деятельности Фонда власти Мордовии на бюджетные деньги календари на не русском языках не изготавливали. Ковкерькс 2008 года посвящен Пургазу. В нем приводятся сохранившиеся в Летописях данные о герое, его живописный портрет-образ.
Событием 2007 года в нашей истории останется проведение Раськень Озкса в селе Чукалы Б.-Игнатовского района Мордовии. Да, не дали возможность исполнить по всем канонам древний обряд поклонения и мольбы Инешкипазу (Творцу), не дали показать его красоту, философскую мудрость и глубину. Тем не менее, его все-таки провели. Обряд мааровозведения, зажжения Всенародной свечи, Обращение к Творцу и Предкам – величайший памятник дохристианской народной культуры. Ценить бы его и беречь! Печально и прискорбно, что наделенные властью и крепко державшие её, не могут это осознать и воздать ему должное.
Главный «актив» ушедшего 2007-года, известно многим, - это выпуск нашей, поистине народной газеты «Эрзянь Мастор». Да, она редко выходит, да её площадь совсем крохотная, наряд совсем не нынешний. Это мы понимаем. Но на более, к стыду нашему, сил не хватает. Все они расходуются на расцвет абсолютно иной культуры. Да, для многих она мала, бедна, да так оно и есть, но для нас – велика и богата. Велика потому, что за каждую её строку, за каждый заголовок, запятую приходится бороться, идти навстречу ветру, испытывать тяжесть ноши и холод непонимания. Двадцать четыре номера – это наша победа.
Не будь вас, дорогие Читатели, не было и такой, какая есть «ЭМ». Без подписки на неё, без присылаемых заметок, статей, фотографий, без поддержки добрым словом, не смогли бы ни выпускать, ни распространять «ЭМ» по территории Мордовии и за её пределами. Без Мацьказонь Лёфай (Лежикова Алексея), Дригань Толай (Осипова Анатолия), Эрюшонь Вежай (Ерюшева Бориса), Аношонь Тумай (Аношкина Николая), без Константина Прокаева, Петрянь Андю, Сергея Пегарькова, Петра Казакова, Пургазонь Викая, Льва Сазонова, Тимофея Тимина, Ореста Ткаченка, Ожомасонь Кирдя, Кирдянонь Василия, Калаганонь Керяза, Михаила Безаева, Александра Шаронова, Виктора Щапова, Николая Крюкова, Николая Исаева, Николая Чекаева, Александра Туркичева, Владимира Размоскина и других газетные полосы остались бы снегом покрытыми. Сюкпря модас тенк, спасибо вам за ваше доброе сердце, за ваш неподдельный альтруизм.
|
|