лемень кундамо озкспал, конань мейле каясызь калмо лансг, кадмопаресь ды кедгетне саевить кудов.
Выдолбленная из цельного ствола ритуальнвая кадушка, куда во время поминок складываются для покойного кусочки ритуальной поминальной пищи, После поминок содержимое кадки вытряхивают на могилу, кадку и посуду уносят с собой.
Канст-
Мед-медь, медьарво, брага- напиток богов-сома. Мед символизирует мудрость, он наделяется значениями перерождения или изменения личности в результате посвящения во время таинства обряда. Символизирует идею невозможности овладения высшими знаниями без страданий, самопожертвования , без которого не будет духовного саморазвития. Мед асоциируется с солнцем, с огнем в творении. Пчелы (мекшт) со своим укладом жизнедеятельности
ассоциируются с Ине лувом, правильным порядком и соблюдением законов Творца. Поэтому после Озксов Озатя всегда причащал медьарво и ритуальной брагой сделанными на основе меда всех пришедших на Озкс.
Яйцо- Яйцо символизирует зарождение , тайну жизни, символ бессмертия .В нем заключается духовный смысл тайного роста внутри скорлупы , скрытую идею и помыслы. Символ мироздания и творения.
Лувкши- ритуальный хлеб, который готовится с молитвами, его еще называют Шумбракши-хлеб здоровья. В некоторых случаях он украштвается при выпечке символами.
Пачалксеть, пажалат- Блины имеют форму круга символизируют своего рода годовой цикл, а так же блины похожи на солнце, основную звезду влияющую на жизнь на земле, по этому блины наряду с хлебом являются одним из главных элементов озкспала.
Каши- каши готовят из пшена, гречки и других круп. Каша в целом символизирует богатство, сколько в каше зерен пусть столько будет нового в делах духовных и материальных благ.
Прякат, сюкорот, панжакат и т.д.- готовятся пироги с разными начинками скапустой, творогом, рыбой как открытые так и закрытые, этим самым обществ искренне преподносит держателям и предкам разнообразную пищу, благодаря их за благосклонность и за помощь в укладе хозяйственной деятельности общины.
Жертвенное животное (Озкспалонь ракшат)- Бык, овечки-ревет,(желательно одномастные), саразт-кур, галат-гуси, калт-
рыба (щука-нучко, сом-), диких лесных животных в жертву не приносили потому что их взрастила и вскорм ила природная стихия, человек не прикладывал труда в их взращивании.
Кардаз-сярко(кардазава)- кардазонь кирдиця.Сон Эри кардайзсэ, ды лезды кудазортнене ванстом кудонь ракшатнень.
Дух хранитель двора.
Кастарго-превейчинь максыця пазава.
Богиня знаний и мудрости.
Каштомава(каштомкирди)-пидемань-панемань койтнень лангсо азорава,каштом икеле тевтнень кис мелявтыця. Толонь-лембень кирдиця.
Держательница очага, буквально переводится как хозяка-держательница печи, помогает при приготовлении пищи, создает тепло и уют в доме.
Кельме-атя-Кельмень прявт-кирдий.
Буквально переводится как Дед Мороз, держатель холода.
Кереметь- Те валось сась эрзянь кельс тюркань кельсте, сетнене арабонь, ваюрозо диваньтевть. Кереметь валсо кува-кува эрзянь велетнесэ лемдильть Репештятнень Озкс ютавтома таркатнень.
Тюрско-арабское заимствование означащее диво, тайные волшебные дела, В некоторых эрзянских селениях соседями которых являются чуваши , молельные поляны эрзяне также как и их соседи называли Кереметь, исконно эрзянское название таких полян Озкскужо, мест огороженных для моления Репештя.
Кереметень штатол-вант Атянь. Пазонь Штатол.
Тоже что и Атянь штатол, Пазонь штатол-свеча предков, свеча Бога
Керень –чочконь кирди (паз)-чувтонь кудотнень, кардазтнень ды лия мезтнень ванстыця,парочинь ды шумбрачинь кандыця. Кудонь чапицятнене чувстокерсицятнене, вирень сявордыцятне лездыця.
Дух хранитель покровитель плотников, резчиков по дереву, вальщиков леса. Охраняет деревянные постройки приумнажает богатство за счет ремесел связанных с обрабокой дереба, луба, придает здоровье.
Кизе-Кизень кирдиця.
Покровительница лета.
Мода-
Земля-мода, это тоже одно из связующих символов с родиной, с предками. В дорогу ли на общенародный Раськень озкс, при переезде на новое место жительства всегда береттся буень-раськень мода, родовая земля с могил предков, с двора. Обычно она с молитвой собирается или в мешочек или завязывается в платочек и вешается на шею. Если погибнешь в чужбине , не кому придать земле будет прах твой , то родная земля которая у тебя на груди укроет. Тем более роднаая земля тебя бережет, и у тебя неразрывная связь с предками, с чачум эле –с родиной.Давайте познакомимся с молитвой для взятия родной земли.