ЭРЗЯНЬ МЕЛЬ ЭРЗЯНЬ КЕЛЬ ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕ ЭРЗЯНЬ МАСТОР! ВЕЙСЭ ЭРЗЯТ ВИЕВТЯНО!! ERZIYANY RASYKESY ULKO,TECHI,VANDI.ЭРЗЯНСКИЙ НАРОД ПРОШЛОЕ,НАСТОЯЩЕЕ ,БУДУЩЕЕ. SOVADO INESKETY! XOSCH GELYDINIZ! RAXIM ITEGEZ! WELKOMEN! TERVETULOOA! ERZIYA XALQININ –KEÇMIŞI,BU GŰNŰ VE GELECEYI Каждый народ многолик, имеет свою духовную и самобытную культуру. Каждый народ словно цветочек на поле цивилизации в этом мире. Мы хотим показать истинную философию духовность эрзянского народа.Пострадавшего от колонизации русскими и насильственной христианизацией .кровавой ,когда большая часть эрзян была уничтожена христианами.Несмотря на 600 летнюю экспансию русской культуры православия народ сохранил свою самобытность духовность значит Иншаллах у нарада будет будущее!Hər bir xalġ Özünə məxsus din və mədəniyyətə sahibdir. Hər xalq Dǚnya Mədəniyyəti tarlasında elə bil, bir çiçəkdir. Biz burada, rus mǚstəmlə kəçiliyinə və xristian zorakılığına məruz qalmış Erziyan xalqının əsl mənəvi fəlsəfəsini gŐstərmək istəyirik. Erziyanın böyük hissəsi qanlı xristian istilasıyla məhv edilmişdir. 600 ildir ki, rus ekspansiyası ilə pravoslavlaşdırılan xalq bütün bunlara baxmayaraq hələdə öz dinini və özünə məxsus xüsusiyyətlərini qoruyub saxlamışdır. İnşallah bu xalqın gələcəyidə yaxşı olacaq!Декларация об официальном названии эрзянского народа. (рус) Мы, делегаты Конгресса, представляющего всех эрзян-граждан Российской Федерации (РФ), -основываясь на истории народа, существующего много тысячелетий, -чтя память и следуя традициям предков, -ощущая этническое, языковое, духовное и культурное единство, -с удовлетворением отмечая наличие стойкого эрзянского самосознания, -осознавая ответственность за создание благоприятных условий для выживания и развития будущих поколений, -исходя из норм международного права и Конституции РФ, гарантирующих права человека и народов, -выражая уважение к истории, традициям, культуре, языкам и национальному достоинству других народов, -желая находиться в мировом сообществе народов под своим историческим именем, -стремясь быть признанным самостоятельным полноценным народом, -надеясь на понимание, добрую волю, сотрудничество народов, правительств и иных органов власти, -выражая чаяния всего народа, заявляем о его воле официально называться собственным историческим именем «Эрзянский Народ» и подтверждаем все принадлежащие ему неотъемлемые права. С пожеланиями Согласия, Мира и Прогресса всем народам Конгресс Эрзянского народа. Республика Мордовия, г. Саранск 23 марта, 1995 года. ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕНТЬ алкуксонь лемензэ коряс МЕЛЬЯВОЛЯВТОМА(эр) Минь, весе эрзянь раськенть пельде Эрзянь Инекужос кочказь эрзянь ломантне, - нежелезь ламо тёжаиень эрзянь раськенть эрямопингезэнзэ, мельсэ кирдезь минек покштянок ды сынст койтнень-кирдатнень, эрзя раськень, эрзя келень ды эрзя культурань вейсэксчинь ёжонь марязь ды кирдезь, - мельспаросо тешкстнезь кеме эрзянь меленть ды ёжомарямонть уликсчист, - парсте чарькодезь ды марязь – Эрзя раськенть сы шкань эрямонзо кис мелявксось ней весемезэ ашти неень шкань эрзятнень лавтов лангсо, - раськеютконь праватнес ды Рузмасторонь Прявткоентень кирдезь, конат идить эрьва ломанень ды эрьва раськень праватнень, - лия раськень эрямопингест, коест, культураст, келест ды раськень каштанчист мельванозь, - бажазь улемс Модамасторонь лия раськетнень ютксо улемс-эрямс эсь кезэрень лем ало, норовазь улемс содавиксэкс, эсь питнень содыця ды мариця, эсь мельсэ эриця раськекс, - лия раськетнень, сынст кирдивийтнень ды ветикуротнень паро мельс ды ялгаксчис кемезь, - весе эрзянь раськенть мелензэ-бажамонзо ломань сельме икеле невтезь, ЯВОЛЯВТТАНО Эрзя раськенть МЕЛЕНЗЭ: панжадо лемдявомс эсь кезэрень лемсэнек – ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕ, ЭРЗЯ, ды кемекстатано – Эрзянь раськенть улить весе асаевикст эсензэ праванзо лия раськетнень ютксо. Весе раськетненень Вемельксчинь, Сетьмечинь ды Изнявксчинь арсезь Эрзянь Раськень Инекужось. 1995 ие, эйзюрков, 23 чи. Саран Ош The declaration on the official name Erzian people. (англ) We, delegates of the Congress representing all Erzian-citizens of the Russian Federation (Russian Federation), -being based on history of people existing many{a lot of;much} millenium, Revering memory and following traditions of ancestors, -feeling ethnic, language, spiritual and cultural unity, -with satisfaction marking{celebrating} presence proof erzian consciousness, -realizing the responsibility for creation of favorable conditions for a survival and developments of future generations, -starting with norms{rates} of international law and the Constitution of the Russian Federations guaranteeing human rights and people, -expressing respect for history, traditions, culture, languages and national advantage of other people, -wishing to be in the world community of people under a historical name, -aspiring to be recognized independent high-grade people, -hoping for understanding, good will, cooperation of people, the governments and other authorities, -expressing expectations of all people, We declare its{his} will officially to refer to as own historical name " ERZIAN People " and it is confirmed all inalienable laws belonging it{him}. With wishes of the Consent, the World and Progress to all people Congress Erzian of people. Republic Mordovia, Saransk On March, 23rd, 1995. Декларація про офіційну назву ерзянського народу. (укр) Ми, делегати Конгресу, що представляє всіх эрзян-громадян Російської Федерації (РФ), -основываясь на історії народу, що існує багато тисячоліть, -чтя пам'ять і слідуючи традиціям предків, -ощущая етнічна, мовна, духовна і культурна єдність, -с задоволенням відзначаючи наявність стійкої ерзянського самосвідомості, -осознавая відповідальність за створення сприятливих умов для виживання і розвитку майбутніх поколінь, -исходя з норм міжнародного права і Конституції РФ, що гарантують права людини і народів, -выражая пошана до історії, традицій, культури, мов і національної гідності інших народів, -желая знаходитися в світовій спільноті народів під своїм історичним ім'ям, -стремясь бути визнаним самостійним повноцінним народом, -надеясь на розуміння, добру волю, співпрацю народів, урядів і інших органів влади, -выражая сподівання всього народу, заявляємо про його волю офіциаль заявляємо про його волю офіційно називатися власним історичним ім'ям «Ерзянський Народ» і підтверджуємо ті, що всі належать йому невід'ємні права. З побажаннями Згоди, Миру і Прогресу всім народам Конгресс Ерзянського народу. Республіка Мордовія, м. Саранськ 23 березня, 1995 рок Erziya xalqэnэn rəsmi adэ haqqэnda bəyannamə: (азери) Biz, Konqress nьmayəndələri olaraq Rusiya Federasiyasэ (RF) vətəndaюэ olan bьtьn erziyalэlarэ təqdim edirik. - xalqэn neзə minillikdən bəri mцvcud olan tarixini təsis etmək - keзmiю irsin xatirəsinə ehtiram bildirmək və ənənələrni davam etdirmək - Etnik, dil, din və mədəniyyətlərin eyni olmasэnэn duyulmasэ - цzьnь erziyalэ adlandэrmaqdan bцyьk məmnuniyyət duymaq - Gələcək nəsillərin yaюamasэ və yetiюməsi ьзьn mьvafiq юəraitin yaradэlmasэnэn məsuliyyətinin dərki - Beynəlxalq hьquq normalarэna və RF konstitusiyasэna əsasən insan və xalqlarэn hьquqlarэnэ təmin etmək - Digər xalqlarэn tarixinə, adətlərinə, mədəniyyətinə, dilinə və milli heysiyyətinə qarюэ ehtiramэnэ bildirmək - Beynəlxalq təюkilatlara xalqlarэn цz tarixi adlarэ ilə adlandэrэlmasэnэn arzusunda olduрunu bildirmək - Mьstəqil və mьkəmməl bir xalq kimi tanэnmasэnэ - Hцkьmət və onun hakimyyət orqanlarэnda xalqlarэn əməkdaюlэрэna ixtiyarэn verilməsini arxayэn olmaq - Bьtьn xalqlara arzularэmэzэ ifadə etmək Qərarэmэzэ bildiririk ki, xalqэ əsil tarixi adэyla adlandэrэn –“Erziyan Xalqэ” və ona məxsus alэnmasэ mьmkьn olmayan hьquqlarэnэ təasdiq edirik. Bьtьn xalqlara sьlh, əminamanlээ və tərəqqi arzusuyla. Erziya xalqlarэ Konqresi. Mordoviya Respubikasэ, Saransk юəhəri, 23 mart, 1995-ci il. у. Эрзя халкының рәсми атамасы турында декларация (тат) Без-Россия Федерациясенең барлык эрзя гражданнарын тәкъдим итүче Конгресс делегатлары. -меңьеллыклар яшәп килүче халыклар тарихына таянып, -буыннар гореф-гадәтлерәнә тугры калып hәм хәтерне олылап, -этник, тел, рухи hәм мәдәни бердәмлекне тоеп, -тотрыклы эрзя үзаңы булуын канәгатьләнү хисе белән билгеләп, -киләчәк буын исән калуы hәм үсеше өчен уңай шартлар тудыруда җаваплыклыны тоеп, -кешеләр хәм халыклар хокукын гарантияләуче РФ Конституциясэ hәм халыкара хокук нормаларыннан чыгып, -башка халыкларның тарихына,гореф-гадәтләрэнә, мәдәниятына, теленә hәм милли сыйфатларына, ихтирам күрсәтэп, -халыкара берлэшмәдә yзебезнең тарихи исемебез белән яшәүне теләп, -мөстәкыйль тулы хокуклы халык буларак танылуна омтылып, -халыкларның, хөкyмәтнең hем башка хакимият тартмакларының халыкларның, -хезмәттәшлегенә, ихтыярына, анлашуга ышаныбыз, -Барлык халыкның өметен чагылдырып, рәсми рәвештә «ЭРЗЯ ХАЛКЫ» шәхси тарихи исеме булып аталу омтылыши белдерәбез hәм аның аерылгысыз хокукларын раслайбыз. Барлык халыкларга алга баруны, тынычлык hәм бердәмлек теләп. ЭРЗЯ халыклары конгрессы, Мордовия республикасы, Саранск шәhәре 23 март,1995 ел.
НАРОДНАЯ ВЕРА - ИЗВЕЧНАЯ СПАСИТЕЛЬНИЦА ОТ БЕЗДУХОВНОСТИ
23:25
22:55
НАРОДНАЯ ВЕРА - ИЗВЕЧНАЯ СПАСИТЕЛЬНИЦА ОТ БЕЗДУХОВНОСТИ ,, Концепция Бога в лице авторитетов Мировых религий изжила себя и поэтому уже не дает ответа на потребность души найти духовное пристанище в природе. События в Нью-Йорке и в Беслане рассеяли последние надежды на причинность событий от бога, в результате чего ныне мир пребывает в безбожии. Если кто и придерживается традиций мировых религий, то только из меркантильных соображений: коррумпированный чиновник надеется на «спасение», поделившись со священнослужителем; олигарх, в недавнем прошлом пацан без гроша в кармане, сегодня владелец несметных богатств, не может объяснить свое обогащение ни чем иным, как промыслом божьим; бандит, поделившись со священнослужителем, надеется очистить свои кровавые дела перед совестью. Таким образом, у всех есть свои причины. А народ, как всегда, остался при своих интересах, в очередной раз ограбленный, униженный, обманутый теперь уже именем бога. В подобных ситуациях простому человеку в прошлом помогала своя древнейшая Народная Вера, основанная не на премудростях так называемых Святых Писаний, а на любви и непосредственном контакте с окружающей природой. Народная Вера имеет многотысячелетний опыт гармонизации Души человека со Вселенской Душой - Богом. С ней человек не одинок ни на Земле, ни в Космосе. В ней нет амбициозных авторитетов, нет отвратительных противоестественных поклонений как святыням останкам разложения трупов, нет поклонения, как богам, раскрашенным доскам, идолам и прочим вещам. Она не потеряла своего изначального смысла - непосредственного контакта с силами Иного Мира, поэтому жизненно действенна и практически полезна в повседневной жизни человека. В понимании приверженцев Народной Веры - Мир Един, Природа - тело Бога, все видимое и невидимое - части этого целого, значит вся и все родственно. В Мире нет равного по силе Богу антагониста, зло - лишь побочное явление развития, которое преодолевается Правильной жизнью, хорошим поведением, верностью принципам Народной Веры. Причины извращениям сегодняшнего дня всегда были, но Народная Вера своими неназидательными табу держала человека в рамках благопристойности: коноплю выращивали всегда, но наркомании не было; пиво, вино умели делать, однако пьянства не было; сексуальная страсть была, но таких извращений, как однополые браки, проституция не было. Человеку присуще накопительство, однако приверженец Народной Веры, человек чистый по природе, никогда не позволял насилие над личностью в какой бы то не было форме. ,,$IMAGE6$ Религии, имеющие амбиции быть единственно истинными, как правило, попадают в руки всевозможных проходимцев и превращаются в свою изначально призванную противоположность. Отсюда - постоянные интервенции, перехват имущества друг у друга, теракты, угроза миру. Наши попытки как-то смягчить эти негативные явления, к сожалению, несущественны, так как оболганная, обозванная «язычеством» Народная Вера находится в положении изгоя. Принципы Народной Веры не терпят двуличия, поэтому мы не можем сотрудничать ни с тайными госструктурами, ни с экстремистскими формированиями, а значит мы бесполезны как для этих, так и для тех. И может поэтому Народная Вера остается быть чистой и непорочной, а потому привлекательной для всех, ибо человек не может находиться в состоянии бездуховности. Этносы Волго-Уральской Эйкумены Мари, Удмуртов, Чуваш и Эрзя сохранили в первозданной чистоте свою этническую Народную Веру. Первые взаимные посещения молений друг друга показали идентичность обрядов и ритуалов Народной Веры этих этносов, поэтому без всяких затруднений в августе 2006 года был образован координационный центр, целью которого является объединение усилий по сохранению традиций Народной Веры, поиск общих интересов и канонизация типичных для всех обрядов и ритуалов. По сути, это и есть, заявленные руководством страны толерантность и интернационализм, но в определенном регионе - Волго-Уральской Эйкумене. Любая хорошая программа действенна лишь тогда, когда она приживается в самых первичных нишах общества, каковыми являются этнические дома национальностей. Чтобы не превращаться в орудие политиканов в их борьбе за власть и передел имущества, координационный центр решительно отмежевывается от религий традиционного глобализма: христианства, буддизма, иудаизма, ислама, а так же от языческих религий, таких как тенгрианство, русское язычество. Задачи этих религий по амбициозности целей не увязываются с задачами Народной Веры, поэтому не может быть никаких общих организаций и объединений, дабы не оказаться строительным материалом амбиций наций-гегемонов. Народная Вера обращает свое внимание не на внешние условия, а на внутреннее состояние верующего, воспитание сознания цельности человека и природы в Боге, а отсюда ответственность за природу, экологию, чистоту помыслов в обществе, искренность и добросердечность в отношениях друг с другом. В принципе, это все, что необходимо для процветания человечества без конфликтов, репрессий, терактов и угрозы миру. Координатор НВ ВУЭ Хв.Матур , г.Шубашкары