Эрзянская и мокшанские культуры и верования По материалам трудов Мельникова Печерского и исторического романа К.Абрамова « Пургаз» . В 19-м веке описанием эрзянской и мокшанской культур занимался Павел Иванович Мельников,
, $IMAGE2$, $IMAGE3$,
который в первой половине века учился на словесном факультете Казанского Университета. Исторически финно-угорские мордовские племена делились на две основные народности: мокша и эрзя. В последнюю группу входили племена каратаев, терюханов и шокша. (Возможно, название татарской деревни Карат, что в Туймазинском районе Башкортостана, происходит именно от племени каратаев). Эрзянам и мокшанам принадлежали широкие территории и, даже во времена Ивана Грозного, город Арзамас. (В современной Республике Мордовия из татар живут в основном так называемые мишари. У многих их них фамилия – Мангутов, что свидетельствует об их происхождении от ногайского племени мангыт. Темниковские татары ведут свою родословную от знаменитого эмира Идегея. Село Сюндюково населяют потомки знаменитого эмира). У эрзян и мокшан был развит культ предков, что сближает верования мордвы с
японским синто. «Юртова» у эрзян " Юрхтава" – это хозяйка домашнего (по-татарски юрт, йорт – дом, юрта) очага, хозяйства. Пакся-патяй – богиня огородов и лугов (бакча, бахче – по-татарски - сад). На эрзянской свадьбе женихов поезд объезжают по солнцу три раза. А отец жениха, прежде чем садиться в телегу, кланяется в землю в сторону Востока. Как и на татарской свадьбе, на эрзянской свадьбе невесте показывают путь к воде, во время прохождения которого невеста, приветствуя, кланяется всем встречным. Существует и такой обычай, когда эрзянская невеста, подобно мишаро-татарской и казанско-татарской, причитает, плачет. В конце декабря эрзянские и мокшанские девушки устраивают святочные гадания, когда пытаются, подобно татарским девушкам во время Нардугана, узнать о будущем суженом. Царизм и православная церковь при помощи политики «кнута и пряника» насаждали христианство, и эрзянам и мокшанам приходилось оказывать вооруженное сопротивление миссионерам, громить монастыри и церкви, защищая свою религию, духовные ценности . Интересно то, что даже в конце 17-го века эрзяне и мокшане активно использовала в качестве оружия луки и стрелы. Опасаясь крестьянских волнений в 17-м веке, царское правительство запретило кузнечество у татар, мари, чувашей, удмуртов, мокши и эрзи, что явилось ударом и по ювелирному искусству тюркоязычных и финно-угров. Эрзяне и мокшане верят в Единого Верховного Бога Инешкипаза, от которого зависит весь мир, приносили жертвы и под своими священными деревьями и обращались с молениями к созданиям Божьим – Солнцу и Луне. Окупация эрзянских и мокшанских земель Московией и его христианскими миссионерами : - драматический почти 500 летний период, в истори эрзян и мокшан. есче в 13 веке Владимиро _Суздальские князья захватили эрзянский город Обранош (Ныне Нижний Новгород) Эрзянь Мастор подвергалась почти ежегодным нападениям войск русских князей. Пургас ( эрзянский-Инязор) был выдающимся полководцем государственным деятелем, Он наладил прекрасные отношения с Волжской Булгарией, вместе с Волжскими Булгарами предками татар вместе защищали независимость Эрзянь Мастор и Волжской Булгарии, как от набегов русских дружин так и разбили 60 000 войско монгол на реке кондурча, которые возвращаясь с победой на реке Калке, решили напасть на Волжскую Булгарию, но вынуждены были отступить перед булгарами и эрзянами. Ну последующие нападения руско-половецко-мокшанских войск с запада и монгольских Завоевателей с востока, к сожалению уничтожили Эрзянское и Булгарское государство. ( Об этом описывается в книге Кузьмы Абрамова «Пургаз» Об насильственной христианизации эрзян и мокшан а также о противостоянию эрзян и мокшан этому читайте в наших следующих материалах на нашем сайте.
Алтайское племя кыпчаков и в 20-м веке боготворило свое священное дерево – березу. Возле Березы – Акша келу , Килей озкскс, п проводили озксы эрзяне и мокшане. В разных вариантах Репешти киремети существовали у финно-угорских и тюркоязычных народов, на них проводились моления и жертвоприношения. Киремети-Репешти у эрзян и мокшан были четырехсторонними – как и у чувашей – огороженными плетнями и высоким тыном. Киреметь _Репештя обычно имела трое ворот, обращенных на восток, юг и север. С западной стороны врывалось три столба – юба (не исключено, что этот термин связан с тюркским и монгольским уба, оба, ова и т. д.) – где закалывались, приносились в жертву овцы, быки и лошади. Эрзяне и мокшане употребляли в пищу и конину, однако после соприкосновения и насильственной христианизации перестала ее употреблять. Главный жрецом на молениях у древних гуннов и волжских булгаров являлся Баш-ата, о чем подсказывает название Главного у эрзян жреца: Озатя. Жрица Озава –Сырьжа
|