(Нефедову).Уроженцу села Баево Ардатовского района(Баева Веле Ардат буе Эрзянь-Мокшонь мастор) Р.Мордовия (8. 11. 1876-24.11.1959г.). Сегодняшний мой пост посвящен периоду творчества С.эрьзи в г. Баку Азербайджан.
Assaljamu Aleykuma Azerbaydzanim. Salam Bakichilar. Schumbratado! Meljvanoma Bakunj erizjat dy azerbaydzanonj jalqat!
, , $IMAGE3$ , $IMAGE4$
В Азербайджане проживает около 1000 эрзян. Материалы любезно предоставлены сотрудниками Госархива Азербайджана летом 2006 года в период моего отдыха в Баку. С. Эрьзя творил в этом прекрасном городе 1923-1925 годах. Где создал Произведения Монументально-Монументальной скульптуры по оформлению Дома центрального Правления Азербайджанского Союза Горняков . Ныне Дом композиторов на площади Azatlyk –Свободы .Вот что писали газеты того времени.
«Сабунчи» Труд 1925. 10 февраль.
У самых Сабунчей есть скала. Она носит название Степана Разина. Говорят что когда-то у его подножия плескалось море и Степан Разин на вершине ее разбивал бивуак. Теперь здесь находится поселок городского типа Сабунчи. В планах у С.Эрьзи была идея воссоздать из скалы монумент в честь революции.
« Бакинский рабочий» от 10 июля 1925 года.
На площади Азатлык Дом Центрального правления Азербайджанского союза горняков украсился целым рядом статуй работ известного художника скульптора С.Эрьзи. Говорить о творчестве художника не приходится. Это совершенно самобытный талант, вышедший из простой эрзянской семьи и умеющий в глине, в дереве, в массе из металлических стружек , в камне изобразить такую силу, человеческих переживаний, такую экспрессию и выразительность, какой не найдешь зачастую у прославленных художников в мраморе.
На коньке крыши две фигуры : русского и азербайджанского рабочих. Русский свободным жестом руки показывает на восток. Азербайджанец близко подвинулся к товарищу и весь как бы впился взором в этот близкий ему Восток. Сзади них свободные складки знамени , на котором по русски и азербайджански написано: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» По углам здания, на крыше же- по группе бурильщиков. Две фигуры над буром сосредоточенно ., напрягая всю свою силу рук и тела, твердо упершись ногами в землю. Как бы врастая в нее, вверчивают они бур внедра земли, откуда забьет скоро фонтаном черное золото. Под первой группой стоящей на фоне знамени, на фронтоне большой горельеф . изображает двух рабочих, навинчивающих трубу. Наконец ниже . на балконе , по обоим его сторонам –две мощные статуи : молотобоец и кузнец. В первом воплотилась несокрушимая физическая сила.во втором –мысль , точный расчет в выполнении
работы..Эти фигуры , ниже первых поставленные и поэтому более доступные взору, производят неизгладимое впечатление.
На лестнице в нише, высится монументальный тартальщик. Желонка опустилась в низ, в недра земли, и наполняется нефтью. Надо не зевать . не дать ей застрять . Нажим на рычаг и обратный ход барабану . Фигура рабочего изображает уже не физическую силу, а напряженное внимание всего тела. Все эти фигуры не из мрамора а из железных стружек и меди спаянных кислотой. С.Д. Эрьзя уезжает из Баку. Жаль , что не сумели за 2 года его пребывания здесь широко использовать этого мощного художника. Надеемся , что он скоро вернется сюда опять , и на этот раз мы используем его в новом строительстве нашего любимого города Баку.
К сожалению С.Эрьзе не довелось вновь украсить своими произведениями этот славный и чудесный город. В следствии начавшихся репрессий и гонений скульптор вынужден был эмигрировать заграницу Аргентину в Буэнос-Айрес , где жил с 1927 по 1950 года.
|