Марийское язычество
Автор: Михаил ПУРЫНЫЧЕВ, Российский государственный гуманитарный университет Дата публикации: 20.06.2006 Язык статьи:
Марийские жрецы-карты встречают участников IFUSKO-2006
Марийский народ, как и другие народы России, ищет свое место в потоке современных исторических событий, стремится развивать свое национальное самосознание, свой менталитет, свою богатую и древнюю культуру. И это стремление не следует оценивать как национализм. Осмысление собственной духовной истории, осознанное отношение к событиям и ценностям далекого прошлого, желание понять переживания, чувства, идеалы народа - все это проявление национального самосознания и менталитета этноса.
Марийский этнос имеет богатые традиции, интересные обычаи, в которых сохраняются знания поколений о мире, растениях, животных, о повседневной жизни людей, об их хозяйственной деятельности.
Составной частью миропонимания марийского народа, его духовной основой выступала языческая религия.
Следует отметить, что в богословских трудах содержится утверждение об отсутствии духовности у народов, населявших российские территории до введения христианства. Эти времена называют «темными», «языческими», а начало подлинной духовной жизни народов связывают с религиозными ценностями христианской веры.
Марийское язычество - интересный духовный феномен, который надо изучать, чтобы понять истоки бытия марийского этноса. В условиях многонациональной и многоконфессиональной страны эта духовная культура ассимилировалась с другими языческими верованиями и культами соседних народов, приспосабливая их к собственным нуждам. Процесс христианизации также повлиял на развитие марийской духовности.
Эти вопросы многообразно интерпретируются в современной исторической и философской литературе. Это, например, работы В.М. Розина «Традиционная культура и священные рощи марийцев» (культурологический анализ), Л. Тойдыбековой «Марийская языческая религия и этническое самосознание», статьи Н. Попова, О. Анисимовой, И.В. Волковой и др.
Анализ этой литературы показывает, что язычество рассматривается как религиозная идеология, которую сейчас используют в качестве объединяющей духовной силы для сохранения целостности и уникальности культуры марийского этноса. Этнографический материал, фольклор позволяют составить общее представление о духовном опыте марийского народа, о его потенциале для возрождения традиционных систем ценностей.
Согласно языческому пониманию мира, структура Вселенной состоит из трех миров: верхнего, светлого (Юмо), земного, человеческого и нижнего, темного (Ю). В земном бытии человека отражается борьба светлого и темного миров. Человек стремится восстановить целостность мира, магически слиться с природой. Для этого и происходят моленья в священных рощах. Там возможна связь миров, общение с Богами, темные силы отступают, теряется их негативная энергия. Жертвенный огонь символически связывает человека с высшими силами.
Важно, что марийское язычество содержит сильное нравственное начало: понятия «Добро и Зло», «Счастье и Несчастье», система идеалов и ценностей, оценка характера и поступков человека через два противоположных начала. В этом можно видеть определенные установки не столько на объяснение мира, сколько на определенный тип поведения.
Марийское язычество - миролюбивая религия, призывающая жить в мире с природой и с другими людьми.
Источник: XXII International Fenno-Ugrist Student Conference. Abstracts of papers. Yoshkar-Ola, 2006. p.263-264
|