ПАМЯТНИК ПУРГАЗУ ! Вот это то, что нам нужно. Алескей Куприянов
, $IMAGE2$,
Шумбрачи, арневикс газетанть покшпрявто, ды весе теицятне! Памятник Пургазу! Вот это то, что нам нужно. Наконец-то. На этот раз, считаю, достаточно серьёзно затронут печатью вопрос об увековечении памяти инязора земли Эрзянской. Память о нём, впрочем, хранили, и хранят пока что эрзянский эпос и русские летописи. Но гранитное изваяние великому воину – это уже в большей степени «что-то».Помню, подъезжал я к Уфе. А на высотном месте, у самого въезда в город (с железной дороги хорошо видно) – каменный Салават Юлаев. Вот молодцы башкиры! Какую память своему герою сотворили… Сбор пожертвований на мемориал Пургазу? Превосходно. Я человек весьма среднего достатка, но некоторую сумму на сие (мероприятие) пожертвую. Вот бы всякий эрзя по «сэстоль» и, глядишь, наскребли бы с бору по сосенке.
В 1221 году войсками Великого княжества Владимирского была взята эрзянская крепость Обран ош в устье Оки, потеря этого важного стратегического пункта болезненно сказалась в дальнейшем на экономике и политике всей Эрзянь Мастор. Стали, если не невозможны, то крайне затруднены культурные, торговые и политические связи с Марийской и Вятской землями. Ослабли сношения с Волжской Булгарией. Эрзянская земля стала ещё более уязвима с севера, т.к. до взятия «Абрамова городка» широкая, полноводная Ока (др.эрз.Йокка) была, своего рода естественной крепостью для эрзян, преградой от набегов владимирцев.
Вторжения князей Владимиро-Суздательских в эрзянскую землю имели место и до события 1221 года.
1103 г. князь Ярослав Святославлович Муромский (двоюродный брат Великого князя Владимира Мономаха) вторгся в пределы Эрзянь мастор, но «..побежден бысть Ярослав…»
1172 г. Мстислав, сын великого князя Андрея Боголюбского с воеводой Борисом Шидиславичем двинулись на Булгарию, но в устье Оким встретили сильное сопротивление эрзи. Владимирцы были вынуждены контрактовать неожиданного противника. Русам удалось несколько потеснить эрзянские дружины, взять один город (Обран ош?) и ряд прибрежных селений. Но опасаясь готовящегося нового удара эрзи, Мстислав и Борис оставили занятые было земли и отступили на север, так и не пробившись к Булгарии (Десант 1221 года как мы видим, был не первым).
1183 г. неудачный поход Всеволоджа Большое Гнездо на булгар. По возвращении, Великий князь Владимирский «,. пусти кони на мордву». Были разорены и разграблены северные эрзянские земли.
1185 г. Новый поход Всеволода на Булгарию. На это раз целью «кампании» было вынудить булгарских правителей отказаться от союзничества с эрзей. И снова неудача. Булгарско-эрзянский союз не был порушен. Подтверждение тому следующее событие.
1220 г. Владимирская рать вновь двинулась на булгар (на сей раз под началом Юрия (Гюрги) Всеволодовича, сына Всеволода Большое Гнездо). Первый удар владимирцев обрушился на устье Оки ( в который уже раз?!). Но и в этот год Булгария не была побеждена, и волжско-окское устье с крепостью Обран ош осталось за эрзей. Но всё же, удар, последовавший год спустя решил исход дела. Устье Оки перестало быть эрзянским. Город Обрана была сожжен, а на месте его владимирцы спешно воздвигли новую крепость, названную позже Нижний Новгород.
Итак, согласно летописям эрзя с успехом отражали нападения северорусских соседей. Во всяком случае территории по Нижней Оке (от современного Мурома до окского устья и далее вниз до устья Суры) оставались под контролем эрзянских покшазоров. Сил на оборону вполне хватало (а большего и не нужно было). Так почему же эрзяне стушевались в 1221 году? Почему не отстояли город своего легендарного прявта Обрана? Почему как в 1172, 1183, 1185, 1220 гг. не прогнали владимирцев?
Эрзянь Мастор конца XII начала XIII вв. была сравнительно небольшим (см.карту) государственным образованием, по территории, однако, в два раза превосходящим современную Мокшэрзянь республику. Политическим и культурным центром тогдашней Эрзянии общепринято считать город, бывший на территории, или близ территории современного Арзамаса. Называют историки и ещё ряд крупных городов: Обран ош, Саров, Саконы. Предполагают, что Обран ош и Арзамас имели особо мощные оборонительные сооружения – три ряда рвов и валов с крепостными стенами. Внутреннее обустройство средневекового эрзянского города вполне соответствовало обустройству города булгарского или владимирского. В Арзамасе, например, были прямые, широкие улицы и большая базарная площадь в центре города. В городах Эрзянии имели место мелкая (кустарная) промышленность и хорошо развитые ремёсла. Но главное богатсво страны эрзя составляли хлебородные земли – чернозёмы и близкие к ним по плодородию почвы луговых степей, полян и широколиственных лесов. Урожаев хватало и на то, чтобы прокормить себя, и на экспорт: в Булгарию и Дешт-и-Кыпчак (Половецкие союзы). Эрзянь Мастор рассматриваемого нами периода – аналог современной агропромышленной фермерской Венгрии, у которой великий могучий Советский Союз закупал когда-то зерно.
Не последнее слово в Эрзянии было и за лесной «промышленностью». Девственные леса Заалатырья и Посурья – аналог североевропейской тайги - изобиловали зверем. Куница, горностай, выдра, бобр, соболь (возможно встречался в то время в наших краях) – всё это знаменитые «буртасские меха», спрос на которые был во всём средневековом мире.
Волжская (Великая) Булгария того же времени была довольно обширной по площади и мощной в политическом и экономическом отношениях державой. В ней насчитывалось около 200 городов, городков и замков, около 1500 поселений. Правитель Булгарии носил титул «Мусульманский Эмир».
Примерно на равным по числу городов, городков и замков шло с Булгарией и Великое княжество Владимирское. Но было последнее по площади гораздо больше первого. В «Атласе Отечественной истории» для общеобразовательных школ, размеры Владимирского княжества уступают Булгарии. Как самостоятельные государственные образования выделены в «Атласе» Рязанское, Муромское, Белоозерское, Черниговское, Угличское, Смоленское княжества… Глубокое, доселе, заблуждение историков (или эти карты с советских времён так и шлёпаются по инерции?). Как раз в 1285 году правители вышеназванных территорий были уже не суверенными властителями своих вотчин, а посадниками (наместниками) православнейшего государя Всеволода Большое Гнездо. Всеволод носил титул Государь, что соответствовало царскому, королевскому, эмирскому званию. Теперь представим, каковы были размеры державы сколоченной Государем Всеволодом, и с каким сильным противником предстояло бороться Эрзянии и Булгарии.
Интересен тот факт, что после 1221 года русские летописи уже не отмечают крупных походов владимирцев на Булгарию. Зато в 1226 году последовал новый удар русов по эрзя: «… поганую мордву отогнали и жилища их и зимницы разорили и повеле русским людям селиться по Оке и по Волге и по Кудьме кто где хочет». Может показаться странным, что Булгария ни в 1221, ни в 1226 гг. не оказала помощи эрзе. Хотя до того эрзя неоднократно выступала союзником булгар в борьбе с Владимирской Русью. Ещё более интересен факт в событии 14 января 1229 года запечатленном летописью, где впервые упоминается имя Пургаза (Пургазова волость).
«Великий князь Гюрги (Юрий Всеволодович – А.К.) вшед в землю Мордовскую, Пургазову волость. Пожгоша жита и потравиша, и скоты избиша, полон послаша назад. А мордва вбегаша в лесы своя, в тверди, а кто не вбегл, тех избиша… Гюргевы молодие… а мордва давше им путь, сами лесом обидоша их около, избиша, а иных изымаша; бежата в тверди, тех тамо избиша, и князем нашим не бысть кого воевати. А болгарьский князь пришёл был на Пуреша, ратника Юргева, и слышав оше… Юрги ижеть села мордовская и бежа прочь ночи… »
Нужно понимать, что некий булгарский князь (может быть сам эмир?) выступил союзником Пургаза в войне с мокшей, и даже повёл на Пуреша, князя мокши, свою рать… Но, не захотел ссориться с владимирцами. Булгар вполне устраивало, что русы оставили их, наконец-то, в покое. В войне с мокшей булгары ещё могли выступить союзником эрзи, но конфликтовать с Великим Владимиром больше не желали.
Эрзянь Мастор осталась одна перед лицом трёх серьёзных противников: владимирцев, мокши и половцы. «Того же лета (1229 г. – А.К.) победил Пургаса Пурешев сын с половцы, а Пургас едва вмале утече». Союзничество булгар оказалось символическим. Буртасы, как бы сейчас сказали, «придерживались политики нейтралитета». Мари тоже не в состоянии были оказать эрзе, хотя бы номинальную помощь, по причине русского контроля над, теперь уже всей Верхней Волгой…
И вот, в такое крайне трудное для эрзян время и появляется «великий хозяин» Пургаз.
«Месяца априля (1229 г. – А.К.) придоша мордва с Пургасом к Новгороду и отбишася их новгородцы… и отъехаша (Пургас) прочь, поимав свое избъение большие»…
На примере событий 14 января 1229 г. г. можно сделать вывод, что новый прявт умело организовывает оборону и с успехом ведёт партизанскую войну. Контрудары наносимые Пургазом противнику вынудили владимирцев уйти из занятых было территорий (Пургасовой Руси).
Вполне возможно, что ещё до нашествия Пургаз позаботился об укреплении, постройке в глубинах лесов новых твердей (острогов, кородомов). Не исключено, что новый прявт провёл так же, нечто вроде религиозной реформы. Была ослаблена власть волхов (озатей) и покшазоров (выборных князей) и, напротив укреплена власть централизованная, инязорская (великокняжеская). Был объявлен культ Пургинепаза (Перкунепааса), аналога балтского Перкуниса, славянского Перуна, как верховного божетсва всех эрзян. Само имя Пургаз, предположительно, игра слов: Пургине – гром, гроза и пурнамс – собирать, объединять.
Не взирая на «поимав свое избиение большие», «едва вмале утече» и «болгарский князь бежа прочь ночи» подвластные Пургазу земли так и остались непокоренными Владимирским царством. Нашествие владимирцев и в 1232 году было успешно отбито, после чего государь Юрий Всеволодович уже не делал попыток подчинить Пургазову эрзю. Эрзянь Мастор оставалась свободной вплоть до нашествия в 1237 году монголов, перед грозной силой которых не устояли ни эрзя, ни буртасы, ни Великая Булгария, ни Владимирская Русь.
Использованная литература:
В.Гошуляк «История Пензенского края»
К.Абрамов «Пургаз»
И.Измайлов «Крестовый поход на Волге»,«Родина»,2000 г.,№3
Пургазу выделили место!
Председателю правления
Мордовского республиканского
общественного фонда спасения
эрзянского языка
Г.Д. Мусалеву
Уважаемый Григорий Дмитриевич!
Администрация городского округа Саранск на Ваше письмо от 21.06.07г. об определении участка для установки памятника (скульптурной композиции) национальному герою Инязору Пургазу направляет Вам для рассмотрения перечень следующих участков:
1. Центральная часть города, участок на бульваре по ул. Пролетарская, между ул. Коммунистическая и ул. Б. Хмельницкого.
2. Северо-западный район города, участок на бульваре по ул. Воинова (восточнее пересечения с ул. Коваленко).
3. Северо-восточный район города, участок на бульваре Эрьзи.
Приложение: Ситуационные планы участников
на 3 л. в 1экз.
Заместитель Главы Администрации
городского округа Саранск
А.П.Грак --------------------------------------------- Правление Мордовского республиканского общественного фонда спасения эрзянского языка считает самым подходящим местом для установки памятника Пургазу центральную часть города, участок на бульваре по ул. Пролетарская, между ул. Коммунистическая и Б.Хмельницкого. Благодарим Администрацию городского округа Саранск за определение участка для установки памятника
Фонд «Пургаз»
на сооружение в Саранске памятника Инязору Пургазу
На 31 августа пожертвовали:
398. Крюков Н.Д. (мокша, Пенза) - 100 руб.,
399. Вельдеватов В. (эрзя, Саран) - 100 руб.,
400. Нуянь Видяз (эрзя, Саран) - 500 руб.,
401. Мусалёв Ю.М. (эрзя, г.Кстов, Нижегород.обл.) - 500 руб.,
402. Зевайкина Н.П. (эрзя, Саран) - 100 руб.,
403. Кетов А.А. (коми, Коми Республика) - 500 руб.,
404.Кечайкина Е..М. (эрзя, Саран)- 100 руб.
С 18 августа по 31 августа собрано 1900 руб.
Всего: 83 213 руб.
|