Мой сайт Пятница-Сюконьчи, 19.04.2024, 15:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 374

Главная » 2007 » Сентябрь-Таштамков » 26 » Цахуронь раське Кавказонь Албания Цахуры Представители Кавказской Албании
Цахуронь раське Кавказонь Албания Цахуры Представители Кавказской Албании
12:54

Цахур -один из народов Кавказа
. Цахур -один из народов КавказаНа фоне непрекращаюхся антикавказских
настроений муссируемых в Р.Ф властными структурами и СМИ. я хотела бы
рассказать об этом гордом горском народе в дальнейшем материал будет
переведен на русский и фино-угорские языки. Материал любезно предоставлен
Анаром Шабановым смотрите его сайт http://www.ashabanov.narod.ru 

С этим гордым народом у меня была связана судьба, и мне бы хотелось начать публикации именно соб этом народе. В дальнейшем будем давать материалы о других народах Евразии.

Мельванома раськеть! Ули мелем содавтомс тынк, Кавказонь панднень раськенть цахуртне марто! Неень Шкане Россиясо моли узавтовома веси Кавказонь панднень лагсо ды чиресе эрицятне лангс. Цахуртне кезерень каштанчинь пандонь раське конатась. Сравтовсь азербайджанонь, ды Дагестанонь мастортнева.Весемезе цахур раськенть покшолмазо ловови 30 000 ломанть. Эрить сынь Ритул буесе Дагестансо, ды пелевеенксонь Азербайджан Масторсо. Те Закаталы,Какх,Белоканы вилаетнесэ-буетнесе! Дагестансо сынст кушкаэрямотаркакс ловови Ритул ошось. Дагестансо 13 цахуронь велеть: Лек(Курду),Гельметс,Микик,Кхаяк,
Дцахур,Суджют,Муслакх,Корш,Джюних,Аттал,Баш Каллал,Баш Мукшакс.
16 велеть Азербайджансо.):-Мамрюкс,Агдамкелял,Гельметс,Али-Байрамли,Аласгар,Гюм,\ды седи тов.
Tsakhurs (call themselves yikhbi ) – are an indigenous peoples of the
Caucasus (Dagestan and Northern Azerbaijan). Nowadays officially, there
are about more than 30 thousand speakers of Tsakhurs live in Rutul region
of Dagestan and Zakatala, Kakh and Belokan regions of Azerbaijan. They
have lived in the most geographically remote valleys in the mountains,
headwaters of the river Samur (valley of Gorniy Mahal) in Southern
Dagestan.
Administratively the Tsakhur villages in Dagestan belong to the Rutul
district and the three bordering Azerbaijani districts: Zakatala, Kakh and
Belokan. There are 13 Tsakhur villages in Dagestan: Lek (Kurdul), Gelmets,
Mikik, Khiyak, Tsakhur, Suqut, Muslakh, Mishlesh, Korsh, Jinikh, Attal,
Bash-Kalal, Bash-Muxax.
And 16 villages in Azerbaijan: Mamrukh(Mamrux), Suvagil, Agdamkelal,
Ali-Bayramly, Alasgar, Gezbarakh, Kas, Karkay, Mukhakh(Muxax), Sabynchy,
Kalal, Meshlesh(Cincar), Qum, Lyekit- Kotuklu, Chinar, Uzumlu. The
significant number tsakhurs live the cities of Zakatala and Kakh. Aside
from these, tsakhurs also live in settlements Zakatala, Kakh and Belokan
shared with other peoples: Chobankol, Qimir, Lahic, Katekh, Chardaxlar
(avars- tsakhurs), Zarna (azeri(azerbaijanis)- tsakhurs), Gulluk (azeri-
tsakhurs), Tala(avars- tsakhurs- azeri),Cimcimax (tsakhurs- azeri),etc.,
and also in cities Baku, Ganja , Sumgait, Mingecheur and cities of Russian
Federation. Their neighbours to the east are Rutuls, North - Laks and
Archis, Northwes and West - Avars, South - Azerbaijanis and Georgians.
Tsakhur language (Ts'akhbishda miz) belongs to the Lezgian group of
the North-Eastern Caucasian languages. The majority of Tsakhurs know
several languages besides their own language including Russian and
Azerbaijani. Since 1994 Tsakhur has been taught in primary school as a
subject.
The earliest information concerning the Tsakhur language dates back to the
second half of the 19th century (Erkert R. 1895). In the beginning 20th
century, the language has been researched by Dirr A. M. (“The Tsahkur
language” Tbilisi, 1913.) and Genko A. (“The Tsakhur (tsakhisky) alphabet”
Baku, 1934.), etc. For more books click here
In the 1930’s the first Tsahkur alphabet was introduced a Latin script by
Genko A. However, this script was not used in extensive shape. Again, the
language became written in the 1990s in the Cyrillic script.
Tsakhur is a split ergative language. Transitive subjects are marked with
the ergative case; intransitive subjects and direct objects receive
nominative (or, in a different terminology, absolutive) case marking.
First and second person pronouns morphologically do not distinguish
between ergative and absolutive cases. Tsakhur is a mainly agglutinating
language. Its morphology is basically suffixing, though infixing is not
rare. Like all Daghestanian languages, Tsakhur has a rich paradigm of
nominal cases – there are eighteen. The verb has two basic forms – the
perfective form and the imperfective form. These are aspectual forms;
temporal meanings are expressed periphrastically, by one of these forms
and a copula (or an auxiliary).
According to G.H. Ibragimov (“The Tsakhur language” 1990), the language
has two main dialects: the Tsakh dialect and the Gel’mets dialect. Tsakhur
literacy is based on the Tsakh dialect.
Since 1995 the Tsakhur newspaper “Nur” (“The Light”) has been published.
Since April of 2002, the Tsakhur language radio has been broadcasted in
Dagestan.


The Tsakhur Alphabet

The Tsakhurs are Muslims (Sunnites). In history Tsakhurs had many famous
devouts (called them Efendy).In the 13th century, the city of Tsakhur was
one of the main centers of Islam in southern Dagestan.
History- Tsakhurs was one of the main nation (tribe) in ancient Caucasian
Albania. Except for them in Caucasian Albania lived - geli, legi, udi and
etc....
The earliest written records date back to the sources of ancient Georgia
and Armenia where Tsakhurs are called Tsakhaiks. There are notes about the
Tsakhur Khanate, also commendations on their culture, their mighty
buildings and fortresses. Until the 19th century, Tsakhurs had to fight a
succession of fierce and bloody battles to maintain their freedom.
Frequently, the encounters were with neighbours, but there were also
engagements with more distant enemies: the Arabs (7th century),
Tamerlane's army (1396), the Shahs of Shirvan (12th--14th centuries),
Transcaucasian rulers (15th--16th centuries) and Turkish and Persian
sultans (17th--18th centuries). By the 15th century a khan (later a
sultan) had become head of the Tsakhur communities. Until the 17th century
the Khan's residence was Tsakhur. Later it was transferred to Elisu in
Transcaucasia and from then on, Turkish and Persian sources call it the
Elisu Sultanate. In 1803 the Tsakhurs became subjects of the Russian
Empire, but the sultanate was allowed to maintain its own internal
politics.The dependence of the Tsakhurs on the Sultan of Elisu increased
during the reign of Daniel-bek in the 1830/40s when, with the assistance
of tsarist troops, he succeeded in subordinating most of the Tsakhur
communities in region.
As large numbers of ethnic Russian settlers started pouring into Dagestan
already from around 1800-1810, the Tsakhurs and other indigenous groups
resisted. The Russian influx triggered the Shamil rebellion in 1834. When
the Shamil Revolt reached the Tsakhurs in in 1844, Sultan Daniel-Bek
supported the rebels against the Russians. As a result, in 1852, by the
order of the Russian commander-in-chief, was dissolved the Elisu
Sultanate.
The Soviet regime reached the Tsakhurs in the spring of 1920 and brought
about numerous changes within the Tsakhur community - the Tsakhurs divided
by two different parts of an empire (Azerbaijan SSR and Dagestan SSR),
many of which only became evident after World War II, with the
consolidation of collectivization. In 1991, again Tsakhurs divided by two
entirely new countries -- the independent Azerbaijan Republic and Russia
Federation.

The Tsakhur traditionally wove textiles from wool combined with silk
threads. Other traditional crafts included the making of rugs, the
knitting of woollen socks and footwear, and working in wood, leather and
metal
ЦАХУРЫ, и ы х б ы (самоназв.), народ в Рос. Федерации (в
Дагестане, тыс. и Азербайджане. Общ. числ. 30
тыс. чел. Говорят на цахурском яз. лезгинской подгруппы
нах-ско-дагестац. группы северокавказской семьи; делится на цахский
и гсльмецский диалекты. Большинство знает азерб. и рус. (в Рос.
Федерации) яз. Верующие -мусульмане-сунниты. В Дагестане Ц. населяют
высокогорную зону - труднодоступный Рутульский р-н, верховья р.
Самур (в прошлом эта терр. называлась Горный Магал), в Азербайджане
- юж. склоны Главного Кавказского хребта (предгорные и равнинные
селения в Закатальском, Кахском и Белоканском р-нах). Этноним
народа происходит от главного селения Цахур в Дагестане. Первые
сведения о Ц. встречаются в арм. и груз. источниках 7 в., где они
названы "цахай-ки". Ц. были одним из народов, входящих в состав
Кавк. Албании. После её распада на терр. Ц. сложилось политич.
образование с центром в Цахуре (Цуке-тия). Эпиграфич. памятники
свидетельствуют о принятии ислама и появлении письменности на араб.
яз. в 10-11 вв. В 11-13 вв. в Цахуре существовало медресе, где шло
преподавание на араб. яз. и делались попытки перевода араб.
богословских соч. на цахур. яз. (13 в.). С 15 в. во главе
объединённых цахурских об-в встал цахурский султан. В 18 в., когда
его резиденция была перенесена в с. Елису (Азербайджан), это гос.
образование стало называться Елисуйское султанство. У закавказских
Ц. существовали также и вольные сельские об-ва, часть к-рых вместе с
соседними - аварскими -образовали союз (Джаро-Белоканские вольные
об-ва). В 19 в. Ц. вошли в состав Рос. империи. Терр., заселённая
даг. и азерб. Ц., занимает две географич. зоны: обширные альп.
летние пастбища и плодородные тёплые юж. склоны, позволяющие
сочетать пашенное земледелие и скотоводство. Многие семьи
перекочёвывали вместе со скотом на зиму из Дагестана в Закавказье,
на лето возвращались в Горный Магал. Горное земледелие было
богарным. Сеяли озимую пшеницу, рожь, ячмень, полбу, просо. На
равнине применялась ирригация, возделывали в оси. яровые, кукурузу.
Из скота разводили гл. обр. овец и лошадей. Женщины занимались
обработкой кожи, овчины, шерсти, прядением, ткачеством,
изготовлением ковров и паласов. Мужчины уходили на заработки
(каменщики, плотники, лудильщики, с.-х. рабочие и др.). В совр. х-ве
преобладает отгонное скотоводство, в горах возрождается земледелие
на склонах и приречных террасах с использованием плуга и упряжки
волов. У азерб. Ц. развиваются садоводство, огородничество,
табаководство, шелководство. Из дом. промыслов сохраняется вязание и
ковро-делие. Поселения даг. Ц. расположены на труднодоступных
вершинах хребтов, в изгибах рек, на обрывистых склонах. Форма
поселений зависела от рельефа местности: ступеичато-террасная (на
склонах), улично-квартальная (на речных террасах), кучевая (на
вершинах хребтов), смешанная (у подножий гор). Селения делились на
кварталы, населявшиеся одной или неск. родств. группами (тухум).
Обществ, центром были мечеть и площадь "гимга" - место нар.
собрания. Осн. типом жилища был одноэтажный каменный дом с плоской
земляной крышей, выходящий на улицу сплошной стеной с входной
дверью. Первоначально имел одну комнату - очажную (дега).
Двухэтажные хоз. постройки (хлев-сеновал) ставились отдельно от
дома, часто образуя особый квартал на окраине аула. В Азербайджане
на равнине строили одно- и полутораэтажные саманные и тур-лучные
дома с двускатной крышей из соломы и камыша. Совр. жилище в осн.
двухэтажное с верандой. Традиц. муж. одежда: штаны, рубаха, бешмет
(алхалыг), длинная распашная черкеска (чакъай), шуба-накидка с
ложными рукавами, шуба с рукавами, бурка, войлочный плащ (у чабанов,
пастухов), конусообразная островерхая шапка из овчины, каракулевая
шапка, башлык. На ноги надевали вязаные носки, поршни (чарухи),
сафьяновые сапоги, чувяки, вязаные сапоги с загнутым носком.
Непременный элемент одежды мужчин - кожаный пояс с кинжалом. Жен.
одежда: штаны, рубаха, широкая юбка, бешметы разного покроя
(алхалыг, катиби), передник, головные уборы: чухта, платок, местами
- шапочка-чепец (дугмаче), покрытая сплошь серебряными украшениями
(бляшками, монетами, цепочками). Теплой одеждой были безрукавки и
овчинные шубы. На ноги надевали пёстрые шерстяные носки, вязаные
сапоги, поршни, башмаки, сафьяновые чувяки. Украшения -налобники,
пояса, браслеты, серебряные цепочки, трубочки, бляшки, нашитые
монеты, подвески, вышивка. Ныне из тра-диц. костюма сохранились
шубы, вязаная обувь и носки, каракулевые шапки. Традиц. пища
состояла из мучных и мясо-молочных продуктов. Овощи и фрукты
занимали незначит. место, их заменяли дикорастущие травы.
Распространённым блюдом были хинкал, подаваемый с мясом, брынзой,
чесночной подливой, пельмени с начинкой из тыквы, творога с яйцами,
крапивы с орехами, трав, каши из пшеничной, овсяной, пол-бовой
крупы, кураги, тыквы, супы, пироги (чуду) с разнообразными
начинками. Из коровьего молока получали сметану, айран, творог,
масло, из овечьего -сыр. Из свежей баранины готовили соус, шашлык.
Чабаны запекали в углях начинённые внутренностями и салом с
до-заключения брака был сговор. Был известен колыбельный сговор.
Обычай калыма бавлением душистых трав желудок или целую тушку,
завёрнутую в шкуру. Строго соблюдались обычаи взаимопомощи и
гостеприимства, была сильна ту-хумная солидарность. Тухумы
распадались на более узкие родств. группы - насыли. Осн. формой
семьи была малая семья. Неразделённая семья (хэбна хизан, хэдин хав)
существовала до 20-30-х гг. 20 в. (30-35 чел.,
трёх-че-тырёхпоколенный состав). Часть её проживала в Горном Магале,
часть - в Закавказье. Обычай избегания существовал в своеобразной
форме: общение молодых женщин со взрослыми мужчинами было
сдержанным, при посторонних они разговаривали через детей.
Предпочиталась эндогамия в пределах тухума. Осн. формой Вопросы
внутр. жизни общины решались на основе адата. Муж. собрание
(джамаат) выбирало старейшин, судей, кадия, исполнителей. Для
решения вопросов, касавшихся всех Ц. (в т.ч. азербайджанских),
созывали общий сход (иж-лас) представителей селений. С сер. 19 в.
гл. лицом в сел. управлении становится старшина (кавха). Широко
отмечали Ураза-байрам, Кур- бан-байрамг праздник начала весны -
На-вруз (Юхьванин йыгь), первой борозды вруз (Юхьванин йыгь), первой
борозды (Вейца аччес). На Навруз готовили особое блюдо из зёрен и
вяленого мяса, пекли фигурные хлеба, красили яйца, зажигали костры,
пели обрядовые песни. Возвращение скота и чабанов с зимних пастбищ
отмечалось скачками, собачьими боями, состязаниями борцов, танцами,
жертвоприношениями. Летний праздник Сейран проводили до начала
сенокоса у священных гор в течение трёх дней. Фольклор испытал
влияние культуры азербайджанцев. Песни исполнялись па родном и
азсрб. яз., рассказы, сказки, плачи - на родном. Муз. инструменты
-тар, саз, зурна, барабан. Сформировалась нац. интеллигенция.
Происходит возврат к письменности на родном яз. (цахурский алфавит
на лат. основе был составлен в нач. 1930-х гг.

 
Просмотров: 1410 | Добавил: erzyany-rasyke | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Форма входа

» Календарь новостей
«  Сентябрь-Таштамков 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

» Поиск

» Друзья сайта

» Статистика


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz