Мой сайт Среда-Куншкачи, 24.04.2024, 07:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 374

Главная » 2007 » Сентябрь-Таштамков » 26 » "РАСЬКЕНЬ ОЗКС)))
"РАСЬКЕНЬ ОЗКС)))
17:26

 

РАСЬКЕНЬ ОЗКС

Эрзянский обрядовый праздник Раськень Озкс глазами чуваша

Эрзянский обрядовый праздник Раськень Озкс глазами чуваша



 

Курган братской могилыУ финно-угорских народов России с 1999 года возродился замечательный эрзянский обрядовый праздник Раськень Озкс. В 2007 году он состоялся 14 июля, во вторую субботу июля, как и в 1999 и 2004 гг., на эрзянском кургане вблизи с.Чукалы Больше-Игнатовского района Мордовии.


 

Место выбрано не случайно, по рассказам старейшин на этом месте захоронены около 11 тысяч воинов: эрзян, марийцев, чуваш, удмуртов после битвы с ногайцами. Братская могила выполнена в виде кургана, под курганом каменный саркофаг с останками, поговаривают на нем имеются старинные надписи, но узнать суть надписей мне пока не удалось. Озкс здесь проводился до 1629 года, затем был запрещен царским указом. «Раськень Озкс» можно на русский язык перевести, как народное (родовое) моление. По-эрзянски «раське» - народ, родня, «озномс»- молиться, «озкс» – моление. Кроме молений предкам и самого праздника, на Раськень Озкс эрзяне решают текущие вопросы всех эрзян и планируют перспективное развитие этноса.

Большая полянаЛандшафт места проведения «Раськень Озкс» представляет из себя ложбину вдоль речушки с небольшим лесочком. Трава в ложбине выкошена в виде 2-х полянок.


 

Большая поляна для торжества молений и гуляний, малая поляна (на другом берегу речушки через мосток от большой) для торжественного обеда, на котором после молений каждому предлагается суп с мясом жертвенного быка.


 

Малая поляна. Варится трапезаС восходом солнца из села приводят жертвенного быка, торжественно украшенного цветами. Я приехал на место молений около 5 часов утра и бык уже был заколот, сам процесс наблюдать мне не удалось, да и из стари процесс жертвоприношения он был не доступен всем желающим. К моему приходу на малой поляне уже начали свежевать заколотого особым способом и раскладывать по правому периметру малой поляны треноги с котлами для варки супа. Всего, я насчитал 30 котлов. Для растопки костров привезли целую машину дров. Быка свежевали мужчины, как мне сказали специально назначенные для этого Инязором, а мясо варили женщины.

С 2-х сторон большой поляны располагаются холмы высотой около 5 метров, в центре большой поляны расположен курган с братской могилой и Маар.


 

По-эрзянски «маар»- это курган (холм), который на протяжении многих веков насыпается эрзянами во время проведения Озкса. Горсть земли привозится каждым эрзянином с места проживания. Так как моя жена эрзянка, то я привез пакет чернозёма из сада тёщи, которая проживала на одной улице с домом, где я родился…


 

Эрзянь ШтатолНа вершине Маара на деревянном пьедестале располагается восковая священная свеча -Эрзянь Штатол. Для изготовления Штатола применяется только пчелиный воск, который собирается всеми эрзянами между проведениями Озкса.


 

Штатол на МаареМне рассказывала бабушка, что по преданию пчелиный воск применяется, как знак благодарности пчеле, которая обещала Богу, плодится каждый день и выполнила свое обещание. Я видел, как приехали на автобусе эрзяне из Самарской области и привезли воск для изготовления Штатола следующего Озкса. Размеры Штатола можно увидеть на фото… По тексту будут встречаться официальные эрзянские названия я буду их помещать в скобках.


 

Эрзяне готовятся к праздникуОглядев место проведения Раськень Озкс можно предположить, что Советом Старейшин Эрзян (Эрзянь Атянь Эзем) проведена огромнейшая организационная работа.

Эрзянь Атянь Эзем является высшим постоянным представительным общественным органом эрзянского народа, действующим в период между Раськень Озкс. Сессии Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Эрзянь Атянь Эзем формируется путём выдвижения Старейшин из эрзянских поселений сёл, городов и общественных организаций на соответствующих собраниях (промксах) из наиболее авторитетных и известных общественной деятельностью людей, идентифицирующих себя как ЭРЗЯ, признающих и поддерживающих Декларацию «Об официальном названии эрзянского народа».


 

До начала молений действующий Великий Царь Эрзян (Эрзянь Инязоро) Мусалёв Григорий Дмитриевич (Кшуманцянь Пиргуж) созвал на холме, напротив Маара Совет Старейшин Эрзян. Организационно это выглядит просто: на холме установлены полукругом деревянные скамейки, на которых усаживаются представители регионов компактного проживания эрзян. Отсюда эрзянское название Совета - Эрзянь Атянь Эзем, что означает Скамья Старейшин Эрзян. Он напомнил, что Эрзянь Инязоро - выборная должность и на этом Раськень Озкс необходимо вновь провести выборы. С согласия Старейшин Инязор Пиргуж попросил провести перевыборы своих заместителей - Эрзянь Чирязов - Ерюшова Б.А (Эрюш Вежай) и Четвергова Е.В. (Нуянь Видяз). Эрзянское «чиряз» - князь.


 

Выборы Инязора эрзянВыборы проводятся абсолютно демократично. Эрюш Вежай, известный эрзянский поэт и писатель, начал готовить процедуру выборов. Он назначил из Совета Старейшин ответственных за подсчет голосов, мне поручил быть независимым наблюдателем за выборами от чувашского народа. Эрюш Вежай, также кратко напомнил Старейшинам, что им будут розданы чистые листы бумаги, в которых они смогут написать фамилию или имя нового Эрзянь Инязоро, сложить лист пополам и передать его ответственным за подсчет голосов. Всё происходит перед глазами, подлог практически невозможен, бумага роздана и Старейшины передают уже заполненные бумажки. После подсчёта голосов, 15-ю голосами «За» и одним «Против» на должность Эрзянь Инязоро переизберается вновь - Мусалёв Григорий Дмитриевич (Кшуманцянь Пиргуж). Он даёт согласие исполнять эту должность, произносит краткую речь с благодарностью и словами верности Эрзя народу. С этого момента прежний Совет Старейшин Эрзян считается распущенным и Кшуманцянь Пиргуж приступает к назначению нового Эрзянь Атянь Эзем.


 

Назначение Чиряза ЧувашииВначале назначаются два заместителя Инязора (Эрзянь Чиряз): Эрюш Вежай и Нуянь Видяз, затем Чирязы регионов проживания эрзян, в том числе один Чиряз на всю заграничную диаспору эрзян. В процессе назначений Старейшины предлагают Инязоро внести изменения в составе Совета Старейшин. Таким образом было одобрено предложение ввести дополнительно должность Чиряз г. Самары в помощь действующему Чиряз Самарской области, т.к. там компактно проживают очень много эрзян, и одному в городе и по области должным образом организовать работу порой трудно.


 

После окончания выборов Великий Царь Эрзян (Эрзянь Инязоро) Кшуманцянь Пиргуж приглашает всех присутствующих принять активное участие в главной части Раськень Озкс – молению.
Чуточку меня омрачило то, что администрация Мордовии посчитала возможным совместить обрядовый праздник Раськень Озкс с народными гуляньями, начали крутить музыку на русском языке, затем к микрофону на трибуне вышли всевозможные чиновники и начали произносить номенклатурные благодарственные речи руководителям Мордовии всех уровней за то, что такой праздник стал возможным…


 

Совет эрзянских старейшин после выборов


 

Совет эрзянских старейшин после выборов


 

Начало моления: Озава, Чиряз и Инязор у ШтатолаБлагодаря решительной речи Эрзянь Инязоро древняя процедура проведения Раськень Озкс была восстановлена, эрзяне быстро собрались вокруг Маара со Штатолом. Эрзянь Инязоро находится на пьедестале Штатол, в руках деревянный посох Цётмар. От малой поляны, где был принесен в жертву бык, к Маару движется процессия: женщина ведущая моление - Озава с братиной в руках – Яндава -родовая посуда. Внутри Яндава горит малая родовая свеча (штатол). За ней идут известный не только в Эрзянь Мастор, но и далеко за рубежом – фольклорный ансамбль «Торама» и театрализованная группа народных героев Эрзянь Мастор. Слышится пронзительный голос трубы Торама Инязора Тюшти… Озва и её помощники поднимаются на Маар к Штатол и поздравляет всех присутствующих и приглашает старейшин принять участие в зажжении Штатол.


 

Зажжение Эрзянь ШтатолаОдному из Старейшин – Лауреату премии Фонда спасения эрзянского языка в 2007 году им. Анатолия Рябова Гайнинькай Пичай, - поручается право от родовой свечи зажечь Эрзянь Штатол – символ объединения эрзянского народа, надежды на процветание и воли к счастливой жизни. Старейшина поднимается по стремянке на вершину и от родовой свечи зажигает огромное пламя Эрзянь Штатол, раздаются возгласы одобрения и радости присутствующих. Озава предлагает собравшимся повторять за ней жесты и слова, приподняв руки ладонями к небу, обращается с молитвой к Инешкипазу - Великому Создателю. Текст молитвы произноситься построчно, каждая строка за Озава повторяется присутствующими.

Инешкипаз, Вере Чипаз!
Тон, марицясь, кода тикше касы,
Тон, неицясь, кода пеште панжи,
Неемизь, марямизь!
Сюконятано пильгезэть,
Пшкадтяно валдо оймезэть,
Верев кепедьсынек кеденек,
Масторов нолдасынек сюкпрянок.
Ознотано эрицянок кис,
Ознотано раськенек кис,
Энялдтано эйденек кис,
Паксясо видезенть кис,
Кардазсо ракшанок кис.
Инешкипаз! Макст тенек
Сэтьме, лембе пиземеть,
Валдо, маней чить,
Чачост-касост сюронок,
Касост-кепедевест тяканок,
Раштыцят улест аванок.
Макст Масторонтень ладямо,
Вейке-вейкень вечкема.
Лисьмакс парот лисезэ,
Леекс эрьметь чудезэ,
Кенкшпряваяк совазо,
Кенкшалгаяк ютазо.
Минь Тонеть - Шумбра кши!
Тон миненек - шумбрачи!
Паз, чангодть! Паз, чангодть!
Паз, чангодть!


Великий Создатель, Всевышний
Солнцебог!
Ты, слышащий, как растет трава,
Ты, видящий, как цветёт орех,
Увидь нас, услышь нас!
Кланяемся Тебе в ноги,
Обращаемся к Твоей светлой душе,
Вверх поднимаем руки,
К земле отпускаем поклоны,
Молимся за людей наших,
Молимся за народ и родственников наших,
Просим за детей наших,
За посевы в поле,
За скот во дворах.
Великий Создатель! Дай нам Тихих, теплых дождей,
Светлых, солнечных дней,
Да уродятся хлеба,
Да вырастут-поднимутся дети,
Да плодовитыми будут наши женщины.
Дай Земле мира ,
Любви друг к другу.
Пусть родником истекает Твое добро,
Пусть рекой течёт всякая Твоя помощь,
Чтоб и над дверью входила,
Чтоб и под дверью проникала.
Мы Тебе - Хлеб Почтения!
Ты нам - здоровья!

Боже, даруй благоденствие!
Боже, даруй благоденствие!
Боже, даруй благоденствие!

Молитва, обращенная к предкам


 

Эрзяне верят, что после этих молитв на Озкс прибудут души предков и будут праздновать Раськень Озкс вместе с ними. Затем произноситься молитва одним из Старейшин, посвященная предкам.

Эрзянь покшт, покштинеть,
Покштянь покшавинеть!
Сырк мерезэ, покштинеть,
Матразь-оймазь киськиненк,
Кепсть мерезэ, бабинеть,
Раужо човаля модыненк.
Вана тердтядызь Озксов
Кши-салонок варчамо,
Пурень-брагань корштамо.
Ашо кедьсэ панинек,
Шожда мельсэ пидинек.
Садо ваксозонок, ё
Човоряводо юткозонок,
Начтынк коське турвиненк,
Пештинк вачонь пекиненк,
Таньшкавтынк сэпей кургиненк.
Кинь лемезэ кундави,
Кинь лемезэ стувтови,
Илядо кежиявто,
Илядо ордашкале.
Весе тынь - седейсэнек,
Весе тынь - минек верьсэ.
Минь тынк эйстэ лисинек,
Минь тыненк велявттано.
Садо, весе садо!
Илязт уле ве ёндо ваныцят,
Илязт уле сельмень сявадыцят.
Пачкодезэ, молезэ!
Паз, чангодть!


Эрзянские праотцы-прадеды,
Праматери праотцов!
Пусть вздрогнет, прадеды,
Ваша сдавленно-спокойная кожа,
Пусть подымется, праматери,
На чёрный бисер похожая земля ваша.
Вот приглашаем вас на Озкс
Попробовать хлеба-соли,
Испить пуре и браги.
Белыми (т.е. чистыми) руками стряпали,
С лёгкими помыслами варили.
Придите к нам,
Смешайтесь с нами,
Намочите сухие губы ваши,
Наполните пустые желудки.
Подсластите горькие рты.
Чьё имя вспомнится,
Чьё имя запамятуется,
Не обижайтесь,
Не сердитесь.
Все вы - в наших сердцах,
Все вы - в нашей крови.
Мы от вас произошли,
Мы к вам вернёмся.
Придите, все придите!
Пусть не будет со стороны глядящих,
Пусть не будет завидующих.
Пусть идет-дойдет до всех!
Боже, даруй благоденствие!


 

Явление царя ТюштиМоления продолжаются театрализованным представлением Явление Великих (Инетнень Ютамост), Озава приглашает к Штатол древнего царя эрзян Тюштю, она представляет его словами: «Вековечную жизнь царю Тюште!» - «Пингеде-пингес Эрзянь Инязорне Тюштяне эрямо».


 

К Штатол поднимается артист, одетый в старинные доспехи и мечом в руках - это легендарный Царь эрзян Тюштя. Из глубины веков он приветствует современных эрзян, кратко говорит, что он сделал для эрзянского народа и что нужно делать потомкам.


 

Появляется эрзя В.Чапаев...Озава последовательно приглашает к Штатол Великих Царей (Инязоро) древности: Пургаз, Алабуга, Баюш…. Затем приглашаются древние воины, участвовавшие в битвах за независимость эрзян: Боляень Акай, Эрзямассонь Олёна, Василень Несмеян, Алексеень Кузьма. Действие продолжают герои современности, в чьих жилах имеется эрзянская кровь: Рябов Анатолий, Чапаев Василий, Степан Эрьзя, Артур Моро, Люлякина Серафима, Надькин Дмитрий, Йовлань Оло… Все они повествуют потомкам за что боролись и от чего погибли. Этим действием (Явление Великих) эрзяне выстраивают в единое целое все поколения – Эрзянь Раське.


 

Действие продолжает шествием вокруг Маара по ходу солнца лошади с запряженной сохой - Обряд обведения черты вокруг Маара. По мифу эрзян, лошадь была подарена Эрзе Богом - Инешкипазом. Лошадь, как считают эрзяне, символ трудолюбия и его причисляют к священным животным. Лошадь темного цвета, очень спокойно прошла по кругу, хотя много людей фотографировали её беспрестанно.


 

Шествие лошади с сохой вокруг Маара


 

Шествие лошади с сохой вокруг Маара

Лошадь под уздцы ведет Чиряз Эрюш Вежай, сошники приподняты над землёй пахарем. Круг, очерченный сохой вокруг Маара – символ бесконечности пути Инешкипаза и самой Жизни, созданной Им.


 

Обновление Маара: эрзяне сыплют землю с могил предковЗа сохой Озава организует вереницу эрзян, которые проходят по кругу и высыпают вдоль подошвы Маара, землю – начался обряд рассева привезенной с собой земли на Маар. Когда все желающие высыпали землю на Маар, Озава собирает длинную цепочку из взявшихся за руки эрзян, которая растягивается вокруг всей большой поляны.


 

Эрзяне становятся в большой кругИграет музыка и поется песня «Вирев молян» («Пойду в лес»). Затем вереница из людей начинает скручиваться в тугую спираль в центре поляны вокруг Озавы, воздав руки к небу произносятся радостные возгласы и спираль медленно распадается, эрзяне начинают собираться на курган к Скамье Старейшин (Атянь Эзем). Скамья старейшин – это расположенные в 2-3 ряда по 3-4 скамьи, куда усаживаются Совет Старейшин и все известные эрзяне. На Атянь Эзем обсуждаются все важные политические и социальные вопросы, проводятся награждения заслуженных эрзян. Параллельно с Атянь Эзем проводятся различные спортивные состязания и развлекательные конкурсы.Были проведены спортивные состязания, как традиционно эрзянские: метание топора, поднятие бревна, борьба на песке, так и по гирьевому спорту. Самый сильный эрзянин – Дригань Толай из Самарской области поднял гирю 32 кг более 90 раз! Были организованы торговые точки и ларьки с эрзянскими народными промыслами.


 

Поделки из дерева и лыка


 

Эрзянская народная борьба


 

Хорошей традицией стало проведение конкурса «Руця». Руця - это верхняя женская эрзянская одежда, очень красочная… Конкурс проводится фондом «Руця», победители награждаются значительными денежными призами – до 30 тыс.р. Здесь огромную работу проводит Чиряз Эрюш Вежай, он же великолепно провел конкурс и награждение.


 

Дело в том, что я не знал, что Инязор пригласил на праздник представителей этнических традиционных религий, в том числе: чуваш, мари, удмуртов. Делегация приехала на 2-х автомобилях немного опоздав, практически успели только к Атянь Эзем.


 

Конкурс "Руця"


 


 

Когда моления закончились, начался короткий дождь, и я пережидал окончание дождя под древом. Дождь утих, и я увидел на кургане возле Атянь Эзем человека в чувашском халате, я поспешил туда и увидел писателя Кибеч и Федора Мадурова. Поздоровался и представился по-чувашски. Они также тепло приветствовали и меня. И тут, о неожиданность…, появился Николай (Admin chuvash.org) со своим супер фотоаппаратом. Я был чрезвычайно рад, прямо какое-то чудо: на Раськень Озкс смог познакомиться со всеми виртуальными знакомыми. К сожалению, подробно поговорить не удалось, чувашская делегация получила приглашение выступить на Атянь Эзем. Выступили Ф.Мадуров и Кибеч, который подарил Инязору и 2-м его помощникам Чирязам свою книгу молитв. В ответ Инязор подарил им большую книгу по истории эрзян. Интересное предложение высказал Ф.Мадуров: утверждая, что язык это главная часть в сохранении этносов, он предложил обратиться от сообщества эрзян, чуваш, марийцев, удмуртов к правительству России с предложением уже с 1 сентября этого года во всех школах, где компактно проживают этнические группы, проводить уроки трудового воспитания и физической культуры на языках этих этносов. Эти предметы не нуждаются в сложных методических пособиях, достаточно принять на работу (поручить из имеющихся) учителя со знанием этого языка. Хороший шаг! Далее выступали представители марийцев, удмуртов, эстонцев, американцев и русских. Русские – корреспонденты радио и телевидения России, много снимали и брали интервью, не знаю можно ли будет что-то из этого увидеть по телевидению?


 

В заключении Инязор Пиргуж отметил, что с ни одним народом Мира у эрзян нет конфронтаций, очень лестно отзывался он о русском языке, благодаря которому сейчас он общается с представителями других народов России. Самое для меня непонятное то, что я не видел там представителей мокшан – самых близких к эрзянам по языковой группе народ? Меня информировали, чтобы приглашения им были разосланы…

Не могу не познакомить Вас с Князем (Чиряз) эрзян Чувашии Николаем Виняевым (Миколь). Великий Князь Эрзян (Эрзянь Инязоро) на Совете Старейшин при назначении его на эту должность тепло отозвался о его работе с эрзянами в Чувашии, по-отцовски представил его как «молодой Старейшина». Живет и работает в г. Алатырь ( г.Ратор по-эрзянски). Он очень хорошо отзывался о руководстве Чувашии в контексте молодежной политики, хвалил поп. музыку на чувашском языке. По его мнению поп. музыка на этнических языках способствует поднятию интереса у молодежи к родному языку.


 

Миколь информировал, что сейчас он всемерно поддерживает и продвигает в Чувашии развитие поп.музыки на эрзянском языке, есть молодые перспективные эрзянские певцы . Один диск с эрзянской поп.музыкой я купил, будет интерес смогу разместить у нас на форуме.

Когда все проблемы были обсуждены и приняты решения, Инязор Пиргуж всех приглашает на совместную трапезу на малую поляну, где уже сварен в 30-ти котлах суп с мясом жертвенного быка. Всем эрзянам было заранее сообщено, чтобы приносили с собой свою посуду и ложки для трапезы, для нас гостей, приготовили одноразовую посуду.


 

Желающие могли принять трапезу на лугу или за столами, в каждую миску обязательно положили кусок мяса. Желающим разносили и предлагали продегустировать эрзянский квас - поза или более крепкий напиток - пуре, похожий на бражку…


 

Флаг эрзянского народа (Раськень Коцт) трехцветный: чёрный – земля (Масторава), красный - цвет крови и огня - символ жизни на земле, белый - Божественность, священность (Тоначи). Внизу под флагом божественные символы: восьмиконечная звезда и цвета флага, в центре символ древа жизни.


 

Если бы был, и надеюсь вскоре будет такой обрядовый праздник в Чувашии для чуваш, я приезжал бы обязательно. Теперь я понимаю эрзян, специально приехавших на один день из Германии на этот Великий праздник – Эрзянь Раськень Озкс...



 

 


Источник: Erzianj jurnal

Просмотров: 1712 | Добавил: erzyany-rasyke | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Форма входа

» Календарь новостей
«  Сентябрь-Таштамков 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

» Поиск

» Друзья сайта

» Статистика


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz