Мой сайт Четверг-Калоньчи, 25.04.2024, 08:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 374

Главная » 2007 » Сентябрь-Таштамков » 27 » "ИНЕШКИПАЗОНТЬ ТЕШТЕНЗЕ АЛО-ПОД ЗВЕЗДОЙ ИНЕШКИПАЗА "
"ИНЕШКИПАЗОНТЬ ТЕШТЕНЗЕ АЛО-ПОД ЗВЕЗДОЙ ИНЕШКИПАЗА "
18:40

Под звездой Инешкипаза 


По прогнозам июль 2004 года ожидался дождливым. Действительно,

дожди почти ежедневно проходили полосами по просторам
Эрзянской земли и других областей. Свинцово-мрачного цвета
тучи то плотно закрывали небо, неся холод, то раскрываясь,
уступали место июльскому зною. Тем, кто готовился к Раськень
Озксу, погода портила настроение, вызывала беспокойство за
праздничный день. Кшуманцянь Пиргуж, главный «мотор»
праздника, говорил и верил, что день будет солнечным. «Предки
эрзян не допустят срыва святого дела», - повторял он. Но тучи
сгущались и над самим оргкомитетом. В тесной комнате редакции
газеты «Эрзянь Мастор» постоянно толпились люди, бесконечно
звонил телефон. Редакция стала штабом готовящегося Озкса.
Отказ поддержать народный праздник мордовским исполкомом
возрождения не стал неожиданностью. Тенденция раскола мнений
проявлялась и раньше. Голосование показало истинные намерения
мордовского лидера профессора Мосина и послушной мокшанской
половины исполкома. «Не вам решать судьбу эрзянского народа» -
в сердцах сказал Григорий Мусалёв, и вдобавок к сказанному
показал увестистый кукиш исполкомовцам. Затем он с удвоенной
энергией, упрямством стал обзванивать, убеждать, стыдить тех,
кто мог помочь, но не особо хотел. Правительство Мордовии
наконец-то приняло решение о выделении денег на проведение
этнопраздника. Его организаторов это обрадовало, вдохновило.
Однако же сроки поджимали...
***
На Чукальскую пойму-луг инициаторы Раськень Озкса приехали за
день до начала праздника. Заканчивались подготовительные
работы, спешно с поля увозили скошенное сено. Около
машины-фургона МЧС ставили армейские палатки. На длинном валу,
что рядом с Маром, подняли государственные флаги России и
республики Мордовия. Несколько поотдаль - чёрно-красно-белый
трёхколор, флаг Эрзянь Мастор.
На Маре местный мастер Наумов А. А. заканчивал декоративную
отделку главного символа Раськень Озкса. Восковый трёхметровый
великан - Штатол (Свеча) терпеливо выдерживал удары тиснения
мастера. Рядом белел мраморный квадрат с текстом: «Эрзянь
раськень озномань Мар» и высеченной по нему розеткой - символа
Инешкипаза. Это труд нижегородского мастера Тумая. Под мачтой
флага Эрзянь Мастор на траву уселись старейшины Атянь эзем.
Эрюш Вежай и Коянонь Виряз разложили бумаги прямо у ног
присутствующих. Ими оглашаются документы, направленные на
укрепление статуса эрзянского народа, и которые будут зачитаны
на Раськень Озксе. Решаются многие организационные вопросы.
***
Солнце неспеша садилось за сияющий позолотой горизонт.
Холодные тени потянулись полосами по ровно скошенному лугу.
Ярко, огнём затрепыхали флаги на мачтах. С ними заспорили две
длинные полосы флагов Мордовии и МЧС, поднятые над
фургоном-автомашиной рядом с палатками. Вдоль речки, заросшей
кустарником, за длинные, грубо сколоченные столы садятся
ужинать прибывшие гости. В основном это представители
финно-угорских регионов, приехавших издали. Возгласы радости,
азартный смех, национальные песни неслись в вечернем небе.
Перед наступающей ночью микроавтобусы в спешке развозили людей
в ближайшее село на ночлег. Вскоре незаметные сумерки молча
опустились на Чукальскую луговую поляну. Спустя ночь, здесь
состоится событие. Треск одиночного костра у речки сгущал
тьму.
***
Утро Озкса. Обилие росы засверкало под ласковыми лучами
солнца. Гости праздника ещё безмятежно спали, как провели
жертвенного быка. На кухне у речки загремели посудой. Под
многоведёрными котлами задымились костры. Спустя час-другой,
край поляны начал оживать, наполняться прибывающими отовсюду.
Местные торговцы уже успели поставить свои палатки и к ним
сразу же стали липнуть покупатели. Опорожняясь от ящиков с
товарами сновали микроавтобусы-газели. Подъехавшие тавлинцы
спешно выгружали изделия мастеров резьбы по дереву.
Замысловатые образы деревянной скульптуры рядами встали возле
стационарно собранной выставки цветной фотографии Николая
Ревизова. За стендом, за большим столом колдовал над книгами
Нуянь Видяз. Ярко вспыхивала на нём белая, вышитая эрзянским
узором рубаха. Чуть погодя, его заменили девчата из «Эрзянь
Мастор», Люда и Оля. Прошли лукояновцы, неся большой щит с
образом Инешкипаза. Его устанавливают на валу под флагом
Эрзянь Мастор. Звезда засверкала золотом. На Маре в величавом
ожидании стоял огромный Штатол. Собравшиеся ждали чуда.
***
Десять часов утра. Вокруг огороженного флажками Мара растёт
напряжение ожидания. Но не видно главного архитектора-прораба
Раськень Озкса Кшуманцянь Пиргужа. Пора начинать! Но…? Как
ветер проносится весть: "Глава республики Мордовия Меркушкин
должен вот-вот подъехать…." Ирек Биккинин в чёрной татарской
тюбетейке и Аношонь Тумай, весь в белом, в эрзянском одеянии
встали стражей у входа к Мару, сдерживая любопытных, рвущихся
к свече. Фотокорреспондента-американца Уиллиама Гасперини и
сына Артура Моро, Руслана, приехавшего из Берлина, пришлось
вежливо попросить удалиться с места обряда.
Кшуманцянь Пиргуж в вышитой эрзянской одежде вышел из гущи
народа, поднялся по крутому склону кургана и объявил о начале
Раськень Озкса, о его программе.
Над обширной луговиной, окаймлённой извилистой речкой и
кромкой леса, казалось с глубины голубого неба на смолкнувшее
великое множество народа полилась тихо-доверчивая эрзянская
речь. Мужской голос звенел тревогой за судьбу эрзянского рода,
за землю, которую зовут Чачома Мастор – Родина. Мелодия,
рождаемая народными инструментами, вторила голосу.
Из оцепенения вывел слушателей зов трубы-торамы. Началась
процессия - шествие Озавы и её помощниц с родовым огнём к
главной свече Раськень Озкса. Вот они поднимаются на Мар.
Настал самый волнующий момент-зажжение Штатола Озкса. С
четырёх сторон Света подходят к нему старейшины. Это - Эрюш
Вежай из г. Полярный Мурманской области, Нуянь Видяз, г.
Саранск, Аношонь Тумай, г. Лукоянов Нижегородской области,
Прокаев Константин, Пензенская область. Именно ему, жителю г.
Никольска, Лауреату премии им. А. П. Рябова 2004 года,
доверено зажечь огонь. По стремянке, с яндавой в руках,
поднимается Константин Васильевич. Минутная пауза и вот огонь
переходит от родовой свечи к Штатолу Озкса. Зажигаются малые
свечи в память ушедшим из жизни Йовлань Оло и Кечемаень Алё,
активных помощников на Озксе 1999 года, и предкам Эрзянь
Мастор, нижегородчины. Во след за огнём раздаётся голос Озавы
– Ширманкиной Татю. Она обращается молитвой к Инешкипазу,
затем предкам эрзянам. Взлетают, повторяя её слова, в небо
руки. "Паз, чангодть!" - вторят все участники великого обряда
за Озавой. Традиционная Раськень лайшема в сопровождении
ансамбля «Торама». Перед участниками Моления в исполнении
артистов чередой проходят Герои истории эрзянского народа:
Тюштя, Пургаз, Алабуга, Олёна Эрзамасская… Каждый из них в
назидание потомкам просит продолжить их дело.
Гудит от огня мощный ствол многопудовой восковой свечи.
***
Несомненным отличием от Озкса 1999 года была продуманность
символики и её места на Раськень Озксе.
Древняя чёрно-красно-белая интерпретация флага стала
признанной. Впредь, по мере укрепления статуса эрзянского
народа, она везде и всюду будет востребована. Было изготовлено
не одна тысяча маленьких флажков, которые успешно разошлись
средь народа. Были и грубые нестыковки, хотя они прошли для
посторонних глаз не замеченными. Не состоялось традиционное
опахивание плугом Мара - отделение живых от мёртвых. Обошлись
поклоном старейшин к предкам. Намеченный обряд возведения в
инязора оказался отодвинутым на задний план. Не были
изготовлены атрибуты обряда. Те, кто были на первом Озксе,
явно почувствовали, как не хватает организаторской хватки,
смекалистости и энергии Йовлань Оло, безвременно ушедшего из
жизни. Не удалось развернуть в хоровод на поляне весь народ.
Для трети присутствующих это было зрелище. Не более. На Атянь
эзем первыми стали брать слово главы администрации. Право
голоса в древности имели только те старейшины, кто бросил
горсть родовой земли с духом предков на священный Мар. Эту
традицию госчиновники сломали. Весёлый, улыбчивый Глава
Республики об этом может и не подозревал. Николай Иванович с
добрыми пожеланиями пожал руки сидящих старейшин, заявил
народу, что этот праздник будет отмечаться ежегодно и станет
государственным праздником Мордовии.
Отрадно то, что эрзяне на Атянь Эзем подвели черту под
антиэтнической политикой мордвинизации, выразили недоверие
межрегиональному мордовскому исполкому возрождения
«мордовского» народа, а также делегатам, выдвинутым исполкомом
на 4-ый финно-угорский Конгресс в городе Таллинне. Документы,
принятые Советом Старейшин, вручили Главе республики,
направлены во многие российские и межгосударственные
организации и учреждения. Участие власти Мордовии в эрзянском
Раськень Озксе несомненно - явление, иначе не могло и быть.
Праздник эрзянской духовности 1999 года был замечен мировой
общественностью. Помогли центральные российские издания, а
также зарубежные участники Раськень Озкса. Срок проведения
Раськень Озкса раз в пять лет, это будет в 2007 году. Не
произошло бы нивелирование обрядов предков с массовым
«мордовским» гулянием. Ведь суть праздника - общение с Богом.
***
В тени раскидистой ивы были поставлены две длинные скамьи. На
них уселись те, кого признали старейшинами праздника, а их
оказалось тринадцать человек. Впервые в истории современного
эрзянского народа провели выборы Инязора, статус которого
утверждает Раськень Озкс. На фоне шумного праздника, без суеты
прошло голосование. Кшуманцянь Пиргуж набрал больше всех
голосов и под всеобщее одобрение признан Инязором Эрзя народа,
наделенным правом голоса от всей эрзянской нации.
Велика мудрость предков, велика сила верования. Вершина –
творец времени Инешкипаз, пусть под твоей эрзянской звездой
окрепнет род эрзянский, а не сгинет в Лету. Пусть народ хранит
свою древнюю культуру, родной язык, верование предков ради
будущих своих поколений.
Так хотят организаторы Раськень Озкса, так желают все думающие
представители одного из древнейших ветвей финно-угорского
древа, думающие эрзяне
.
Аношонь Тумай, Лукоянов ош.
Просмотров: 800 | Добавил: erzyany-rasyke | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Форма входа

» Календарь новостей
«  Сентябрь-Таштамков 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

» Поиск

» Друзья сайта

» Статистика


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz