ЭРЗЯНЬ МЕЛЬ ЭРЗЯНЬ КЕЛЬ ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕ ЭРЗЯНЬ МАСТОР! ВЕЙСЭ ЭРЗЯТ ВИЕВТЯНО!! ERZIYANY RASYKESY ULKO,TECHI,VANDI.ЭРЗЯНСКИЙ НАРОД ПРОШЛОЕ,НАСТОЯЩЕЕ ,БУДУЩЕЕ. SOVADO INESKETY! XOSCH GELYDINIZ! RAXIM ITEGEZ! WELKOMEN! TERVETULOOA! ERZIYA XALQININ –KEÇMIŞI,BU GŰNŰ VE GELECEYI Каждый народ многолик, имеет свою духовную и самобытную культуру. Каждый народ словно цветочек на поле цивилизации в этом мире. Мы хотим показать истинную философию духовность эрзянского народа.Пострадавшего от колонизации русскими и насильственной христианизацией .кровавой ,когда большая часть эрзян была уничтожена христианами.Несмотря на 600 летнюю экспансию русской культуры православия народ сохранил свою самобытность духовность значит Иншаллах у нарада будет будущее!Hər bir xalġ Özünə məxsus din və mədəniyyətə sahibdir. Hər xalq Dǚnya Mədəniyyəti tarlasında elə bil, bir çiçəkdir. Biz burada, rus mǚstəmlə kəçiliyinə və xristian zorakılığına məruz qalmış Erziyan xalqının əsl mənəvi fəlsəfəsini gŐstərmək istəyirik. Erziyanın böyük hissəsi qanlı xristian istilasıyla məhv edilmişdir. 600 ildir ki, rus ekspansiyası ilə pravoslavlaşdırılan xalq bütün bunlara baxmayaraq hələdə öz dinini və özünə məxsus xüsusiyyətlərini qoruyub saxlamışdır. İnşallah bu xalqın gələcəyidə yaxşı olacaq!Декларация об официальном названии эрзянского народа. (рус) Мы, делегаты Конгресса, представляющего всех эрзян-граждан Российской Федерации (РФ), -основываясь на истории народа, существующего много тысячелетий, -чтя память и следуя традициям предков, -ощущая этническое, языковое, духовное и культурное единство, -с удовлетворением отмечая наличие стойкого эрзянского самосознания, -осознавая ответственность за создание благоприятных условий для выживания и развития будущих поколений, -исходя из норм международного права и Конституции РФ, гарантирующих права человека и народов, -выражая уважение к истории, традициям, культуре, языкам и национальному достоинству других народов, -желая находиться в мировом сообществе народов под своим историческим именем, -стремясь быть признанным самостоятельным полноценным народом, -надеясь на понимание, добрую волю, сотрудничество народов, правительств и иных органов власти, -выражая чаяния всего народа, заявляем о его воле официально называться собственным историческим именем «Эрзянский Народ» и подтверждаем все принадлежащие ему неотъемлемые права. С пожеланиями Согласия, Мира и Прогресса всем народам Конгресс Эрзянского народа. Республика Мордовия, г. Саранск 23 марта, 1995 года. ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕНТЬ алкуксонь лемензэ коряс МЕЛЬЯВОЛЯВТОМА(эр) Минь, весе эрзянь раськенть пельде Эрзянь Инекужос кочказь эрзянь ломантне, - нежелезь ламо тёжаиень эрзянь раськенть эрямопингезэнзэ, мельсэ кирдезь минек покштянок ды сынст койтнень-кирдатнень, эрзя раськень, эрзя келень ды эрзя культурань вейсэксчинь ёжонь марязь ды кирдезь, - мельспаросо тешкстнезь кеме эрзянь меленть ды ёжомарямонть уликсчист, - парсте чарькодезь ды марязь – Эрзя раськенть сы шкань эрямонзо кис мелявксось ней весемезэ ашти неень шкань эрзятнень лавтов лангсо, - раськеютконь праватнес ды Рузмасторонь Прявткоентень кирдезь, конат идить эрьва ломанень ды эрьва раськень праватнень, - лия раськень эрямопингест, коест, культураст, келест ды раськень каштанчист мельванозь, - бажазь улемс Модамасторонь лия раськетнень ютксо улемс-эрямс эсь кезэрень лем ало, норовазь улемс содавиксэкс, эсь питнень содыця ды мариця, эсь мельсэ эриця раськекс, - лия раськетнень, сынст кирдивийтнень ды ветикуротнень паро мельс ды ялгаксчис кемезь, - весе эрзянь раськенть мелензэ-бажамонзо ломань сельме икеле невтезь, ЯВОЛЯВТТАНО Эрзя раськенть МЕЛЕНЗЭ: панжадо лемдявомс эсь кезэрень лемсэнек – ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕ, ЭРЗЯ, ды кемекстатано – Эрзянь раськенть улить весе асаевикст эсензэ праванзо лия раськетнень ютксо. Весе раськетненень Вемельксчинь, Сетьмечинь ды Изнявксчинь арсезь Эрзянь Раськень Инекужось. 1995 ие, эйзюрков, 23 чи. Саран Ош The declaration on the official name Erzian people. (англ) We, delegates of the Congress representing all Erzian-citizens of the Russian Federation (Russian Federation), -being based on history of people existing many{a lot of;much} millenium, Revering memory and following traditions of ancestors, -feeling ethnic, language, spiritual and cultural unity, -with satisfaction marking{celebrating} presence proof erzian consciousness, -realizing the responsibility for creation of favorable conditions for a survival and developments of future generations, -starting with norms{rates} of international law and the Constitution of the Russian Federations guaranteeing human rights and people, -expressing respect for history, traditions, culture, languages and national advantage of other people, -wishing to be in the world community of people under a historical name, -aspiring to be recognized independent high-grade people, -hoping for understanding, good will, cooperation of people, the governments and other authorities, -expressing expectations of all people, We declare its{his} will officially to refer to as own historical name " ERZIAN People " and it is confirmed all inalienable laws belonging it{him}. With wishes of the Consent, the World and Progress to all people Congress Erzian of people. Republic Mordovia, Saransk On March, 23rd, 1995. Декларація про офіційну назву ерзянського народу. (укр) Ми, делегати Конгресу, що представляє всіх эрзян-громадян Російської Федерації (РФ), -основываясь на історії народу, що існує багато тисячоліть, -чтя пам'ять і слідуючи традиціям предків, -ощущая етнічна, мовна, духовна і культурна єдність, -с задоволенням відзначаючи наявність стійкої ерзянського самосвідомості, -осознавая відповідальність за створення сприятливих умов для виживання і розвитку майбутніх поколінь, -исходя з норм міжнародного права і Конституції РФ, що гарантують права людини і народів, -выражая пошана до історії, традицій, культури, мов і національної гідності інших народів, -желая знаходитися в світовій спільноті народів під своїм історичним ім'ям, -стремясь бути визнаним самостійним повноцінним народом, -надеясь на розуміння, добру волю, співпрацю народів, урядів і інших органів влади, -выражая сподівання всього народу, заявляємо про його волю офіциаль заявляємо про його волю офіційно називатися власним історичним ім'ям «Ерзянський Народ» і підтверджуємо ті, що всі належать йому невід'ємні права. З побажаннями Згоди, Миру і Прогресу всім народам Конгресс Ерзянського народу. Республіка Мордовія, м. Саранськ 23 березня, 1995 рок Erziya xalqэnэn rəsmi adэ haqqэnda bəyannamə: (азери) Biz, Konqress nьmayəndələri olaraq Rusiya Federasiyasэ (RF) vətəndaюэ olan bьtьn erziyalэlarэ təqdim edirik. - xalqэn neзə minillikdən bəri mцvcud olan tarixini təsis etmək - keзmiю irsin xatirəsinə ehtiram bildirmək və ənənələrni davam etdirmək - Etnik, dil, din və mədəniyyətlərin eyni olmasэnэn duyulmasэ - цzьnь erziyalэ adlandэrmaqdan bцyьk məmnuniyyət duymaq - Gələcək nəsillərin yaюamasэ və yetiюməsi ьзьn mьvafiq юəraitin yaradэlmasэnэn məsuliyyətinin dərki - Beynəlxalq hьquq normalarэna və RF konstitusiyasэna əsasən insan və xalqlarэn hьquqlarэnэ təmin etmək - Digər xalqlarэn tarixinə, adətlərinə, mədəniyyətinə, dilinə və milli heysiyyətinə qarюэ ehtiramэnэ bildirmək - Beynəlxalq təюkilatlara xalqlarэn цz tarixi adlarэ ilə adlandэrэlmasэnэn arzusunda olduрunu bildirmək - Mьstəqil və mьkəmməl bir xalq kimi tanэnmasэnэ - Hцkьmət və onun hakimyyət orqanlarэnda xalqlarэn əməkdaюlэрэna ixtiyarэn verilməsini arxayэn olmaq - Bьtьn xalqlara arzularэmэzэ ifadə etmək Qərarэmэzэ bildiririk ki, xalqэ əsil tarixi adэyla adlandэrэn –“Erziyan Xalqэ” və ona məxsus alэnmasэ mьmkьn olmayan hьquqlarэnэ təasdiq edirik. Bьtьn xalqlara sьlh, əminamanlээ və tərəqqi arzusuyla. Erziya xalqlarэ Konqresi. Mordoviya Respubikasэ, Saransk юəhəri, 23 mart, 1995-ci il. у. Эрзя халкының рәсми атамасы турында декларация (тат) Без-Россия Федерациясенең барлык эрзя гражданнарын тәкъдим итүче Конгресс делегатлары. -меңьеллыклар яшәп килүче халыклар тарихына таянып, -буыннар гореф-гадәтлерәнә тугры калып hәм хәтерне олылап, -этник, тел, рухи hәм мәдәни бердәмлекне тоеп, -тотрыклы эрзя үзаңы булуын канәгатьләнү хисе белән билгеләп, -киләчәк буын исән калуы hәм үсеше өчен уңай шартлар тудыруда җаваплыклыны тоеп, -кешеләр хәм халыклар хокукын гарантияләуче РФ Конституциясэ hәм халыкара хокук нормаларыннан чыгып, -башка халыкларның тарихына,гореф-гадәтләрэнә, мәдәниятына, теленә hәм милли сыйфатларына, ихтирам күрсәтэп, -халыкара берлэшмәдә yзебезнең тарихи исемебез белән яшәүне теләп, -мөстәкыйль тулы хокуклы халык буларак танылуна омтылып, -халыкларның, хөкyмәтнең hем башка хакимият тартмакларының халыкларның, -хезмәттәшлегенә, ихтыярына, анлашуга ышаныбыз, -Барлык халыкның өметен чагылдырып, рәсми рәвештә «ЭРЗЯ ХАЛКЫ» шәхси тарихи исеме булып аталу омтылыши белдерәбез hәм аның аерылгысыз хокукларын раслайбыз. Барлык халыкларга алга баруны, тынычлык hәм бердәмлек теләп. ЭРЗЯ халыклары конгрессы, Мордовия республикасы, Саранск шәhәре 23 март,1995 ел.
Петру Рябову 45: Эрзянское самосознание показываю он в дереве 24 ноября в музее Эрзянско-мокшанской культуры (Саранск, Эрзя-Мокшонь Мастор) открылась выставка резчика по дереву, председателя союза тавлинских мастеров «Эрьмезь» Петра Рябова (Калаганонь Керяз). Выставка «Нити времени» посвящается 25-летию со дня рождения П. Рябова, и 130 летию со дня рождения великого эрзянского скульптора Степана Эрьзи.
У высокой горы «Пандо пря» раскинулось эрзянское село Подлесная Тавла (Подлесная Тавла (Пакся Тавла) - эрз., село в Кочкуровском районе. Находится на речке Тавла (Талва). В "Списке населенных мест Пензенской губернии" (1869) Подлесная Тавла - деревня казенная из 183 дворов Саранского уезда. В "Саранской таможенной книге" (1692) упоминается житель деревни Тавлы Русяйка Живаев. В актовом документе 1706 года упоминаются Подлесная Тавла с 57 дворами и деревня Тавлинская Выставка с 52 дворами (ныне Напольная Тавла) (32, 43). Название тюркского происхождения. Состоит из двух компонентов: тау-(тав) "гористое место" и -ла (тюркское -лы) как топоформант со значением собирательности, наличия чего-то (например, рядом находящихся нескольких гор, возвышенностей).
Название селу дала речка Тавла да соседство с окраиной леса, который тянется широким массивом почти до Суры. В селе продолжают сохранять черты патриархального бытового уклада, живы национальные эстетические идеала. Важные семейные события: рождение ребенка, свадьба, постройка дома, похороны, поминование, здесь, как и во многих эрзянских селах, содержат элементы традиционной эрзянской обрядности, восходящей к древним пластам народной культуры. Во многом все это, как плодородная почва, стала питательной средой для рождения самобытной школы резьбы по дереву. Её история – это сложный путь формирования художестенно-пластического стиля, основанного на кровных связях тавлинских умельцев с народной основой бытия.
Петр Рябов - известен не только в Подлесной Тавле, и Эрзянь Мастор, - его знают за рубежом - он участник и бессменный организатор семинаров финно-угорских резчиков по дереву. Возглавляет союз тавлинских мастеров “Эрьмезь”. А в жизни, Петя – народный мастер, душа-человек, спешащий на помощь каждому. С момента становления тавлинской школы, в далекие к. 1970-х – н. 1980-х гг. группа резчиков, сплотившихся вокруг самобытного художника, засуженного работника культуры РМ Н. И. Мастина, - он уже тогда выделялся своей необычной рукой. Тавлинская резьба уже тогда стала заметным явлением республиканских выставок. Работы Петра Рябова выделялись разнообразием сюжетов, подкупали пластической мягкостью, привлекали добрым юмором, народным лиризмом. Он, тогда еще мальчишка, активно исследовал традиционную эрзянскую бытовую культуру, присматривался к типичным проявлениям народной психологии, выделял характерные моменты народной жизни. В творчестве П. Рябова отражаются процессы становления, развития, поисков и экспериментов присущие всему промыслу Подлесно-Тавлинской резьбы. Характерные пластические признаки, отличающие работы резчиков села Подлесная Тавла, использование обобщенных форм в изображении персонажей, которые исходят из объема деревянного чурбака или бруска, мастер активно использует в монументально-декоративной парковой скульптуре. Первые скульптуры этого плана были предназначены для оформления сельских окрестностей, родников. Участвуя в работе международных финно-угорских фестивалей, резчик усложняет декоративный язык произведений, сохраняя стабильной подачу образного содержания. Наибольшее внимание, как и прежде, уделяется изображению лиц героев, подмечаются психологические нюансы. Пристальное внимание к показу лица – это черта, которая исходит из типологии ритуальных масок, известных в финно-угорской культуре. Она стала доминирующей и в тематических композициях. Большинство персонажей это люди, умудренные жизненным опытом. Герой может быть показан странником, домоседом, шутником, мудрецом, знатоком народной жизни. Чаще всего изображение подчеркнуто монументальное, фигура вырезается в рост, 2/3 высоты занимают голова и туловище, из-под рубахи сразу выступают короткие ноги, босые или обутые в массивнее лапти. Пластика лиц с крупными глазами, большим носом, с впалым ртом, длинной бородой и косматыми бровями – это утвердившийся прием гротеска в передаче народных типов. Персонажи исполнены природной силой и достоинством, приобщены к таинствам земного бытия. В поисках новых форм Петр отходит от реалистических трактовок. Используя стиль антропоморфных изображений со свадебных эрзянских сундуков «парей», автор отстраняется от индивидуальных характеристик героев, концентрирует внимание на значимости человеческих дел, представляя действо как суть живущего. Любой род деятельности при подобном обобщении обозначается как эпическое событие, настолько мощным выглядит миг, отраженный автором. (использован материал каталога выставки «Эрямонь тешкст»)
Рябов Петр Владимирович, народный мастер резьбы по дереву
1979-1987, 1996-1999 гг. – преподаватель экспериментальной ДХШ с. Подлесная Тавла 1987-1989 гг. – возглавлял цех по производству сувениров при министерстве местной промышленности МАССР 1989 г. – окончил Мордовский государственный университет им. Н.П, Огарева 1989-1996 гг. – руководил кооперативом «Тавлинский сувенир» С 1999 г. – возглавляет творческое объединение «Эрьмезь» в селе Подлесная Тавла С 2003 года член Союза художников России
Участие в выставках: 1977 г. – Республиканская выставка народного творчества «Под знаменем Октября» . Саранск 1980 г. – Выставка работ ДХШ с. Подлесная Тавла. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. Саранск 1980 г. - Всероссийская выставка детского творчества. Москва 1981 г. – Выставка «золотая осень» . Могилев 1983 г. - Торгово-промышленная ярмарка. Будапешт 1984 г. – «Сохраним и преумножим народное искусство». Всероссийская выставка народного творчества. Москва. 1985 г. – Республиканская выставка изобразительного искусства «Пять веков вместе с Русью», посвященная 500-летию вхождения мордовского народа в состав Российского государства. Саранск 1985 г. - VI зональная выставка «Художники Нечерноземья» . Кострома 1985 г. - Всесоюзная выставка «Я голосую за мир», посвященная XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов. Москва 1989 г. – II Всероссийская выставка «Художники автономных республик, краев и областей РСФСР». Москва 1990 г. - Всесоюзная выставка народного творчества. Москва. 1992 г. - Выставка резчиков по дереву кооператива «Тавлинский сувенир». Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. Саранск 1994 г. - Выставка «эрзяне в С-Петрбурге». Мордовская деревянная пластика. С-Петербург 1995 г. – Выставка работ тавлинских мастеров на Певческом поле. Таллинн 2001-2002 гг. - Выставка резчиков ОО «Эрьмезь». Финно-угорский культурный центр . Сыктывкар 2002 г. – Выставка резчиков ОО «Эрьмезь». Центр декоратвно-пикладного искусства. Ижевск. 2002 г. – Выставка «Дерев живая красота». Пенза 2002 г. - Республиканская выставка, посвященная 65-летию СХ Мордовии. Саранск 2004 г. – «Россия - X». Москва 2004 г. – Региональная выставка «Большая Волга». Искусство республик Поволжья. Саранск 2004 г. – «Этно: параллельные миры». Саранск, Москва 2001-2004 гг. - Международные финно-угорские фестивали. Ижевск 2005 г. - Выставка «Эрямонь тешкст» (Знаки времени), Саранск (я думаю были еще выставки- не владею точной информацией)
Персональные выставки: 1995 г. – Республиканский объединенный краеведческий музей. Саранск