ЭРЗЯНЬ МЕЛЬ ЭРЗЯНЬ КЕЛЬ ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕ ЭРЗЯНЬ МАСТОР! ВЕЙСЭ ЭРЗЯТ ВИЕВТЯНО!! ERZIYANY RASYKESY ULKO,TECHI,VANDI.ЭРЗЯНСКИЙ НАРОД ПРОШЛОЕ,НАСТОЯЩЕЕ ,БУДУЩЕЕ. SOVADO INESKETY! XOSCH GELYDINIZ! RAXIM ITEGEZ! WELKOMEN! TERVETULOOA! ERZIYA XALQININ –KEÇMIŞI,BU GŰNŰ VE GELECEYI Каждый народ многолик, имеет свою духовную и самобытную культуру. Каждый народ словно цветочек на поле цивилизации в этом мире. Мы хотим показать истинную философию духовность эрзянского народа.Пострадавшего от колонизации русскими и насильственной христианизацией .кровавой ,когда большая часть эрзян была уничтожена христианами.Несмотря на 600 летнюю экспансию русской культуры православия народ сохранил свою самобытность духовность значит Иншаллах у нарада будет будущее!Hər bir xalġ Özünə məxsus din və mədəniyyətə sahibdir. Hər xalq Dǚnya Mədəniyyəti tarlasında elə bil, bir çiçəkdir. Biz burada, rus mǚstəmlə kəçiliyinə və xristian zorakılığına məruz qalmış Erziyan xalqının əsl mənəvi fəlsəfəsini gŐstərmək istəyirik. Erziyanın böyük hissəsi qanlı xristian istilasıyla məhv edilmişdir. 600 ildir ki, rus ekspansiyası ilə pravoslavlaşdırılan xalq bütün bunlara baxmayaraq hələdə öz dinini və özünə məxsus xüsusiyyətlərini qoruyub saxlamışdır. İnşallah bu xalqın gələcəyidə yaxşı olacaq!Декларация об официальном названии эрзянского народа. (рус) Мы, делегаты Конгресса, представляющего всех эрзян-граждан Российской Федерации (РФ), -основываясь на истории народа, существующего много тысячелетий, -чтя память и следуя традициям предков, -ощущая этническое, языковое, духовное и культурное единство, -с удовлетворением отмечая наличие стойкого эрзянского самосознания, -осознавая ответственность за создание благоприятных условий для выживания и развития будущих поколений, -исходя из норм международного права и Конституции РФ, гарантирующих права человека и народов, -выражая уважение к истории, традициям, культуре, языкам и национальному достоинству других народов, -желая находиться в мировом сообществе народов под своим историческим именем, -стремясь быть признанным самостоятельным полноценным народом, -надеясь на понимание, добрую волю, сотрудничество народов, правительств и иных органов власти, -выражая чаяния всего народа, заявляем о его воле официально называться собственным историческим именем «Эрзянский Народ» и подтверждаем все принадлежащие ему неотъемлемые права. С пожеланиями Согласия, Мира и Прогресса всем народам Конгресс Эрзянского народа. Республика Мордовия, г. Саранск 23 марта, 1995 года. ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕНТЬ алкуксонь лемензэ коряс МЕЛЬЯВОЛЯВТОМА(эр) Минь, весе эрзянь раськенть пельде Эрзянь Инекужос кочказь эрзянь ломантне, - нежелезь ламо тёжаиень эрзянь раськенть эрямопингезэнзэ, мельсэ кирдезь минек покштянок ды сынст койтнень-кирдатнень, эрзя раськень, эрзя келень ды эрзя культурань вейсэксчинь ёжонь марязь ды кирдезь, - мельспаросо тешкстнезь кеме эрзянь меленть ды ёжомарямонть уликсчист, - парсте чарькодезь ды марязь – Эрзя раськенть сы шкань эрямонзо кис мелявксось ней весемезэ ашти неень шкань эрзятнень лавтов лангсо, - раськеютконь праватнес ды Рузмасторонь Прявткоентень кирдезь, конат идить эрьва ломанень ды эрьва раськень праватнень, - лия раськень эрямопингест, коест, культураст, келест ды раськень каштанчист мельванозь, - бажазь улемс Модамасторонь лия раськетнень ютксо улемс-эрямс эсь кезэрень лем ало, норовазь улемс содавиксэкс, эсь питнень содыця ды мариця, эсь мельсэ эриця раськекс, - лия раськетнень, сынст кирдивийтнень ды ветикуротнень паро мельс ды ялгаксчис кемезь, - весе эрзянь раськенть мелензэ-бажамонзо ломань сельме икеле невтезь, ЯВОЛЯВТТАНО Эрзя раськенть МЕЛЕНЗЭ: панжадо лемдявомс эсь кезэрень лемсэнек – ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕ, ЭРЗЯ, ды кемекстатано – Эрзянь раськенть улить весе асаевикст эсензэ праванзо лия раськетнень ютксо. Весе раськетненень Вемельксчинь, Сетьмечинь ды Изнявксчинь арсезь Эрзянь Раськень Инекужось. 1995 ие, эйзюрков, 23 чи. Саран Ош The declaration on the official name Erzian people. (англ) We, delegates of the Congress representing all Erzian-citizens of the Russian Federation (Russian Federation), -being based on history of people existing many{a lot of;much} millenium, Revering memory and following traditions of ancestors, -feeling ethnic, language, spiritual and cultural unity, -with satisfaction marking{celebrating} presence proof erzian consciousness, -realizing the responsibility for creation of favorable conditions for a survival and developments of future generations, -starting with norms{rates} of international law and the Constitution of the Russian Federations guaranteeing human rights and people, -expressing respect for history, traditions, culture, languages and national advantage of other people, -wishing to be in the world community of people under a historical name, -aspiring to be recognized independent high-grade people, -hoping for understanding, good will, cooperation of people, the governments and other authorities, -expressing expectations of all people, We declare its{his} will officially to refer to as own historical name " ERZIAN People " and it is confirmed all inalienable laws belonging it{him}. With wishes of the Consent, the World and Progress to all people Congress Erzian of people. Republic Mordovia, Saransk On March, 23rd, 1995. Декларація про офіційну назву ерзянського народу. (укр) Ми, делегати Конгресу, що представляє всіх эрзян-громадян Російської Федерації (РФ), -основываясь на історії народу, що існує багато тисячоліть, -чтя пам'ять і слідуючи традиціям предків, -ощущая етнічна, мовна, духовна і культурна єдність, -с задоволенням відзначаючи наявність стійкої ерзянського самосвідомості, -осознавая відповідальність за створення сприятливих умов для виживання і розвитку майбутніх поколінь, -исходя з норм міжнародного права і Конституції РФ, що гарантують права людини і народів, -выражая пошана до історії, традицій, культури, мов і національної гідності інших народів, -желая знаходитися в світовій спільноті народів під своїм історичним ім'ям, -стремясь бути визнаним самостійним повноцінним народом, -надеясь на розуміння, добру волю, співпрацю народів, урядів і інших органів влади, -выражая сподівання всього народу, заявляємо про його волю офіциаль заявляємо про його волю офіційно називатися власним історичним ім'ям «Ерзянський Народ» і підтверджуємо ті, що всі належать йому невід'ємні права. З побажаннями Згоди, Миру і Прогресу всім народам Конгресс Ерзянського народу. Республіка Мордовія, м. Саранськ 23 березня, 1995 рок Erziya xalqэnэn rəsmi adэ haqqэnda bəyannamə: (азери) Biz, Konqress nьmayəndələri olaraq Rusiya Federasiyasэ (RF) vətəndaюэ olan bьtьn erziyalэlarэ təqdim edirik. - xalqэn neзə minillikdən bəri mцvcud olan tarixini təsis etmək - keзmiю irsin xatirəsinə ehtiram bildirmək və ənənələrni davam etdirmək - Etnik, dil, din və mədəniyyətlərin eyni olmasэnэn duyulmasэ - цzьnь erziyalэ adlandэrmaqdan bцyьk məmnuniyyət duymaq - Gələcək nəsillərin yaюamasэ və yetiюməsi ьзьn mьvafiq юəraitin yaradэlmasэnэn məsuliyyətinin dərki - Beynəlxalq hьquq normalarэna və RF konstitusiyasэna əsasən insan və xalqlarэn hьquqlarэnэ təmin etmək - Digər xalqlarэn tarixinə, adətlərinə, mədəniyyətinə, dilinə və milli heysiyyətinə qarюэ ehtiramэnэ bildirmək - Beynəlxalq təюkilatlara xalqlarэn цz tarixi adlarэ ilə adlandэrэlmasэnэn arzusunda olduрunu bildirmək - Mьstəqil və mьkəmməl bir xalq kimi tanэnmasэnэ - Hцkьmət və onun hakimyyət orqanlarэnda xalqlarэn əməkdaюlэрэna ixtiyarэn verilməsini arxayэn olmaq - Bьtьn xalqlara arzularэmэzэ ifadə etmək Qərarэmэzэ bildiririk ki, xalqэ əsil tarixi adэyla adlandэrэn –“Erziyan Xalqэ” və ona məxsus alэnmasэ mьmkьn olmayan hьquqlarэnэ təasdiq edirik. Bьtьn xalqlara sьlh, əminamanlээ və tərəqqi arzusuyla. Erziya xalqlarэ Konqresi. Mordoviya Respubikasэ, Saransk юəhəri, 23 mart, 1995-ci il. у. Эрзя халкының рәсми атамасы турында декларация (тат) Без-Россия Федерациясенең барлык эрзя гражданнарын тәкъдим итүче Конгресс делегатлары. -меңьеллыклар яшәп килүче халыклар тарихына таянып, -буыннар гореф-гадәтлерәнә тугры калып hәм хәтерне олылап, -этник, тел, рухи hәм мәдәни бердәмлекне тоеп, -тотрыклы эрзя үзаңы булуын канәгатьләнү хисе белән билгеләп, -киләчәк буын исән калуы hәм үсеше өчен уңай шартлар тудыруда җаваплыклыны тоеп, -кешеләр хәм халыклар хокукын гарантияләуче РФ Конституциясэ hәм халыкара хокук нормаларыннан чыгып, -башка халыкларның тарихына,гореф-гадәтләрэнә, мәдәниятына, теленә hәм милли сыйфатларына, ихтирам күрсәтэп, -халыкара берлэшмәдә yзебезнең тарихи исемебез белән яшәүне теләп, -мөстәкыйль тулы хокуклы халык буларак танылуна омтылып, -халыкларның, хөкyмәтнең hем башка хакимият тартмакларының халыкларның, -хезмәттәшлегенә, ихтыярына, анлашуга ышаныбыз, -Барлык халыкның өметен чагылдырып, рәсми рәвештә «ЭРЗЯ ХАЛКЫ» шәхси тарихи исеме булып аталу омтылыши белдерәбез hәм аның аерылгысыз хокукларын раслайбыз. Барлык халыкларга алга баруны, тынычлык hәм бердәмлек теләп. ЭРЗЯ халыклары конгрессы, Мордовия республикасы, Саранск шәhәре 23 март,1995 ел.
Своей целью в книге «Язычники крещеной Руси» автор Л. Прозорова, называющий себя историком, поставил восстановление «Правды о Предках» русских. В книге приводится немало интересных фактов и событий на основе обширного списка использованной литературы. Но автор, Инязора независимой Эрзянь Мастор – Страны Эрзян Пургаза, ничтоже сумняшеся в «правде», записал в число своих предков, в русские.
обложка книги «Язычники крещеной Руси»
Л.Прозоров о Пургазе пишет следующее: -« В Лаврентьевской летописи упоминается, что некий Пургас вместе с мордвою напал на Нижний Новгород в ответ на нападение владимирского князя Юрия Всеволодовича на мордву, а Муромского Юрия Давыдовича – на «Пургасову волость», но был отбит. (1229г., прим. Э.В.) Однако воины Пургаса спалили монастырь Богородицы и стоявшую вне городских стен церковь. В том же году Пургас был побеждён мордовским князьком Пурешем, объединившемся с половцами, «изби мордву всю и русь Пургасову, а Пургас едва в мале оутече» (то есть убежал с небольшой частью войска). Итак, у истребителя православных церквей и монастырей Пургаса в подданных ходила некая «русь»… Сам Пургас вроде бы действует заодно с мордвою – но и враждует с мордвином Пурешем, а с его именем связывается именно «русь»… Очень вероятно, что перед нами очередной анклав некрещеных руссов, на этот раз – в мордовских землях. Со следами языческих русов Пургаса мы ещё столкнёмся в нашем повествовании». (Курсив Э.В.)
Такова «Правда» (?) Л.Прозорова о выдающемся военном и политическом деятеле Эрзя народа, который в народных легендах и преданиях называется не иначе, как Инязор, что в переводе на русский (Ине/Великий + Азор/Владетель) звучит как великий князь.
Поэтому, прилагательное некий, толкуемое в словарях как весьма неведомый, мало известный, которым автор книги характеризует Пургаза, одного из самых известных эрзянских князей, здесь явно неуместно, если не невежественно. О личности Пургаза и его роли в эрзянской истории написано немало, как в исторической, научно-популярной, так и в художественной литературе, причём в России, как на эрзянском и мокшанском языках, так и на языке межнационального общения – русском. Защита Обран ош. Илл. Из романа «Пургаз»
К примеру, вот что пишется в о Пургазе в двухтомной академической энциклопедии «Мордовия», 2004г.: - «ПУРГАЗ» (по русским летописям Пургас), эрзянский князь (инязор). Национальный герой. В начале 13 века возглавлял одно из княжеств (независимых! Э.В.), которое русские летописцы называли Пургасовой Русью (сравните: Киевская Русь, Белая Русь, Червоная Русь. Каким сильным должно было быть княжество Пургаза, чтобы наряду с хорошо известными и изученными княжествами называться Русью, то есть государством! Э.В.). Читаем далее здесь же: Пургаз «впервые упоминается в 1229 году в связи с походом владимиро-суздальского князя Юрия в мордовские земли» (Эрзянь Мастор, прим. Э.В.).
В январе 1229 года эрзянские воины под руководством Инязора Пургаза нанесли удар объединённому войску (нескольких русских княжеств!, прим. Э.В.) русских князей Ярослава Всеволодовича, Василия Константиновича и Всеволода Константиновича. Вскоре в сражении с Пургазом потерпел поражение и мокшанский князь Пуреш, примкнувший в походе на Эрзянь Мастор к русским князьям. Война за независимость Эрзянь Мастор продолжалась всю снежную зиму 1229 года. В апреле 1229 года Пургаз осадил Нижний Новгород, построенный владимиро-суздальским князем на захваченной эрзянской земле на месте сожжённого эрзянского города Обран. Сил для освобождения Обран ош от захватчиков оказалось уже недостаточно. Сказались потери в живой силе в ходе нескольких зимних кровопролитных сражений, недостаток в провианте и, можно полагать, наступившая весенняя распутица и половодье Оки и Рав (Волга). Был сожжён посад Нижнего Новгорода, располагавшийся вне стен укреплённого города. Через несколько месяцев, Пургаз, решивший наказать Пуреша за союз с русскими князьями, совершил поход в южные земли Пуреша. Но этот поход оказался неудачным. Вскоре к границам Эрзянь Мастор подступила ещё более сильная угроза – монгольское войско. Летом 1237 года, по свидетельствам венгерского монаха Юлиана, Инязор Пургаз «направился в весьма укреплённые места, чтобы защищаться, если хватит сил» от монгольского нашествия. Только во время второго похода в Поволжье, в том числе на Эрзянь Мастор, в 1238-39 годах, монголам удалось сломить сопротивление эрзянского войска. Но! Среди глав покорённых народов, приезжавших в Орду за ярлыком на княжение, имя Инязора Пургаза не упоминается. Вильгельм Рубрук об эрзянском Инязоре Пургазе и мокшанском Оцязоре Пуреше писал так: «Один из мордовских царей со своим народом (мокшанский князь Пуреш, прим. Э.В.) ушел с Бату ханом к последнему морю, другой же (эрзянский князь Пургаз, прим. Э.В.) ушел к тверди (в крепости, прим. Э.В.), чтобы защищаться до коле хватит сил…»
Карта из книги В.А. Юрченкова «Хронограф».(1991)
Вот так, сначала русский меч, а затем кривая монгольская сабля, определили дальнейшую историю Эрзя и Мокша народов. Образ Инязора Пургаза замечательно выведен в поэме «Возмездие» В.Ф. Егорова (1978) и в замечательном историческом романе «Пургаз» эрзянского народного писателя К.Г. Абрамова (1988), переведённого и на русский язык.
А вот как скромно, можно сказать, даже стыдливо, но всё же говорит о Пургасовой Руси – Эрзянь Мастор в той же энциклопедии известный саранский учёный Н.Ф. Мокшин: «Пургасова Русь («Пургасова волость»), территория(?) в конце 12, начале 13 веков с подвластным мордовскому (эрзянскому, прим.Э.В.) князю Пургазу населением. Центр Пургасовой Руси не установлен. Есть предположение, что им могло быть Пургасовское городище».
Где располагалась возможная столица Эрзянь Мастор?
Краткая статья энциклопедии сообщает: «Пургасовское городище («Кладовая вершина»/эрз. «Казнень пря», «Утомпря»/), археологический памятник железного века и раннего средневековья у с. Полянки (РМ). Расположено на мысу, образованного двумя оврагами. С напольной стороны – два оборонительных вала высотой 1,8-2 м и рвы. Длина площадки 75 м, ширина до 35 м. Название («Пургазонь ошпандо», прим. Э.В.), по-видимому (?), связано с именем Пургаза. Упоминается в документах 17в. (1628, 1630): «…от Пургасовского городища по оврагу Арге..» (Арге овраг = Оргодема латко?)
из книги «Мордва» («Эрзя-Мокша»)
В книге «Мокшэрзятне умонь шкасто ды ней» (Эрзя и Мокша в древности и современности» (1999) В.А. Юрченков пишет: - « пек стака шкакс ульнесь 13 пингень ушодксось…эрявсь истямо ломань, конанень кемевельть, арсеманзо, мереманзо топавтовольть, мельганзо куш ков сыргавольть. Самай истямокс кармась улеме Пургаз – превей, сюбав ойме, кеме обуця, икелев неиця». ( Очень тяжёлым (для Эрзя народа) был период начала 13 века. Требовался такой человек, которому бы верили, его идеи и поручения выполнялись бы, за ним бы шли на любое дело. Именно таким человеком стал Пургаз – мудрый, богатый душой, крепкия характером, предвидящий будущее.) И далее автор отмечает (даю в переводе на русский): - Пургаз был талантливым полководцем. В 1228 году он разбил дружины русских князей Ярослава Всеволодовича, Василька и Всеволода Константиновичей. - Пургаз был мудрым дипломатом. Для совместной защиты от набегов русских князей он заключил союз с Волжской Булгарией. - Пургаз был умным и толерантным правителем Эрзянь Мастор. Он разрешал селиться в Эрзянь Мастор беглым крестьянам из русских княжеств. - Пургаз был храбрым и полководцем и человеком. Он не сдался монгольским войскам сам и не сдал им свою страну Эрзянь Мастор, хотя понимал, что противостоять такой мощной силе будет очень трудно. В заключение В.А. Юрченков пишет: - «Весе ёвтазесь ливтизе-аравтызе Пургаз Инязоронть…раськень васенце героекс». (Всё выше сказанное ставит Инязора Пургаза первым национальным героем).
Вот такова Правда о Герое Эрзя народа Инязоре Пургазе. Эту Правду знают и чтят эрзяне, чтит весь Эрзя народ, покуда он будет жить в подлунном мире под благословением Инешкипаза-Творца. Как видим, она весьма отличается от «Правды» Л.Прозорова. Это ещё раз подтверждает, инонациональный историк далеко не всегда может быть объективным даже в освещении явных исторических фактов и, походя, запросто причислить эрзянского Инязора в число предков русских, путая, или неверно толкуя значение всего лишь одного слова «русь». Эрзянскому народу нужны свои историки, способные защитить эрзянскую историю от подобных ошибок.
Эрзянь Атянь Эзем – Совет Старейшин Эрзян, 1999.
Пургазонь тевтне – мельсэнек! / Мы помним имя и дело Инязора Пургаза!
Все же не вполне понятен этнический состав Эрзянь Мастор. Можно предположить на основе всего вышеизложенного что состав был весьма полиэтническим. Летописный термин "Пургасова Русь" имхо все же указывает не только на государственный тип образования, но и делает намек на этнический состав населения. Ясно также что Эрзя и Мокша должны подразделяться как разные народы, т.к. даже на примере изложенных аффтаром событий видно, в даже в указанный исторический период обе народности имели свои государственные (протогосударственные) образования, упралялись разными политическими элитами, которые проводили совершенно различные политические линии. Насчет того что всем нужны собственные историки, что бы все правильно записать по своих героев, древнейшее происхождение и колосальный вклад в мировую цивилизацию своего народа, возразить нечего, только вот ИМХО не увлечься бы горячим финоугорским парням, и не переплюнуть бы наших "братьев" древних укров - свидомые историки которых давно доказали, что от них произошли все человечество, а также все виды человекообразных обезьян :-)