ЭРЗЯНЬ МЕЛЬ ЭРЗЯНЬ КЕЛЬ ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕ ЭРЗЯНЬ МАСТОР! ВЕЙСЭ ЭРЗЯТ ВИЕВТЯНО!! ERZIYANY RASYKESY ULKO,TECHI,VANDI.ЭРЗЯНСКИЙ НАРОД ПРОШЛОЕ,НАСТОЯЩЕЕ ,БУДУЩЕЕ. SOVADO INESKETY! XOSCH GELYDINIZ! RAXIM ITEGEZ! WELKOMEN! TERVETULOOA! ERZIYA XALQININ –KEÇMIŞI,BU GŰNŰ VE GELECEYI Каждый народ многолик, имеет свою духовную и самобытную культуру. Каждый народ словно цветочек на поле цивилизации в этом мире. Мы хотим показать истинную философию духовность эрзянского народа.Пострадавшего от колонизации русскими и насильственной христианизацией .кровавой ,когда большая часть эрзян была уничтожена христианами.Несмотря на 600 летнюю экспансию русской культуры православия народ сохранил свою самобытность духовность значит Иншаллах у нарада будет будущее!Hər bir xalġ Özünə məxsus din və mədəniyyətə sahibdir. Hər xalq Dǚnya Mədəniyyəti tarlasında elə bil, bir çiçəkdir. Biz burada, rus mǚstəmlə kəçiliyinə və xristian zorakılığına məruz qalmış Erziyan xalqının əsl mənəvi fəlsəfəsini gŐstərmək istəyirik. Erziyanın böyük hissəsi qanlı xristian istilasıyla məhv edilmişdir. 600 ildir ki, rus ekspansiyası ilə pravoslavlaşdırılan xalq bütün bunlara baxmayaraq hələdə öz dinini və özünə məxsus xüsusiyyətlərini qoruyub saxlamışdır. İnşallah bu xalqın gələcəyidə yaxşı olacaq!Декларация об официальном названии эрзянского народа. (рус) Мы, делегаты Конгресса, представляющего всех эрзян-граждан Российской Федерации (РФ), -основываясь на истории народа, существующего много тысячелетий, -чтя память и следуя традициям предков, -ощущая этническое, языковое, духовное и культурное единство, -с удовлетворением отмечая наличие стойкого эрзянского самосознания, -осознавая ответственность за создание благоприятных условий для выживания и развития будущих поколений, -исходя из норм международного права и Конституции РФ, гарантирующих права человека и народов, -выражая уважение к истории, традициям, культуре, языкам и национальному достоинству других народов, -желая находиться в мировом сообществе народов под своим историческим именем, -стремясь быть признанным самостоятельным полноценным народом, -надеясь на понимание, добрую волю, сотрудничество народов, правительств и иных органов власти, -выражая чаяния всего народа, заявляем о его воле официально называться собственным историческим именем «Эрзянский Народ» и подтверждаем все принадлежащие ему неотъемлемые права. С пожеланиями Согласия, Мира и Прогресса всем народам Конгресс Эрзянского народа. Республика Мордовия, г. Саранск 23 марта, 1995 года. ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕНТЬ алкуксонь лемензэ коряс МЕЛЬЯВОЛЯВТОМА(эр) Минь, весе эрзянь раськенть пельде Эрзянь Инекужос кочказь эрзянь ломантне, - нежелезь ламо тёжаиень эрзянь раськенть эрямопингезэнзэ, мельсэ кирдезь минек покштянок ды сынст койтнень-кирдатнень, эрзя раськень, эрзя келень ды эрзя культурань вейсэксчинь ёжонь марязь ды кирдезь, - мельспаросо тешкстнезь кеме эрзянь меленть ды ёжомарямонть уликсчист, - парсте чарькодезь ды марязь – Эрзя раськенть сы шкань эрямонзо кис мелявксось ней весемезэ ашти неень шкань эрзятнень лавтов лангсо, - раськеютконь праватнес ды Рузмасторонь Прявткоентень кирдезь, конат идить эрьва ломанень ды эрьва раськень праватнень, - лия раськень эрямопингест, коест, культураст, келест ды раськень каштанчист мельванозь, - бажазь улемс Модамасторонь лия раськетнень ютксо улемс-эрямс эсь кезэрень лем ало, норовазь улемс содавиксэкс, эсь питнень содыця ды мариця, эсь мельсэ эриця раськекс, - лия раськетнень, сынст кирдивийтнень ды ветикуротнень паро мельс ды ялгаксчис кемезь, - весе эрзянь раськенть мелензэ-бажамонзо ломань сельме икеле невтезь, ЯВОЛЯВТТАНО Эрзя раськенть МЕЛЕНЗЭ: панжадо лемдявомс эсь кезэрень лемсэнек – ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕ, ЭРЗЯ, ды кемекстатано – Эрзянь раськенть улить весе асаевикст эсензэ праванзо лия раськетнень ютксо. Весе раськетненень Вемельксчинь, Сетьмечинь ды Изнявксчинь арсезь Эрзянь Раськень Инекужось. 1995 ие, эйзюрков, 23 чи. Саран Ош The declaration on the official name Erzian people. (англ) We, delegates of the Congress representing all Erzian-citizens of the Russian Federation (Russian Federation), -being based on history of people existing many{a lot of;much} millenium, Revering memory and following traditions of ancestors, -feeling ethnic, language, spiritual and cultural unity, -with satisfaction marking{celebrating} presence proof erzian consciousness, -realizing the responsibility for creation of favorable conditions for a survival and developments of future generations, -starting with norms{rates} of international law and the Constitution of the Russian Federations guaranteeing human rights and people, -expressing respect for history, traditions, culture, languages and national advantage of other people, -wishing to be in the world community of people under a historical name, -aspiring to be recognized independent high-grade people, -hoping for understanding, good will, cooperation of people, the governments and other authorities, -expressing expectations of all people, We declare its{his} will officially to refer to as own historical name " ERZIAN People " and it is confirmed all inalienable laws belonging it{him}. With wishes of the Consent, the World and Progress to all people Congress Erzian of people. Republic Mordovia, Saransk On March, 23rd, 1995. Декларація про офіційну назву ерзянського народу. (укр) Ми, делегати Конгресу, що представляє всіх эрзян-громадян Російської Федерації (РФ), -основываясь на історії народу, що існує багато тисячоліть, -чтя пам'ять і слідуючи традиціям предків, -ощущая етнічна, мовна, духовна і культурна єдність, -с задоволенням відзначаючи наявність стійкої ерзянського самосвідомості, -осознавая відповідальність за створення сприятливих умов для виживання і розвитку майбутніх поколінь, -исходя з норм міжнародного права і Конституції РФ, що гарантують права людини і народів, -выражая пошана до історії, традицій, культури, мов і національної гідності інших народів, -желая знаходитися в світовій спільноті народів під своїм історичним ім'ям, -стремясь бути визнаним самостійним повноцінним народом, -надеясь на розуміння, добру волю, співпрацю народів, урядів і інших органів влади, -выражая сподівання всього народу, заявляємо про його волю офіциаль заявляємо про його волю офіційно називатися власним історичним ім'ям «Ерзянський Народ» і підтверджуємо ті, що всі належать йому невід'ємні права. З побажаннями Згоди, Миру і Прогресу всім народам Конгресс Ерзянського народу. Республіка Мордовія, м. Саранськ 23 березня, 1995 рок Erziya xalqэnэn rəsmi adэ haqqэnda bəyannamə: (азери) Biz, Konqress nьmayəndələri olaraq Rusiya Federasiyasэ (RF) vətəndaюэ olan bьtьn erziyalэlarэ təqdim edirik. - xalqэn neзə minillikdən bəri mцvcud olan tarixini təsis etmək - keзmiю irsin xatirəsinə ehtiram bildirmək və ənənələrni davam etdirmək - Etnik, dil, din və mədəniyyətlərin eyni olmasэnэn duyulmasэ - цzьnь erziyalэ adlandэrmaqdan bцyьk məmnuniyyət duymaq - Gələcək nəsillərin yaюamasэ və yetiюməsi ьзьn mьvafiq юəraitin yaradэlmasэnэn məsuliyyətinin dərki - Beynəlxalq hьquq normalarэna və RF konstitusiyasэna əsasən insan və xalqlarэn hьquqlarэnэ təmin etmək - Digər xalqlarэn tarixinə, adətlərinə, mədəniyyətinə, dilinə və milli heysiyyətinə qarюэ ehtiramэnэ bildirmək - Beynəlxalq təюkilatlara xalqlarэn цz tarixi adlarэ ilə adlandэrэlmasэnэn arzusunda olduрunu bildirmək - Mьstəqil və mьkəmməl bir xalq kimi tanэnmasэnэ - Hцkьmət və onun hakimyyət orqanlarэnda xalqlarэn əməkdaюlэрэna ixtiyarэn verilməsini arxayэn olmaq - Bьtьn xalqlara arzularэmэzэ ifadə etmək Qərarэmэzэ bildiririk ki, xalqэ əsil tarixi adэyla adlandэrэn –“Erziyan Xalqэ” və ona məxsus alэnmasэ mьmkьn olmayan hьquqlarэnэ təasdiq edirik. Bьtьn xalqlara sьlh, əminamanlээ və tərəqqi arzusuyla. Erziya xalqlarэ Konqresi. Mordoviya Respubikasэ, Saransk юəhəri, 23 mart, 1995-ci il. у. Эрзя халкының рәсми атамасы турында декларация (тат) Без-Россия Федерациясенең барлык эрзя гражданнарын тәкъдим итүче Конгресс делегатлары. -меңьеллыклар яшәп килүче халыклар тарихына таянып, -буыннар гореф-гадәтлерәнә тугры калып hәм хәтерне олылап, -этник, тел, рухи hәм мәдәни бердәмлекне тоеп, -тотрыклы эрзя үзаңы булуын канәгатьләнү хисе белән билгеләп, -киләчәк буын исән калуы hәм үсеше өчен уңай шартлар тудыруда җаваплыклыны тоеп, -кешеләр хәм халыклар хокукын гарантияләуче РФ Конституциясэ hәм халыкара хокук нормаларыннан чыгып, -башка халыкларның тарихына,гореф-гадәтләрэнә, мәдәниятына, теленә hәм милли сыйфатларына, ихтирам күрсәтэп, -халыкара берлэшмәдә yзебезнең тарихи исемебез белән яшәүне теләп, -мөстәкыйль тулы хокуклы халык буларак танылуна омтылып, -халыкларның, хөкyмәтнең hем башка хакимият тартмакларының халыкларның, -хезмәттәшлегенә, ихтыярына, анлашуга ышаныбыз, -Барлык халыкның өметен чагылдырып, рәсми рәвештә «ЭРЗЯ ХАЛКЫ» шәхси тарихи исеме булып аталу омтылыши белдерәбез hәм аның аерылгысыз хокукларын раслайбыз. Барлык халыкларга алга баруны, тынычлык hәм бердәмлек теләп. ЭРЗЯ халыклары конгрессы, Мордовия республикасы, Саранск шәhәре 23 март,1995 ел.
Давно мечтал написать о молодой, но талантливой фолк группе «Морденс» из Саранска в рамках публикации «Наши люди» («Минек ломать»). Вот получилось, достаточно объемно. Не могу я кратко писать, это уже доказано моими работами, рассказами, стихами… Знакомьтесь , и самое главное ищите их песни, а их сложно найти.
МОРДЕНС
Год назад о фолк-арт группе «Морденс» знали только единицы-профессионалы. Сейчас его признают в родной Мордовии, поклоняются в Оренбургской области, вспоминают в Геленджике, и с нетерпеньем ждут снова в гости в Эстонию. Год с небольшим назад все 7 членов коллектива репетировали поодиночке, но благодаря силе и желанию Юрия Буянкина группа образовалась и достаточно успешно «творит». Непохожесть «Морденс» в том, что они играют музыку и поют, включающую три стиля, - национально-народный, современный эстрадный и классический. Читателей Эрзянь Эрий Журнала знакомим с художественным руководителем фолк-арт группы «MORDENS» Юрием Буянкиным.
Буянкин Юрий Александрович - Национальность - эрзя. Род предков из деревни Дегилевка Больше-Березниковского р-на Республики Мордовия, родился 22.08.1962г. в г. Саранске. В 1979 г. закончил среднюю общеобразовательную школу. Любимые предметы: история, география. В 1981г. закончил средне-специальное училище по специальности наладчик полупроводниковых приборов.
? - Юра, скажи, откуда такая тяга к музыке? Вы, наверное, выросли в музыкальной семье?
Ю.Б.: Да, нет, дело в том, что эрзя и мокша очень музыкальный народы, у них большие корни. Ребенок с детства окунается в них. После окончания школы в 1981 – 83 гг. служил в рядах Советской Армии. А в 1988 г. поступил в Саранское музыкальное училище им. Кирюкова на духовое отделение по классу труба. Получил второе средне-специальное образование артист сцены в 1992 г. С этого и началось мое музыкальное творчество. С 1992 - 1993гг. работал в качестве артиста хора в Государственном камерном хоре РМ. Считаю удачным периодом своей жизни участие с 1993 по 1998 г. в качестве солиста ансамбля «Торама», в составе которого в 1994 г. получил звание Лауреата 1-й степени Всероссийского теле-радио конкурса «Голоса России», в 1995г. звание Лауреата Госпремии Республики Мордовия в области исполнительского искусства, а в 1996г. принял участие в записи 1-го CD-альбома группы «Пазчангодть, эрзят!» на студии в Финляндии.
– А когда и как начала заниматься своими независимыми проектами? ?
Ю.Б.: В 1999г. начинает работу над авторским проектом «Минек эрямось кадовсь тевтнесэ» Наша жизнь осталась в наших делах (Трилогия любви, композиция "Тюштянь Пазчанготь" - одна из кульминаций выпущенного диска). По завершению четырехлетней студийной работы, в 2004г. издается тираж одноименного CD-альбома, и в мае того же года на сцене Республиканского Дворца культуры г. Саранска проходит концерт-презентация проекта. В июне проект «Трилогия любви» в составе трех музыкантов приглашают во 2-ю Международную этнокультурную экспедицию - фестиваль «Волга - Река мира. Молодежь - наше будущее», которая проходила при поддержке Правительства РМ. После смерти Владимира Ивановича Ромашкина, художественного руководителя ансамбля «Торама», в 2002г. создается детская этнографическая студия под одноименным названием, где педагогами-руководителями назначаются участники первого состава Торамы. В их числе музыкальным руководителем вокально-инструментального направления студии становится Буянкин Ю.А. Уже через полтора года после образования, детская студия «Торама» начинает активную практическую музыкальную деятельность, и в начале 2004 г. все ее руководители награждаются Почетными Грамотами Государственного Собрания РМ за большой вклад в сохранение и развитие мордовской этнографической музыки и высокое исполнительское искусство.
? – А когда родился «Морденс»? И в чем его предназначение?
Ю.Б.: Проект «Морденс» как фольклорный ансамбль образовался на базе детской этнографической студии «Торама». Первоначальная идея зарождения группы заключалась в том, что бы, отобрав и объединив среди множества участников студии самых талантливых и перспективных детей, создать мобильный концертный состав профессионального уровня. Название «Морденс» группа впервые применила, и это можно считать ее официальным днем рождения, в апреле 2005 г. на Московском Международном конкурсе детского и юношеского художественного творчества «Открытая Европа», и Дипломом 2-й степени завершила свою биографию детского фольклора. Следует отметить, что молодая группа уже к тому времени, как самостоятельная творческая единица под управлением Ю. Буянкина, достойно выступила перед двухтысячной аудиторией на сцене центрального дворца культуры г. Ульяновска, где на Межрегиональном фестивале национальных культур, получила высокую оценку мастерства и Диплом за большой вклад и сохранение национальной самобытности и укрепление единства народов. А так же, при поддержке Государственного Комитета по Национальной политике РМ, провела ряд благотворительных выступлений в школах мордовской глубинки. Концерты носили характер музыкально культурной просветительской работы.
? – Вам помогают на родине? Или есть сложности?
Ю.Б.: Значимым фактом в биографии «Морденс» является то, что с весны 2005 г. музыканты проводят свои представления под эгидой Государственного национального драматического театра Республики Мордовия. К июню того же года, группа уже перестает быть незамеченной в Республике, и ей предоставляется возможность принять участие в Правительственном национальном проекте «Волга - Река мира. Диалог культур волжских народов».
?– А в какой момент ты понял, что «Морденс» получился и готов показывать многообразие эрзянско-мокшанско-каратайско-шокшанского культурного наследия?
Ю.Б.: 3-я Международная этнокультурная экспедиция - фестиваль, для «Морденс» становится ключевой. Именно здесь вводятся в состав новые силы: это зрелые состоявшиеся разно-жанровые музыканты. Именно здесь определяется новое музыкальное направление группы, в первую очередь, это органика народного и академического вокала, акустических, архаичных и современных инструментов, традиции и творческого индивидуализма. Концертные выступления нового проекта с большим интересом встречали в Саратове, Самаре, Ульяновске, Казани. В начале августа 2005 г. коллектив приглашают в Эстонию. Культурная программа - Дни Сетусского Королевства элементарно обогащается мордовским проектом. В середине августа музыканты выезжали в Ижевск на 10-й Международный этнофутуристический фестиваль-симпозиум «АРТАНА». С сентября месяца фолк-арт группа «Морденс» дает представление фактически в каждом концерте Республиканского значения. На 9-м Республиканском фестивале народного творчества «Шумбрат, Мордовия!» получает звание «Ансамбль года». В марте 2006 г. группа дает ряд концертов в мордовских селах Бугурусланского р-на Оренбургской обл. В конце мая, представляя музыку этнофутуризма мордовского края, от Музея им. С.Д. Эрьзи принимает участие в 8-м Всероссийском фестивале «ИНТЕРМУЗЕЙ-2006», который проходил в ВВЦ г. Москвы. А 30-го мая в Русском драматическом театре г. Саранска состоялся концерт-презентация фолк-арт группы «Морденс».
? – А были выезды «Морденс» по России, и в частности, в районы компактного проживания финно-угорских народов?
Ю.Б.: Летом этого года «Морденс» побеждает на конкурсе вокального мастерства «5 баллов» в Туапсе и получает Гран-при фестиваля. Далее, проходит творческий видео отбор, и приглашается на 1-й Международный этнофутуристический фестиваль «КАМВА ПЕРМЬ-2006». С 4-го по 6-е августа выступает на крупных площадках и стадионах г. Перми. С 12-го по 14-е октября, в рамках Дней Родственных Финно-Угорских Народов в Таллинне, «Морденс», в составе двух солисток и художественного руководителя, дал восемь сорокаминутных представлений, пять из которых выносились на суд эстонских школьников старшего возраста, т.е. западного молодого слушателя. Руководитель Центра Фенно-Угрия, Яаак Прозес, при подведении итогов фестиваля, особо выделил мордовских музыкантов, сказав, что профессиональный синтез академического и народного вокала открывает широкие возможности развития традиционной музыкальной культуры. В данное время группа ведет подготовку к записи 1-го студийного альбома, работу над которым рассчитывает начать в июне 2007г.
? – Юрий, откуда взялось название «Морденс»? Расскажите, я думаю, будет интересно читателям
Ю.Б.: Еще Иордан (в VI в.) историк готов, в сочинении «Гетика» упоминал первое самое раннее достоверное упоминание о мордве («Mordens»). ( от Андю Петрянь – это версия существует и имеет место быть – в так называемую «мордву» включают несколько народов: эрзя, мокша, шокша, каратаи, тюрюхане.). После создания Трилогии, где академический сольный вокал очень удачно слился со слогом эрзянского языка без нарушения целостности нашего национального музыкального колорита, тогда родилась новая идея. Это сегодняшний, и будущий Морденс.
? – В чем миссия вашего коллектива? Есть ли подобные аналогии на финно-угорской сцене?
Ю.Б.: Если есть миссия «Морденс», то это, наверное, не только сохранение традиции музыкальной культуры всех мордовских народов, но это может быть одно из направлений ее новейшего развития через современные музыкальные формы. Отличие от других в том, что мы ни на кого не похожи, у нас свой подчерк. Но при этом мы узнаваемы. Какие бы ритмические рисунки ни обрамляли произведения, первооснова аутентичного мордовского фольклора всегда на виду.
? – Расскажите о ребятах в группе. Они все молоды, талантливы?
Ю.Б.: Да, все они очень талантливы, все разные, но нас всех объединяет одно - стремление сохранить многообразие музыкальных и песенных традиций наших народов. Участники «Морденс» разных национальностей. Вот смотрите:
Елена Алышева, русская. Академическое лирико-колоратурное сопрано. Участница проекта «Трилогия любви». Солистка Государственного камерного хора РМ. Образование высшее (музыкальное). Екатерина Кутаева, эрзянка по матери. Народный вокал. Студентка 2-го курса факультета Института национальной культуры Мордовского Государственного Университета им. Огарева. Алексей Князьков, русский. Барабанщик - универсал. Как музыкант известный не только в Республике, но и далеко за ее пределами. Неоднократно выступал в джазовых проектах Г. Гараняна. Педагог эстетического центра Министерства образования по классу ударных инструментов. Юрий Амиров, русский по матери. Гитарист, аранжировщик. Участник проекта «Трилогия любви». Очень утонченный музыкант со своеобразным музыкальным вкусом. Основанием своего направления считает сочетание творчества двух гитаристов легендарных британских рок-групп: Jeff Beck (YES), Robert Fripp (KING CRIMSON). Наталья Рожкова, эрзянка по матери. 1-я скрипка Морденс. Образование средне-специальное (музыкальное). Денис Салдатов, мокша, по отцу эрзя. Скрипач. Студент 1-го курса факультета Института национальной культуры Мордовского Государственного Университета им. Огарева. Роман Галишников, эрзя по матери. Свирель, вокал. Учится в 9-м классе. Очень талантливый, перспективный и подающий надежды музыкант. Неоднократно на Республиканских Олимпиадах среди музыкальных школ занимал призовые места. Хатия Гарнелия, менгрелка. Новая вокалистка «Морденс». Студентка 1-го курса Музыкального училища им. Кирюкова.
? – Есть ли интерес к финно-угорской тематике? В чем она заключается? Ограничиваетесь ли вы исполнением только песнями объединенных в мордовскую подгруппу языков? Будут ли в перспективе другие языки?
Ю.Б.: В основном мне интересна музыкальная и историко-географическая сторона вопроса. Это общение с культурой родственных народов. Через музыкальные фестивали и другие мероприятия происходит обогащение, пополнение багажа наших знаний. Сейчас мы готовимся к записи 1-го CD-альбома. Разумеется, работа будет идти только с произведениями мордовской группы языков (эрзя, мокша, шокша, каратаи). Хотя один из наигрышей уже написан в характере венгерской музыки. Он так и называется, «Мадьярош». После завершения работы над диском, я не исключаю того, что буду брать на вооружение в наш репертуар самые выразительные народные произведения других финно-угорских наций.
? – Как вы думаете, какие проблемы стоят сейчас перед вашим народом? Чем они вызваны?
Ю.Б.: Проблема может заключаться в следующем. На мой взгляд, творчество городской национальной современной культуры по-прежнему строится на уровне, - я называю это, - «стилизация 70-х годов». Вкусовые музыкальные правила и построения, пристрастия и «псевдотрадиции» с тех постсоветских времен до сих пор накладывают отпечаток на нынешнее творчество различных ансамблей, хоров, групп, всевозможных студий и отдельных исполнителей. Исторически сложилось так, в том числе и в музыкальной культуре.
? – Как вы считаете – что нужно сделать, какие меры предпринять, чтобы исправить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону?
Ю.Б.: Определенное воспитание, основанное на истинно национальных народных традициях. И я считаю, что посредством показа этих традиций на концертах, выступлениях люди задумываются, начинают интересоваться.
? – Кто, по-вашему, должен возглавить национальное движение эрзян, мокшан к примеру? Что вы хотели бы пожелать национальному лидеру?
Ю.Б.:Проще не могу сказать. Послушайте песню «Тюштя». Там все так кратко и логично собранно в несколько десятков куплетов, что и думать не стоит, как жить и с чем! Всегда надо помнить о своем предназначении.
? – Какие Ваши планы на будущее? Что планируете нового? Будут ли концерты, записи, CD?
Ю.Б.: Целей много… Посредством концертной деятельности зарекомендовать «Морденс» в России и других странах, как достойный носитель настоящих музыкальных традиций мордовского народа. Совмещать. Работать в совместных проектах с другими интересными отдельными профессиональными исполнителями. Идет планомерная работа по заделке 2-3-х концертов Российского масштаба. Вышли записи на DVD-CD с 1-го концерта-презентации фолк-арт группы «Морденс». За приобретением можно обратиться по электронной почте E-mail: mordens@mail.ru или позвонить, тел. 8-903-325-75-24. Первый студийный аудио CD-альбом «Морденс» будет выпущен не ранее осени 2007 г в Эстонии.
? – Сюкпря, Юра, ды Пазчанготь тынк Ине тевтнене! Надеюсь, все запланированное исполнится и «Морденс» будут знать во всех финно-угорских уголках. Встречайтесь, дарите тепло! Спасибо.