ЭРЗЯНЬ МЕЛЬ ЭРЗЯНЬ КЕЛЬ ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕ ЭРЗЯНЬ МАСТОР! ВЕЙСЭ ЭРЗЯТ ВИЕВТЯНО!! ERZIYANY RASYKESY ULKO,TECHI,VANDI.ЭРЗЯНСКИЙ НАРОД ПРОШЛОЕ,НАСТОЯЩЕЕ ,БУДУЩЕЕ. SOVADO INESKETY! XOSCH GELYDINIZ! RAXIM ITEGEZ! WELKOMEN! TERVETULOOA! ERZIYA XALQININ –KEÇMIŞI,BU GŰNŰ VE GELECEYI Каждый народ многолик, имеет свою духовную и самобытную культуру. Каждый народ словно цветочек на поле цивилизации в этом мире. Мы хотим показать истинную философию духовность эрзянского народа.Пострадавшего от колонизации русскими и насильственной христианизацией .кровавой ,когда большая часть эрзян была уничтожена христианами.Несмотря на 600 летнюю экспансию русской культуры православия народ сохранил свою самобытность духовность значит Иншаллах у нарада будет будущее!Hər bir xalġ Özünə məxsus din və mədəniyyətə sahibdir. Hər xalq Dǚnya Mədəniyyəti tarlasında elə bil, bir çiçəkdir. Biz burada, rus mǚstəmlə kəçiliyinə və xristian zorakılığına məruz qalmış Erziyan xalqının əsl mənəvi fəlsəfəsini gŐstərmək istəyirik. Erziyanın böyük hissəsi qanlı xristian istilasıyla məhv edilmişdir. 600 ildir ki, rus ekspansiyası ilə pravoslavlaşdırılan xalq bütün bunlara baxmayaraq hələdə öz dinini və özünə məxsus xüsusiyyətlərini qoruyub saxlamışdır. İnşallah bu xalqın gələcəyidə yaxşı olacaq!Декларация об официальном названии эрзянского народа. (рус) Мы, делегаты Конгресса, представляющего всех эрзян-граждан Российской Федерации (РФ), -основываясь на истории народа, существующего много тысячелетий, -чтя память и следуя традициям предков, -ощущая этническое, языковое, духовное и культурное единство, -с удовлетворением отмечая наличие стойкого эрзянского самосознания, -осознавая ответственность за создание благоприятных условий для выживания и развития будущих поколений, -исходя из норм международного права и Конституции РФ, гарантирующих права человека и народов, -выражая уважение к истории, традициям, культуре, языкам и национальному достоинству других народов, -желая находиться в мировом сообществе народов под своим историческим именем, -стремясь быть признанным самостоятельным полноценным народом, -надеясь на понимание, добрую волю, сотрудничество народов, правительств и иных органов власти, -выражая чаяния всего народа, заявляем о его воле официально называться собственным историческим именем «Эрзянский Народ» и подтверждаем все принадлежащие ему неотъемлемые права. С пожеланиями Согласия, Мира и Прогресса всем народам Конгресс Эрзянского народа. Республика Мордовия, г. Саранск 23 марта, 1995 года. ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕНТЬ алкуксонь лемензэ коряс МЕЛЬЯВОЛЯВТОМА(эр) Минь, весе эрзянь раськенть пельде Эрзянь Инекужос кочказь эрзянь ломантне, - нежелезь ламо тёжаиень эрзянь раськенть эрямопингезэнзэ, мельсэ кирдезь минек покштянок ды сынст койтнень-кирдатнень, эрзя раськень, эрзя келень ды эрзя культурань вейсэксчинь ёжонь марязь ды кирдезь, - мельспаросо тешкстнезь кеме эрзянь меленть ды ёжомарямонть уликсчист, - парсте чарькодезь ды марязь – Эрзя раськенть сы шкань эрямонзо кис мелявксось ней весемезэ ашти неень шкань эрзятнень лавтов лангсо, - раськеютконь праватнес ды Рузмасторонь Прявткоентень кирдезь, конат идить эрьва ломанень ды эрьва раськень праватнень, - лия раськень эрямопингест, коест, культураст, келест ды раськень каштанчист мельванозь, - бажазь улемс Модамасторонь лия раськетнень ютксо улемс-эрямс эсь кезэрень лем ало, норовазь улемс содавиксэкс, эсь питнень содыця ды мариця, эсь мельсэ эриця раськекс, - лия раськетнень, сынст кирдивийтнень ды ветикуротнень паро мельс ды ялгаксчис кемезь, - весе эрзянь раськенть мелензэ-бажамонзо ломань сельме икеле невтезь, ЯВОЛЯВТТАНО Эрзя раськенть МЕЛЕНЗЭ: панжадо лемдявомс эсь кезэрень лемсэнек – ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕ, ЭРЗЯ, ды кемекстатано – Эрзянь раськенть улить весе асаевикст эсензэ праванзо лия раськетнень ютксо. Весе раськетненень Вемельксчинь, Сетьмечинь ды Изнявксчинь арсезь Эрзянь Раськень Инекужось. 1995 ие, эйзюрков, 23 чи. Саран Ош The declaration on the official name Erzian people. (англ) We, delegates of the Congress representing all Erzian-citizens of the Russian Federation (Russian Federation), -being based on history of people existing many{a lot of;much} millenium, Revering memory and following traditions of ancestors, -feeling ethnic, language, spiritual and cultural unity, -with satisfaction marking{celebrating} presence proof erzian consciousness, -realizing the responsibility for creation of favorable conditions for a survival and developments of future generations, -starting with norms{rates} of international law and the Constitution of the Russian Federations guaranteeing human rights and people, -expressing respect for history, traditions, culture, languages and national advantage of other people, -wishing to be in the world community of people under a historical name, -aspiring to be recognized independent high-grade people, -hoping for understanding, good will, cooperation of people, the governments and other authorities, -expressing expectations of all people, We declare its{his} will officially to refer to as own historical name " ERZIAN People " and it is confirmed all inalienable laws belonging it{him}. With wishes of the Consent, the World and Progress to all people Congress Erzian of people. Republic Mordovia, Saransk On March, 23rd, 1995. Декларація про офіційну назву ерзянського народу. (укр) Ми, делегати Конгресу, що представляє всіх эрзян-громадян Російської Федерації (РФ), -основываясь на історії народу, що існує багато тисячоліть, -чтя пам'ять і слідуючи традиціям предків, -ощущая етнічна, мовна, духовна і культурна єдність, -с задоволенням відзначаючи наявність стійкої ерзянського самосвідомості, -осознавая відповідальність за створення сприятливих умов для виживання і розвитку майбутніх поколінь, -исходя з норм міжнародного права і Конституції РФ, що гарантують права людини і народів, -выражая пошана до історії, традицій, культури, мов і національної гідності інших народів, -желая знаходитися в світовій спільноті народів під своїм історичним ім'ям, -стремясь бути визнаним самостійним повноцінним народом, -надеясь на розуміння, добру волю, співпрацю народів, урядів і інших органів влади, -выражая сподівання всього народу, заявляємо про його волю офіциаль заявляємо про його волю офіційно називатися власним історичним ім'ям «Ерзянський Народ» і підтверджуємо ті, що всі належать йому невід'ємні права. З побажаннями Згоди, Миру і Прогресу всім народам Конгресс Ерзянського народу. Республіка Мордовія, м. Саранськ 23 березня, 1995 рок Erziya xalqэnэn rəsmi adэ haqqэnda bəyannamə: (азери) Biz, Konqress nьmayəndələri olaraq Rusiya Federasiyasэ (RF) vətəndaюэ olan bьtьn erziyalэlarэ təqdim edirik. - xalqэn neзə minillikdən bəri mцvcud olan tarixini təsis etmək - keзmiю irsin xatirəsinə ehtiram bildirmək və ənənələrni davam etdirmək - Etnik, dil, din və mədəniyyətlərin eyni olmasэnэn duyulmasэ - цzьnь erziyalэ adlandэrmaqdan bцyьk məmnuniyyət duymaq - Gələcək nəsillərin yaюamasэ və yetiюməsi ьзьn mьvafiq юəraitin yaradэlmasэnэn məsuliyyətinin dərki - Beynəlxalq hьquq normalarэna və RF konstitusiyasэna əsasən insan və xalqlarэn hьquqlarэnэ təmin etmək - Digər xalqlarэn tarixinə, adətlərinə, mədəniyyətinə, dilinə və milli heysiyyətinə qarюэ ehtiramэnэ bildirmək - Beynəlxalq təюkilatlara xalqlarэn цz tarixi adlarэ ilə adlandэrэlmasэnэn arzusunda olduрunu bildirmək - Mьstəqil və mьkəmməl bir xalq kimi tanэnmasэnэ - Hцkьmət və onun hakimyyət orqanlarэnda xalqlarэn əməkdaюlэрэna ixtiyarэn verilməsini arxayэn olmaq - Bьtьn xalqlara arzularэmэzэ ifadə etmək Qərarэmэzэ bildiririk ki, xalqэ əsil tarixi adэyla adlandэrэn –“Erziyan Xalqэ” və ona məxsus alэnmasэ mьmkьn olmayan hьquqlarэnэ təasdiq edirik. Bьtьn xalqlara sьlh, əminamanlээ və tərəqqi arzusuyla. Erziya xalqlarэ Konqresi. Mordoviya Respubikasэ, Saransk юəhəri, 23 mart, 1995-ci il. у. Эрзя халкының рәсми атамасы турында декларация (тат) Без-Россия Федерациясенең барлык эрзя гражданнарын тәкъдим итүче Конгресс делегатлары. -меңьеллыклар яшәп килүче халыклар тарихына таянып, -буыннар гореф-гадәтлерәнә тугры калып hәм хәтерне олылап, -этник, тел, рухи hәм мәдәни бердәмлекне тоеп, -тотрыклы эрзя үзаңы булуын канәгатьләнү хисе белән билгеләп, -киләчәк буын исән калуы hәм үсеше өчен уңай шартлар тудыруда җаваплыклыны тоеп, -кешеләр хәм халыклар хокукын гарантияләуче РФ Конституциясэ hәм халыкара хокук нормаларыннан чыгып, -башка халыкларның тарихына,гореф-гадәтләрэнә, мәдәниятына, теленә hәм милли сыйфатларына, ихтирам күрсәтэп, -халыкара берлэшмәдә yзебезнең тарихи исемебез белән яшәүне теләп, -мөстәкыйль тулы хокуклы халык буларак танылуна омтылып, -халыкларның, хөкyмәтнең hем башка хакимият тартмакларының халыкларның, -хезмәттәшлегенә, ихтыярына, анлашуга ышаныбыз, -Барлык халыкның өметен чагылдырып, рәсми рәвештә «ЭРЗЯ ХАЛКЫ» шәхси тарихи исеме булып аталу омтылыши белдерәбез hәм аның аерылгысыз хокукларын раслайбыз. Барлык халыкларга алга баруны, тынычлык hәм бердәмлек теләп. ЭРЗЯ халыклары конгрессы, Мордовия республикасы, Саранск шәhәре 23 март,1995 ел.
» Наш опрос
Главная » 2007»Октябрь-Ожоков»20 » "«Русский Родэн» эрзянской национальности – 130 лет со дня рождения Степана Эрьзи"
"«Русский Родэн» эрзянской национальности – 130 лет со дня рождения Степана Эрьзи"
20:35
Эрьзя - псевдоним скульптора Степана Дмитриевича Нефёдова (1876-1959). Под этим именем стал знаменитым еще в начале ХХ века. По национальности Нефедов - эрзя. Выбором псевдонима он подчеркивал свое происхождение. Тяжелым и многотрудным был путь к мировой известности выдающегося мастера резца. Европейская пресса называла его «русским Родэном», не осознавая истинной его национальности. В беспрерывных творческих поисках он создал множество произведений - прекрасных скульптур, глубоко проникновенных, как общепризнанных, так и до сих пор вызывающих страстные споры. Прошедший большую жизненную школу, хорошо знавший и талантливо, смело претворявший в своем творчестве традиции мирового и русского искусства, скульптор всегда при этом оставался сыном своего народа. Будучи значительным явлением современного мирового искусства, творчество Эрьзи - выражение гения эрзянского народа.
Будущий скульптор родился в 1876 году в деревне Баево Алатырского уезда Симбирской губернии в семье крестьянина. С детства его окружала великолепная природа родного края - дремучие леса, живописная речка Бездна, превращавшаяся весной в бурный стремительный поток, ее крутые скалистые берега, а также необозримые пространства полей и холмов. Одним из самых сильных впечатлений, оставшихся от детства стали произведения народного гения - добротные деревянные дома, украшенные затейливой резьбой, изумительные по изяществу и яркости отделок костюмы односельчанок, удобные и вместе с тем поражающие легкостью и мастерством исполнения всевозможные предметы, которыми каждый день пользовались в крестьянской избе - кувшины, ложки, сундуки-пари, прялки. Таким образом, в основу формирования уникального художественного дара Степана Нефедова легло все то, что было исконно присуще искусству древнего народа. Природные данные молодого скульптора получили развитие в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в мастерской Сергея Волнухина, а затем - в скульптурных ателье Европы (1907-1914). Семь лет начинающий скульптор провел в Италии и Франции.
В 1909 году в Венеции он впервые участвует в Международной художественной выставке работами "Последняя ночь осужденного" и "Автопортрет":
добиваясь не только успеха и признания своего таланта, но укрепляя тем самым авторитет русского искусства за рубежом. Годы, проведенные в Италии и Франции, явились для молодого Эрьзи великолепной школой мастерства, которая дает полное основание считать его не только одним из самых талантливых, но и профессионально подготовленных русских скульпторов начала XX века. После возвращения в Москву С.Эрьзя продолжает развивать основные тематические линии, наметившиеся в его искусстве ранее - еще в итало-французский период: женские образы, выражающие сложные душевные переживания, портреты, символические изображения. Одним из первых в русской пластике ХХ века С. Эрьзя показал достоинство и красоту женщины - представительницы «малого» народе создав образы, полные лиризма, глубокого и искреннего чувства «Монголка», «Эрзянская женщина», «Голова мордовки».
В начале двадцатых годов поиски более выразительных средств исполнения привели С.Эрьзю и к «открытию»" нового для него материала - дерева, композиции «Леда и лебедь», «Летящий», «Материнство», выполненные на Кавказе, отчетливо демонстрируют, как приемы модерна, «опробованные» скульптором ранее - в работах «Отдых», «Мрамор», ряде женских портретов, - ложатся в основу формирования нового индивидуального пластического стиля С.Эрьзи. Его развитие шло в течение двух последующих десятилетий (1927-1950), которые скульптор провел в Аргентине. Все, что создано им за полвека творческой деятельности, оценить вряд ли возможно. Были у него взлеты и падения, успехи и горькие неудачи. Но до сих пор нет ни одного издания, которое бы более полно констатировало все исполненные произведения за период его творчества. Куда только не забрасывала судьба Степана Дмитриевича с родного Поволжья - Италия и Франция, Урал и Северный Кавказ, Грузия и Азербайджан, Аргентина..., но всю жизнь он помнил и пронес в душе искреннюю любовь и теплые воспоминания о просторах Алатырского Присурья, о заливных лугах Засурья, о дорогом и милом сердцу городке, чудесное название которому - Алатырь. Тут он родился, здесь прошли его детство, отрочество, юность. Он приобрел здесь первые навыки в живописи и скульптуре, отсюда его крестьянские корни, где и до сих пор проживает многочисленная родня. К сожалению, скульптор не оставил своих мемуаров. Да и сама личность С. Эрьзи глубоко оригинальна и загадочна... Возвратившись на родину, но уже в СССР, глубоким стариком, он мечтал поселиться в краю отцов - в Алатыре. Степан Дмитриевич сохранил и привез с собой свои лучшие скульптурные творения. До последних дней жизни Эрьзя мечтал о своем музее в Алатыре. Его открытие было обещано городскими властями еще в начале ХХ века, в период творческого взлета земляка. Начавшаяся первая мировая война и последующие события перечеркнули все планы. Но он верил, что «советская власть может все»... На родину не пустили... Власти предложили поселиться в Чебоксарах, либо в Саранске... Этого он понять не мог. И ответ выдающегося мастера был краток – «Не поеду!..Только на Родину, в Алатырь!..» За годы отсутствия Степана Эрьзи произошли громаднейшие изменения и в административно-территориальном делении родного края и всей бывшей Российской империи. Это была иная страна, другие люди. Давно не существовало Симбирской губернии. Алатырь и пригород, многократно исхоженный Степаном в юности, с 1925 года включен в состав Чувашской АССР. Да и Саранск и Чебоксары, где он бывал, стали столицами национальных автономий. Но у него в памяти сохранились яркие впечатления давно ушедшей молодости, иного периода, сложившиеся еще до октября 1917 года и первых лет Советской власти. И эти города в воспоминаниях С. Эрьзи блёкли с тем былым величием, каким виделся и был в ту пору Алатырь. За последнюю четверть ушедшего ХХ века немало написано и опубликовано статей, издано брошюр, книг и сборников о жизни и творчестве выдающегося эрзянского скульптора, получившего мировую известность. Одними из первых изданы книги: Бориса Полевого, воспоминания Григория Сутеева, первого биографа и друга Эрьзи. Значительная лепта в изучении творчества и биографии С.Д.Нефедова (Эрьзи) внесена народным писателем Республики Мордовия К.Г.Абрамовым. Совместно с талантливым живописцем, внесшим огромный вклад в развитие портретного искусства Мордовии, заслуженным деятелем искусств Е.А. Ноздриным (1920-1997), уроженцем г. Алатыря, К. Абрамов неоднократно посещал родные места Эрьзи. Много сделано в освещении творческого наследия С.Эрьзи Мордовским республиканским музеем изобразительных искусств, получившим его имя. В музее собрана и сохраняется большая часть созданного Степаном Дмитриевичем как на родине, так и за рубежом. Изданы книги о жизни и творчестве скульптора на Урале, на Кавказе и других местах. Наконец, в 1997 году увидела свет и рукопись эрзянского поэта Артура Моро (Осипова) о встречах и его дружбе со Степаном Нефедовым.
При написании использовано: «Ахматово» В. Н. Кирсанов, материалы сайта Степан Эрьзя
1876- 27 октября родился в селе Баеве Алатырского уезда Симбирской губернии. 1892- переезжает вместе с семьёй в г. Алатырь; ученик различных иконописных мастерских. 1893-1897- уезжает в Казань, поступает в иконописную мастерскую КОВАЛИНСКОГО. Расписывает церкви приволжских сёл и городов. 1899- возвращается в Алатырь, исполняет декорации к спектаклю, посвященному 100летниму юбилею со дня рождения А.С.Пушкина. 1902-1906- учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. 1903-1907- участвует в выставках произведений учащихся Училища живописи, ваяния и зодчества. 1906- участвует в 26 периодической выставке Московского общества любителей художеств. 1906-1914- живет и работает в Италии и Франции. Создает произведения "Тоска", "Автопортрет(1908)", "Тюремный священник"(1909), "Последняя ночь"(1909), "Каменный век"(1911) и другие. 1909- участвует в 8 Международной художественной выставке в Венеции и художественной выставке в Милане. 1912- участвует в выставке "Осенний салон" в Париже. 1914- возвращается в Россию. 1918-уезжает в Екатеринбург. Создает монументальные произведения "Великому кузнецу мира", "Погибшим уральским коммунарам" и другие. 1921. - переезжает в Новороссийск, а затем в Батуми. Создаёт портреты В.И. Ленина, К. Маркса, Ф. Энгельса, деятелей культуры Грузии. 1923- живет и работает в Баку. Осуществляет монументальное оформление Дома союзов горняков. 1926- участвует в выставках Москвы, избирается действительным членом ОРСа. 1926-27- уезжает во Францию с выставкой своих произведений. Участвует в выставках в галерее Жана Шарпантье, в 9 выставке "Художественного мира", "Салона независимых". Персональная выставка в помещении профсоюза изящных искусств. 1927-1950- живет и работает в Буэнос-Айресе. Участвует в различных художественных выставках. Организуются персональные выставки. Создает "Портрет В.И.Ленина"(1928), "Моисея" (1932), "Портрет Л. Толстого" (1930), "Медузу" (1938), "Портрет Бетховена" (1929) и другие. 1950- возвращается на Родину. 1954- персональная выставка произведений в Москве. 1957- Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Трудового Красного Знамени за многолетнюю деятельность в области изобразительного искусства. 1959- Скончался в Москве, похоронен в Саранске.