Мой сайт Пятница-Сюконьчи, 29.03.2024, 15:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 374

Главная » 2007 » Октябрь-Ожоков » 21 » КАВКАЗСКИЕ НАРОДЫ РОССИИ_ДАГЕСТАНА, КАВКАЗОНЬ РАСЬКЕТНЕ ДАГЕСТАН МАСТОРОСЬ
КАВКАЗСКИЕ НАРОДЫ РОССИИ_ДАГЕСТАНА, КАВКАЗОНЬ РАСЬКЕТНЕ ДАГЕСТАН МАСТОРОСЬ
16:07


ЛАКЦЫ, лак (самоназв.), народ в Рос. Федерации. Живут в центр, 

Фототне Шурпаевонь Алинь!
части Нагорного Дагестана (Лакский и Кулинский р-ны), часть

переселилась на равнину (Новолакский и др. р-ны), в города и за
пределы Дагестана (Ставропольский кр. и др.). Общая числ. 118,1 тыс.
чел., в т.ч. в Рос. Федерации - 106,4 тыс. чел., из них в Дагестане
91,7 тыс. чел. Аварцы паз. Л. тумал, даргинцы - вулугуни, лезгины -
яхулви; в прошлом Л. часто называли казикумухцами. Говорят на
лакском яз. иахско-дагсстанской группы кавказской семьи. Диалекты:
кумухский, виц-хинский, шаднинский, вихлинский, ара-кульский,
барткипский, аштикулинский. Письменность на рус. графич. основе.
Распространён также рус. яз. Верующие - мусульмане-сунниты. Л.-
коренные жители Дагестана. На терр. Л. существовало Казикумухское
шамхальство, с 18 в.- ханство, объединявшее, кроме Л.,
лезгин-кюринцев, отд. аварские и даргинские селения. Присоединённое
в 1820 к России, ханство было в 1859 преобразовано в Ка-зикумухский
округ Даг. обл., с 1922 -Лакский окр., затем р-п в составе Дат.
АССР, поделённый в 1935 на Лакский и Кулинский р-иы. В 1944 часть Л.
была насильственно переселена на равнину, на земли депортированных
чеченцев. Осн. занятия - пашенное земледелие (пшеница, рожь, ячмень,
просо, бобовые, с кон. 19 в.- кукуруза, картофель, с нач. 20 в. -
садовые и огородные культуры) и животноводство (овцы, кр. рог. скот,
лошади и др.). Зимой скот перегоняется па зимние пастбища в
Калмыкии. Были развиты отхожие промыслы. Традиц. домашние промыслы и
ремёсла - сукноделие, изготовление войлока, паласов, произ-во и
лужение металлич. посуды (с. Кумух, Убра и др.), ювелирное ремесло
(с. Кумух), гончарство (с. Балхар), золотое и серебряное шитьё (с.
Кумух и Балхар), шорное (с. Унчукатль) и сапожное дело (с. Шовкра),
обработка камня (с. Убра); с. Кая славилось торговцами, с. Кума
-кондитерами, с. Цовкра - акробатами и т.д. Знаменита расписная
балхарская керамика (кувшины для воды, чаши, кружки, с 1960-х гг.-
фигурки, игрушки). Традиц. поселения Л. располагались по склонам
гор, современные - на более ровпых местах. Дома - в осп. двухэтажные
(на 1-м этаже - хозяйственные, на 2-м -жилые помещения), с
небольшими лоджиями, имели до 4 жилых комнат. Муж. традиц. одежда -
туникообразная рубаха, бешмет, черкеска, штаны, жен.-туникообразное
платье и штаны, имеет локальные варианты. В кон. 19 в. появились
платья - распашные (бузма) и отрезные в талии. Зимой носили овчинные
шубы. Обувь - кожаная и войлочная. Головные уборы - наволосники с
платками, длинные покрывала. В совр. быту изредка встречаются у
мужчин папахи, овчинные шубы, у женщин -традиц. головные уборы (с.
Вихли), длинные штаны. Осн. пища - мучные, мясные и молочные блюда.
Хлеб выпекался в специальной глиняной печи в форме купола во дворе.
Овощные и картофельные блюда распространились с сер. 20 в. Основа
традиц. соц. организации - сел. община (джамаат), управлявшаяся
советом старейшин. Существовали патрили-нейные родств. группы
(тухумы), сословное деление, обычай кровной мести и платы за
убийство, гостеприимство, взаимопомощь. Сохранялись элементы
до-мусульм. верований, мифологии, обрядность. Традиц. праздники -
Новый год, начало весенних полевых работ, уборка урожая и др.
Фольклор включает героич. и историч. эпос, сказки, песни. Осн. муз.
инструменты - зурна и бубен. Поэзия на лак. яз. известна с Л^ в.
Письменность первоначально на араб. алфавите. Первые книги на рус.
алфавите вышли в 1860-х гг. по инициативе рус. лингвиста П.К.
Услара. Письменность на осн. рус. алфавита возобновлена в 1938.
Развивается проф. культура. Сформировалась нац. интеллигенция.



ЛЕЗГИНЫ, л е з г и я р (самоназв.), народ в Рос. Федерации (257,3
тыс. чел.), Ахтынский, Докуз-паринский частично Рутульский и Хивский
р-ны, 204,4 тыс. чел.), а также в соседних р-нах Азербайджана
(кубинские Л.- Кубинский и Ку-сарский р-ны, 171,4 тыс. чел.). Живут
также в Казахстане (14 тыс. чел.), Туркмении (10 тыс. чел.) и др.
Общая числ. 466 тыс. чел. В старой лит-ре Л. нередко называли всё
горское население Дагестана. Говорят на лезгинском яз.
нахско-дагестанской группы кавказской семьи. Диалекты делятся на 3
группы: кюринская (диалекты понейский, яркинский, курахский, говоры
гилиярский и гелхенский); самурская (докузнаринский и ахтынский
диалекты, фийский и курушский говоры); кубинская. Распространены
также рус. и азерб. яз. Верующие -мусульмане-сунниты. , есть шииты.
Л.- один из коренных народов Дагестана. В 13-14 вв. вокруг крупных
селений (Ахты-пара, Докуз-пара, Курах, Кюре и др.) возникают
автономные объединения (союзы) сел. общин - "вольные общества",
временами попадавшие в зависимость от азерб. Ширвана. В 18 в. часть
Л. входила в состав Кубинского и Дербентского ханств, в кон. 18 в.
с. Курах становится резиденцией лакского Казикумухского хана, в 1812
- столицей самостоят. Кюринского ханства. В 1806 кубинские Л., а в
1813 - остальные Л. вошли в состав России. Традиц. занятия -
пашенное земледелие (ячмень, пшеница, просо, рожь, кукуруза, рис,
бобовые) и скотоводство, на равнинах - преим. выгонно-стойловое, в
горах - отгонное (гл. обр. овцы, а также козы, крупн. рогатый скот и
др.) Зимние пастбища находились в основном в Северном Азербайджане.
Традиц. промыслы и ремёсла - прядение, ткачество, произ-во ковров,
сукна, войлока, кожевенное, кузнечное (с. Ах-ты), оружейное и
ювелирное дело (с. Икра) и др. Было распространено отходничество на
сезонные заработки к земледельцам и на нефт. промыслы Азербайджана.
К 1917 существовала значит. прослойка пром. рабочих. Традиц.
поселения в горах - кучевой, нередко террасной планировки, в
равнинной части - разбросанной или уличной планировки. Традиц.
жилище каменное (на равнине также саманное), наземное, прямоугольное
в плане, с плоской земляной крышей и внутренним двориком, в горах -
двух- и многоэтажное, на равнине -одно- или двухэтажное. Ниж. этаж
занимают хлев или крытый двор, верх.- жилые помещения, выходящие на
галерею, на которую ведёт наружная лестница со двора. Для внутр.
убранства характерны ниши в стенах, ковры. Традиц. одежда у мужчин -
рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду
-башлык и овчинная шуба; у женщин -рубаха, шаровары, платье, бешмет,
головной платок, чухту, серебряный пояс, много украшений. На ногах и
мужчины, и женщины носили шерстяные носки с цветным орнаментом и
сыромятную обувь типа поршней. Традиц. костюм вышел из употребления.
Основа традиц. пищи - растительная (зерно, бобы) и мясо-молочная.
Осн. повседневное блюдо - хинкал (галушки), праздничные - пловы,
слоёные пироги и др. Основа социальной организации - сел. община
(джамаат). Преобладает малая семья; до 20 в. были распространены
большие патриархальные семьи и патронимии (тухум). Л. создали
богатый фольклор: эпос "шарвели", сказания, песни, танцы (в т.ч.
лезгинский вариант лезгинки). Известно творчество поэтов-ашугов 19
в. Разнообразны муз. инструменты: чунгур, саз, тар, зурна, дудка,
свирель, бубен. В 15 в. распространяется дагестанский вариант араб.
алфавита "аджаме". В 1928 создана письменность на лат., в 1938 - на
рус. графич. основе. Развивается проф. иск-во.



НОГАЙЦЫ, ногъай (самоназв.), народ в Рос. Федерации. Числ. 75 тыс.
чел. Осн. обл. расселения Н. в пределах терр. Дагестана (28 тыс.),
Чечни (6,9 тыс.) и Ставропольского края. Субэтнические группы:
караногайцы (Дагестан), ачикулакские и кумские Н. (Ставрополье),
кубанские Н. (Карачаево-Черкесия) и астраханские Н. (Астраханская
обл.). Живут также в Турции, Румынии и др. странах, куда их
забросила судьба после "добровольного" присоединения к России.
Говорят на ногайском яз. тюрк. группы алтайской семьи, имеющем два
диалекта: караногайский и кубанский. Лит. яз. на основе
караногайского диалекта и ногайского говора. Письменность с 18 в. до
1928 на основе араб. графики, с 1928 - на лат., с 1938 - рус.
графики. Верующие Н.- мусульмане-сунниты. Возникновение этнонима
"Ногайцы" и формирование народности связаны с именем
золотоордынского хана Ногая (13 в.). Более широкое распространение
этноним получает при хане Едигее (кон. 14 - нач. 15 вв.) и его
преемниках, когда создаётся Ногайская Орда как самостоятельное
гос-во. Первые сведения о появлении Н. в северокавк. степях, в том
числе низовьях Терека и Сулака, относятся к кон. 15 в. Во 2-й пол.
16 в. после распада Ногайской Орды и образования двух улусов -
Большие и Малые Ногаи -северокавк. степи становятся основным р-ном
обитания Н. Вост. р-ны Сев. Кавказа были освоены выходцами из Малой
Ногайской Орды, а низовья Сулака и Терека - из Большой Ногайской
Орды. В кон. 17 в. значит, часть Н. с низовьев Терека и Сулака
откочевала в Моздокскую степь, положив начало группе сев.-вост. Н.,
известных под именем кара-ногайцев. После "добровольного" включения
ногайцев в состав России государственные образования были
ликвидированы. В дальнейшем администр.-терр. принадлежность
Ногайской степи неоднократно изменялась. С 1957 она разделена
администр.-терр. границами между Дагестаном, Чечнёй и Ставропольским
краем. Чувствуете - "разделяй и ..." Традиц. занятия Н.- кочевое и
отгонное скотоводство (овцы, козы, кр. рогатый скот), коневодство,
верблюдоводство. Наряду со скотоводством Н. в незна-чит. степени
занимались земледелием (просо, овёс, пшеница), бахчеводством и
садоводством. Разводили также домашнюю птицу (кур, гусей, уток). К
числу древних традиц. занятий Н. следует отнести охоту и рыболовство
(зайцы, сайгаки, лисы и др.; сельдь, усач, осётр, лосось и др.). Из
ремёсел наиб. развиты были изготовление сукна, обработка кожи,
овчины, дерева, произ-во войлока, из к-рого делали бурки, сапоги,
головные уборы, ковры-арбабаши. Через Ногайские степи проходили
важнейшие на Вост. Кавказе торговые пути, в том числе Великий
Шёлковый путь, что обусловило значит. Характерный тип поселений Н,-
кочевые аулы: весенне-летние, летне-осение | (яйлак и язлав) и
зимние (кыслав); при этом зимники (у кубанских Н. со 2-й пол. 18 в.,
у остальных Н. с сер. 19 в. превращались в оседлые постоянные
поселения (юрт, аул, шахар). Традиц. жилища - кибитка (юрта), дом
(уьй), к-рые приспособлены соответственно к кочевому и оседлому
образам жизни; более древним жилищем Н. следует считать юрты.
Ногайская юрта - большая (терма) ц малая, переносная (отав) -
представляли собой типичную для кочевых народов кибитку круглой в
плане формы. Оседло Н. жили в полуземлянках (ерме къазы - обратите
внимание "ерме" - "Ермак" - разрывающий ) наземных турлучных и
саманных домах с пологой двускатной крышей. Для обогрева в холодное
время и приготовления пищи использовали открытый очаг; здесь стоял
треножник. В стационарных жилищах были пристенные камины; в 20 в.
появляются железные печи. Традиц. муж. одежда состояла из тельной
рубахи туникообразного покроя, штанов с широким шагом, верхней дохи,
куртки-безрукавки (къыспа), бешмета и черкески (у крутых), бурки
(ямышы), обуви из и сафьяна, хрома, папахи, шляпы из войлока, ткани,
меха (борьк), поясного ремня. Зимой надевали шубы из овчин (бедные)
или из волчьих, лисьих, беличих шкур и каракуля (богатые). Мужскую
одежду дополняли оружие и воинские доспехи: лук и стрелы, топор,
копье, шлем, щит, кольчуга, кинжал, и т.п., а с сер. 17 в.
огнестрельное оружье, ружьё и пистолеты разл. видов.
Женский костюм по покрою близок к муж. включал платье-рубаху (ич
койлек) разл. типы платьев (зыбын, къапта, др.), шубы (тон), шапочки
из меха! ткани, платки, косынки, обувь из шелка, кожи, сафьяна, а
также пояса и др. виды украшений. В наст. время молодежь и среднее
поколение женщин носит общепринятую одежду, старшее, особенно
сельское,- нередко традиционную одежду. Традиц. пища -
мясо-молочные, мясные и рыбные блюда: бесбармак с лапшой),
къувырдакъ (жареное мясо с луком), шашлык, къазы, толтырма! басы),
къазан боьрек (пельмени), (род галушек), балыкъ сорпа (уха)| ши,
разл. виды сыров, пирогов, ян т.д. Употребляются напитки: ногай шай
(ногайский чай), йоурт, кумыс, буза, сербет сув и др. В 19 в.
существовали две формы ( большая (патриархальная) и малая семьи. В
большой, в меньшей степени малой быт был строго регламентирован.
Взаимоотношения строились на нормах адата (обычного права) и шариата
( мусульманского права), что способствовало сохранению самосознания
народа. Развит фольклор: богатырские (Ахмед сын Айсыла, Копланлы
батыр Эдиге, Мамай, Манаша, Аманхор)


РУТУЛЬЦЫ, рутулы, самоназв.: мыхадбыр, мюхадар, народ в Российской
Федерации (19,5 тыс. чел.). Р.-кореиное нас. Дагестана. Числ. в
Дагестане (Ру тульский и Ахтынский р-ны, осн. селение - Рутул) 14,95
тыс. чел. Живут также в Азербайджане (Нухинский р-н). Общая числ.
20,4 тыс. чел. Говорят па рутульском (или мухадском) яз.
на-хско-даг. группы северокавказской семьи. Диалекты: мухадский,
шиназский, мюхрекский, ихрекский, борчинско-хновскип.
Разрабатывается письменность на рус. графич. основе. Верующие -
мусульмане-сунниты. Ранняя история Р. связана с гос. образованием
Кавказская Албания, в к-ром терр. расселения народов юж. Дагестана,
в т.ч. Р., известна была как страна гелов. В 16 в. на терр. Р.
существовал союз сел. общин Рутульский магал. В 1812 он был
присоединён к России. Осн. занятия - животноводство (разведение кр.
рог. скота и отгонное овцеводство) и пашенное земледелие.
Возделываемые культуры - яровая и озимая пшеница, рожь, ячмень,
просо, полба. Традиц. домашние промыслы - сукноделие,
ковроткачество, произ-во войлока, шерстяной вязаной обуви, узорчатых
носков, керамики без гончарного круга, обработка камня, меди,
серебра и др. Преобладающей формой семьи у Р. была малая, хотя в 19
- нач. 20 вв. сохранялись отд. большие неразделённые отцов. семьи.
Наиболее крупной родственной группой был тухум во главе с самым
старым его членом. На совете глав отд. семей тухума решались дела о
разделе имущества, договаривались о браках и т.д. Селения строились
в труднодоступных местах. Для усиления обороноспособности
возводились крепостные стены, сигнальные и оборонительные башни.
Типы жилища: наиб. ранний - одноэтажный или приподнятый на высоких
каменных столбах однокомнатныи дом, стоящий отдельно от хоз.
построек; двухэтажный без двора и надворных построек; одноэтажный
или двухэтажный дом с небольшим открытым двором, где имеются хоз. и
подсобные помещения. Традиц. одежда однотипна с одеждой др. народов
лезгинок, группы. Одежда мужчин: туникообразного покроя рубаха
(ухун) с круглой окантовкой ворота и прямым вертикальным разрезом
спереди, штаны с неширокими штанинами (баду), слегка приталенный
бешмет (архалук) и черкеска сев.-кавк. типа с газырями. Головной
убор - папаха из длинноворсной овчины (бармак), обувь - вязаные
шерстяные сапоги с загнутыми вверх носками (кямашбыр) и кожаные
постолы (келам-бы). Верх. одежда - распашной длинный халат - валжаг;
в пограничных с Азербайджаном селениях - короткая, до бёдер,
распашная кофта и длинная широкая юбка. Головной убор -
мешкообразный наволосник (къациген) и сложенный треугольником
платок. Обувь - вязаные узорчатые сапоги с загнутым вверх носком. В
жен. одежде значит, место занимали серебряные украшения. Осн. пища
мучная и мясо-молочная. Выпекался хлеб неск. видов из пресного и
кислого теста. Наиб. распространённые блюда: хинкал разных форм и
размеров, просяная и толоконная каши, пироги с разл. начинками.
Среди нац. праздников самый большой годовой праздник - эр;
знаменовал начало весны и календарного года. Театрализованным
маскарадным представлением завершался сельский праздник в конце
зимы. У Р. развиты разнообразные жанры фольклора: сказки, легенды,
обрядовые песни, пословицы, поговорки, ашугская поэзия.


ТАБАСАРАНЫ, табасаран (само-назв.), табасаранцы, народа России.
Числ. в РФ 93,6 тыс. чел. Т.- коренное нас. Дагестана. Числ. в
Дагестане 78,2 тыс. чел. Живут в юго-вост. части Дагестана (Хивский
и Табасаранский р-ны), на равнине (Дербентский р-и), а также в
предгорной зоне Табасаранского р-на. Общая числ. 97,5 тыс. чел.
Говорят на табасаранском яз. нахско-дагестан-ской группы
северокавказской семьи. Диалекты: сев. и юж. Лит. яз. на основе юж.
диалекта. Письменность на рус. графич. основе. Распространены также
азерб. (Табасаранский р-н) и лезгинок. (Хивский р-н) языки. Верующие
- мусульмане-сунниты. Т. упоминаются и в "Армянской географии" (7
в.). До нач. 19 в. на тсрр. Т. существовало два владения: во главе с
кадием (Сев. Т.) и майсумом (Юж. Т.), к-рые делились на бекства.
Кроме владений существовали союзы сел. обществ (Кырах, Чуркул,
Кухрук, Сувак, Нит-риг, Дрич и др.). В 1-й пол. 19 в. Табасаран был
присоединен к России. Осп. занятия Т.- земледелие (зерновые -
пшеница, ячмень, рожь, просо, полба, кукуруза; бобовые - горох;
огородные и бахчевые культуры, садоводство, виноградарство) и
скотоводство (в Нижнем предгорье - преим. выгонно-стойловое с
преобладанием кр. рогатого скота - коровы, быки, буйволы; в Верхнем
предгорье - отгонное, главным образом овцы). Традиц. ремёсла -
ковроткачество (известные центры - ее. Хучни, Аркит, Тинит, Ерси),
обработка дерева (ее. Хурик, Ханаг, Джули), гончарство (Джули),
узорное ткачество, резьба по дереву и камню, кузнечное произ-во,
шерстяное, бумажное, льняное ткачество, валяние шерсти (изготовление
войлочных изделий), выделка кожи, изготовление узорчатых носков
(джорабов). Из ремёсел сохраняются произ-во ковров и ковровых
изделий (ворсовых и безворсовых), изготовление узорчатых джорабов,
деревянной утвари. Селения имели ступенчатую, скученную или более
свободную, разреженную горизонт, планировку. Для горных поселений
характерно расположение на ес-теств. укреплённых местах (по склонам
гор), непригодных для земледелия. В каждом селении был гим
(годекан), к-обычпо располагался около кузницы, зже около мечети;
здесь решались Е псйшие хоз. и обществ, дела, касаюцц всего селения.
Традиц. жилища ка" ные, чаще двухэтажные с жилыми от тами на втором
этаже, большими лод ями или галереей на аркаде или навес ми
балконами, объединялись с ) помещениями в один комплекс. Д|
Г-образиые, П-образные и квадратны плане, с плоской земляной крыше?
внутр. двориком. Мн. дома имели опный центр, столб "мурхвал", часто
укрс шенный резьбой. Традиц. муж. костюм общедагестан. та па -
нательная рубаха, штаны, бешмст черкеска, бурка, овчинные шубы и
папа хи; обувь - низкая кожаная - дирих) (типа постолов) с суконными
или войлоч пыми ноговицами, вязаными шерстяным! носками, мягкие
кожаные сапоги, башма ки без задников на деревянной подошве
Украшением муж. одежды являлись пож с мсталлич. пряжками,
подвесками, пла станками, оружие (кинжал) и газыри Традиц. жен.
костюм - туникообразное платье, шаровары, головной убор - чухта и
платки, пояс (целиком серебряный либо позолоченный; из плотного
материала с серебряной пряжкой впереди); нагрудное украшение из
серебряных монет, налобное украшение, нашивное украшение -передник,
обшитый монетами; кольца, серьги, браслеты. Украшениями служили
серебряные застёжки, нашивные подвески, монеты, пластинки. Обувь -
кожаные чувяки и шерстяные носки джорабы с цветным орнаментом.
Традиц. костюм почти вытеснен совр. одеждой. Пища Т.- растит,
(зерно, бобы, дикорастущие травы) и мясо-молочная. Осн. повседневное
блюдо - хипкал с мясом и без мяса. Приправой для хинкала служили:
кислое молоко с чесноком и толчёными орехами. Готовили пироги с
начинкой (из дикорастущих трав, творога, варёного на молоке риса,
рубл. мяса, из требухи, яиц и молока), блины. Готовили голубцы,
пельмени, плов, кати (крупяные, мучные) , блюда из чтицы. Молочные
продукты: свежее и кислое молоко, творог, сметана, масло, сыр, айран
(пахта). Хлеб (лепешки) на закваске, реже пресный. Употребляли в
пищу овощи, зелень, фрукты (садовые, дикорастущие), сладости. Осн.
напиток - айран. Родств. группы у Т. обозначаются терминами тухум,
насил, джине, къам, мера сар. Наиб. употреб. из них - тухум. Джамаат
состоял из нескольких тухумов. Тухумы имели закрепленные пахотные
земли, лес, сенокос, пастбищные участки. Счет родства идет по
отцовской и материнской линии. преобладала малая семья, но до нач.
20 в. распространены неразделённые семьи, состоявшие из трёх, а
иногда и более поколений и включавшие в свой состав неск. брачных
пар. Непременное условие внутрисемейных отношений - заботливое,
уважит, отношение к женщине (жене, матери, сестре, дочери). Высокого
уровня достигло иск-во худ. обработки дерева, в т.ч. орнамент,
резьба. Достаточно полно представлены разл. жанры фольклора
(легенды, предания, мифы, ист. сказания, притчи, сказки - волшебные,
бытовые, обрядовые и внеоб-рядовые песни, пословицы, поговорки,
загадки, дет. фольклор). Из нар. праздников наиб. древний -
"эбелцен" (праздник весны). Т. создали богатый муз. и танц.
фольклор. Разнообразны муз. инструменты: чунгур,саз, тар, зурна,
дудук, свирель, бубен. Традиц. культура испытала влияние культуры
азербайджанцев и лезгин


ТАТЫ, тат (самоназв.), 1) этнич. общность в Иране. Числ. 300 тыс.
чел. Расселены дисперсно, отд. деревнями в сев.-зап. части Иранского
нагорья, между городами Тегеран и Казвин, в горном р-не Таликам и
равнинном р-не Зохра. Осн. занятия - земледелие, садоводство. По
языку и быту близки персам. 2) Народ в Азербайджане и России (в
Дагестане, небольшие группы в др. респ. Сев. Кавказа). Числ. в
России 19,4 тыс. чел. (в т.ч. в Дагестане 12,9 тыс.), в Азербайджане
10,2 тыс. чел. Говорят на татском яз. иран. группы индоевроп. семьи,
имеющем 2 диалекта - юж. и сев. Сев. диалект является одним из лит.
языков Дагестана. Письменность на основе рус. алфавита. Среди Т.
распространён также азерб. язык. Верующие Т.- мусульмане-шииты,
иудаисты и христиане-моиофиситы. Близки по культуре азербайджанцам и
народам Дагестана. Традиц. занятия - земледелие, садоводство и
виноградарство. Развиты художеств, ремёсла (ковроткачество,
изготовление медной посуды и др.). Традиц. жен. одежда -длинная
рубаха, шаровары навыпуск (шовол), длинное приталенное платье,
верхнее распашное платье, платок и сафьяновые чувяки, муж. одежда -
черкеска с кинжалом на поясе, папаха. Мн. Т. живут в городах, заняты
в пром-сти;


ТИНДАЛЫ, идери (самоназв.), народ в России, коренное нас.
сев.-зан. Дагестана (Цумадинский, Кизилюртовский, Хасавюртовский
р-ны). Говорят на тиндинском яз. аваро-андо-цезской группы
дагестанских яз., имеет диалекты. Письменность на аварском яз.
Верующие -мусульмане-сунниты. Осн. традиц. занятия - богарное
земледелие (ячмень, пшеница, просо, из овощных культур - тыква,
морковь) и скот-во. Из домашних промыслов были развиты кузнечество,
столярничество, обработка шерсти и кожи (изготовление вязаной
одежды, скорняжных изделий), охота, пчеловодство. В материальной
культуре Т. много общего с аварской. Сёла Т. расположены на
непригодных для земледелия крутых склонах гор. Жилища
(прямоугольные, двух- и трёхэтажные) располагаются плотно и образуют
собой многоярусный оборонит, комплекс с башнями и сторожевыми
сооружениями. Одежда Т. общекавказского типа. Основу питания Т. в
всссннс-летпий период составляли мучные и молочные блюда, осенью и
зимой - мясные блюда. Своеобразие в культуре питания Т.
прослеживается в использовании тех или иных блюд в качестве
ритуальных, в некоторых деталях застольного этикета. Органами
управления Т. являлись сходы вольного общества и отд. селений
-джамаатов. Собирались они только для решения важнейших вопросов
обществен-но-политич. и хоз. жизни. Судопроизводство осуществлялось
в соответствии с ада-том (писанными нормами обычного нрава) и
шариатом. Социальную основу общества Т. составляли малые семьи,
объединённые в тухумы (патронимические группы) по единству
происхождения от общего предка. Сёла Тинди, Акнада известны как
центры религиозно-светского образования в Нагорном Дагестане. Из Т.
вышло много известных в мусульманском мире учёных-богословов. Т.
соблюдают практически все мусульманские праздники. Из доисламских
обрядов известны обряды дождя, солнца. Большой популярностью
пользуется нар. праздник "Кьедоба", в основе к-рого шуточная
импровизация свадьбы, где в роли "жениха" выступает кукольный
персонаж. Устраивали его обычно в зимнее время. Торжественно
отмечался также и праздник первой борозды ("Муса бешта").
ХВАРШИНЫ, акьилько, атлиль-ко (самоиазв.), народ группы гузскш
народов в Рос. Федерации. Числ. 2 тыс. чел. Все переписи нас.
включали их в состав аварцев. Говорят на хваршинском яз. с
небольшими диалектными особенностями в каждом селе. Распространены
также аварский, русский, тиндинский яз. Письменность: на основе
арабской графики с кон. 18-нач. 19 вв., на основе русской графики на
авар. яз.- с 30-х гг. 20 в. Верующие - мусульмане-сунниты. Живут в
Дагестане, в юго-вост. части высокогорного Цумадинского р-на, вдоль
ущелья, образованного р. Хваршинка, притоком р. Андийское Койсу, в 7
поселениях (Хварши, Хонох, Верхнее и Нижнее Иихоквари, Квантлада,
Сантлада, Хвайни). Ок. 70% X. живёт на равнине -в Хасавюртовском и
Кизилюртовском р-нах. Предполагается, что с древнейших времён до
позднего средневековья X. входили в состав военно-политич. союза
Ди-до. Впоследствии ненадолго вошли в состав общества Богоз (Тинди).
К нач. 19 в. отделились, образовав Хваршинский союз сел. обществ
(общество Хварши). После реформ 60-х гг. 19 в. вошли в состав
Тиндальского наибства. В 1944 были принудительно переселены в
Веденский р-н Чечни. В 1957 часть вернулась в полуразрушенные
селения, часть переехала в равнинные р-иы Дагестана. Осн. занятие
X.- яйлажное скотоводство, главным образом - овцеводство.
Существовало богарное плужное земледелие на склонах гор. Пахотное
орудие - древнейший горский плуг - баруц. Сеяли ячмень, пшеницу,
рожь, просо. Из технич. культур выращивали лён-кудряш, из овощных -
тыкву, морковь. Промыслы -произ-во сукна и особых ворсистых одеял
(цахъала), паласов, вязание шерстяных носков, сапог, валяние
войлока, изготовление деревянной мебели, кухонной утвари, долблёных
бочек и ульев. Получили развитие пчеловодство, бортничество и охота.
В связи с тем, что существуют проблемы занятости муж. нас., X.
уезжают на сезонные работы в др. р-ны Дагестана (в осн. в ногайские
степи для сбора репчатого лука и возделывания бахчевых культур). В
послевоеп. годы получило развитие садоводство. Селения X.
представляли собой общи-ны-джамаат, управлявшиеся сел. сходом,
старейшинами, духовным главой (дибир), исполнителями, глашатаем, с
60-х гг. 19 в.- старшиной. Семьи, имевшие общего предка по муж.
линии, составляли тухум, предпочтительно эндогамный, были связаны
взаимопомощью. Семья - малая. Существовали левират, сорорат. Развиты
были обряды сватовства, обычай умыкания в разл. разновидностях
(уводом, прикосновением, снятием платка с головы и т.н.). Большую
роль играли гостеприимство, куначество, обычаи взаимопомощи и
кровной мести. Села X. располагались на естественно укреплённых
местах. На подступах к с. Хварши сохранились четыре сторожевые
башни. Жилища - прямоугольные, в осн. двухэтажные, каменные, с
турлучными внутр. стенами и с открытыми лоджиями на втором этаже.
Первый этаж - хлев, второй - жилой, имевший жилую и "нарядную"
комнаты, крыши плоские, земляные. Функцию двора часто выполняла
крыша нижерасположснного дома. К дому примыкали деревянные
пристройки (бокьис г1ач1наба) для хранения продуктов. Муж. костюм
состоял из рубахи (гуд), штанов, распашного бешмета, черкески; в
зимнее время надевались разновидности овчинных шуб (къочора),
овчинные куртки (к1ойту хабачи), войлочные накидки (бутнус къочора);
популярны были и андийские бурки. Головным убором служили белые или
чёрные овчинные папахи нескольких типов: конусообразные,
ци-линдрич., с нач. 20 в. - в виде перевёрнутой трапеции с белым
суконным дном. Наиболее распространённой обувью были шерстяные
вязаные сапоги с войлочной простёганной подошвой и усечённым носком,
орнамент - мелкий тёмный рисунок по белому полю. Бытовали также
войлочные сапоги (зунгеба), полуботы из сыромятной кожи (хъурхель),
чувяки (мугу-ры), кожаные полусапожки (уйлят1у), а также обувь с
деревянной подошвой и кожаным верхом без задников (хъваркине-ба).
Украшением костюма служил кожаный ремень с серебряными бляшками, на
к-ром справа висели пистолет (тапанча) и серебряная коробочка
(гъутугъ) с нутряным жиром для смазывания рук, слева - кинжал. На
большом пальце правой руки носили серебряную печатку, на запястье
мужчины и женщины обязательно носили браслет из чёрного войлока.
Голову мужчины брили наголо, отпускали усы, женатые мужчины -
небольшие бороды. Одним из осн. элементов жен. костюма было
платье-рубаха туникообразного покроя с боковыми клиньями, прямыми
вшивными рукавами без ластовиц и разрезом на груди. С кон. 19 в.
молодые женщины надевали поверх платье на кокетке, а девушки -
отрезное платье, при-сборенное или в складку. Обязательным для всех
видов платья остался (у пожилых женщин - и в наше время) красный
трёхметровый кушак, подпоясанный в два оборота; концы его опускались
спереди или сбоку. Зимой носили овчинные шубы: хуну (напоминало
туиикообразное платье, но было распашным и подвязывалось красным
кушаком) и к1алак1ач (шуба-накидка с ложными рукавами, уже и короче
мужской). Вторым осн. элементом жен. одежды были штаны - прямые и
очень широкие за счёт квадратного клина в верхней части. Штаны
стягивались на бёдрах узким гашником, связанным из шерстяных ниток;
концы гашника украшались кисточками. Низ штанин обязательно
украшался тремя полосками грубого шёлка зелёного, красного и чёрного
цветов. В тёплое время года штаны носили навыпуск, зимой заправляли
в обувь. В качестве головных уборов бытовали два вида чухту и
платок. Первый вид чухту -чепец, сшитый из однотонной яркой материи
в сборку на лбу, с кожаной планочкой на темени для удержания
височных колец в виде спирали из серебряной проволоки. Удлинённая
часть сзади не зашивалась, а свисала как фата. У молодых женщин с 19
в. имело распространение чухту-накос-ник с чепцом из материала
тёмных тонов, по низу отделанный широкой красной полосой. Поверх
чухту носили квадратный платок (4х4 м) из сукна (позже - из бязи).
Жен. обувь отличалась от муж. только декором и длиной голенищ. В
конце 19 в. получили распространение сафьяновые сапожки с
трапециевидным невысоким каблуком. Низ голенища отделывался цветной
шёлковой строчкой. Носок и задник украшали серебряными монетами.
Девочкам заплетали волосы в несколько косичек, девушки - в две косы,
взрослые женщины часто сбривали волосы на затылке, а пожилые
оставляли только чуб. Украшением для женщин служили серебряные
монеты (ими обшивали ворот, подол и рукава платья), нагрудник
"титино". Носили также пластинчатые ожерелья, браслеты, серьги,
кольца, деревянные, коралловые и янтарные бусы. Для шитья одежды до
19 в. использовали в основном местные материалы (сукно, овчину,
войлок); с 19 в. проникли из России дешёвые фабричные ткани. Пища
мучная и мясо-молочная: оси. блюда - хинкал дискообразиой формы
диаметром 10-12 см, пресные чуреки, комки густого теста-гуд из
толокна (муки из жареного ячменя), сдобный хлеб, молочные, мясные и
зеленые супы, пироги с творогом, зеленью, мясом и др., вареники и
курзе с такой же начинкой. Были распространены густые компоты из
лесных фруктов и ягод, травяные отвары, злаковые хмельные напитки.
Помимо мусульм. праздников праздновались также самый короткий день
года (День безделья), праздник середины зимы (в нач. февраля),
первой борозды, окончания сбора урожая и др. Проводились обряды
вызывания дождя и солнца. Устное нар. творчество двуязычно:
пословицы, поговорки, загадки, мифы, легенды, сказки, песни, плачи и
др. передавались на хваршинском и аварском языках. Издавна почти в
каждом селении были образованные люди, к-рые свободно владели араб.
яз. Сохранились домусульм. верования, связанные с тотемизмом,
культом предков, обожествлением объектов природы и её сил,
демонологич. представления.


ХЫНАЛЫГЦЫ, хиналугцы, каттиддур (самоназв.- "односельчане"), народ
в Азербайджане. Живут в высокогорном селе Хыналыг Кубинского р-на.
Числ. 2 тыс. чел. Часто объединяются с буду щами и крызами в
"шахдагскую" группу (от назв. горы Шахдаг, вблизи которой расселены
эти народы). По культуре близки азербайджанцам. Говорят на
хыналыгском (хиналугском) яз. лезгинской подгруппы
нахско-дагсстанской группы ссверокавказской семьи. Распространены
также азсрб. и рус. яз. Верующие - мусульмане-сунниты. X.- потомки
нас. древней Кавказской Албании. Первые упоминания о них в нисьм.
источниках относятся к 18 в. До 19 в. Хыналыг входил в состав
Шемахин-ского (со второй половины 18 в.- Кубинское) ханства. Традиц.
занятие - отгонное скотоводство (преим. овцеводство). В июне -
сентябре скот содержали на горных пастбищах вокруг Хыналыга, на зиму
перегоняли на равнину. Земледелие имело подсобное значение. Сеяли
ячмень, рожь, чечевицу, для посевов устраивали на горных склонах
террасы. В 1930-е гг. стали выращивать капусту и картофель. Ремесла
- изготовление шерстяных тканей (тал), вязаных шерстяных чулок
(джо-раб), одноцветных войлоков (кече), веревок из козьей шерсти.
Традиц. костюм X. сходен с азербайджанским. Характерен жен. головной
убор из пяти платков разных размеров и расцветок (обязательны белый
и красный цвета). Питание X. составляли в осн. молочные продукты:
сыр (из коровьего и овечьего молока), молоко, кислое молоко мацон.
Хлеб (квасной и пресный) выпекали из смеси ячменной и пшеничной
муки. Широко употребляли дикорастущую зелень. Праздничные блюда -
отвар-нос мясо и плов из риса и фасоли. Традиц. напитки - шербет
(вода с мёдом), чай из дикорастущих трав. В обществ, быту X. вплоть
до коллективизации были сильны пережитки патриархально-родовых
отношений (кровная месть, взаимопомощь, гостеприимство, колыбельный
сговор). Брак эндогамный в пределах родств. группы. Предпочитались
куэенные браки. Брак заключали по воле родителей, с выплатой выкупа-
скотом (баранами), рисом, реже - деньгами. Были приняты обычаи
избегания: в течение 2-3 лет невестка не разговаривала со свёкром,
со старшими братьями мужа, его дядьями по отцовской линии (со
свекровью сроки избегания были короче). Фольклор X. - на азерб. яз.
Праздновали мусульм. календарные праздники, поклонялись пирам
(могилы особо почитаемых жителей с. Хыналыг), существовали культ
огня, обряды вызывания дождя и солнца. Хыналыг - типичное горное
село с домами, располагающимися уступами. Жилище двухэтажное, из
камня на глиняном растворе. Плоская крыша имела земляной настил. Пол
обмазывали глиной, вместо окон устраивали небольшие отверстия без
стёкол. Второй этаж был жилой, имел песк. комнат (в т.ч. комнату для
гостей), норный предназначался для содержания скота. В жилом
помещении был открытый очаг (тунор), над к-рым устраивали
спетодымовое отверстие; имелись также камины
.

Просмотров: 2326 | Добавил: erzyany-rasyke | Рейтинг: 2.5/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Форма входа

» Календарь новостей
«  Октябрь-Ожоков 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

» Поиск

» Друзья сайта

» Статистика


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz