Мой сайт Четверг-Калоньчи, 25.04.2024, 07:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 374

Главная » 2007 » Октябрь-Ожоков » 25 » МИНЕК КЕДЬСЕ " ЭРЗЯНЬ МАСТОР" КУЛЯ ЛОПАСЬ У НАС В ГОСТЯХ ГАЗЕТА "ЭРЗЯНЬ МАСТОР-СТРАНА ЭРЗЯН"http://erzia.saransk.ru/index.php
МИНЕК КЕДЬСЕ " ЭРЗЯНЬ МАСТОР" КУЛЯ ЛОПАСЬ У НАС В ГОСТЯХ ГАЗЕТА "ЭРЗЯНЬ МАСТОР-СТРАНА ЭРЗЯН"http://erzia.saransk.ru/index.php
22:29

Открытое письмо прокурору Республики Мордовия,в редакцию газеты «Эрзянь Мастор»

,   

Заявление Прокурора Республики Мордовия о прекращении деятельности независимой общественно-политической газеты «Эрзянъ Мастор» в порядке ст.45 ГПК Российской Федерации, часть 3 ст.8 и ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 г. №114 («О противодействии экстремистской деятельности») абсолютно не соответствует положению дел в названной газете. Экстремистского тона в данной газете нет. Наоборот, газета выступает за развитие родного народа, за преподавание в школах эрзянского и мокшанского языков, за сохранение народных традиций, за развитие национального самосознания и патриотического духа молодежи. Газета пишет о тех ненормальных явлениях в республике, которые сложились еще в годы советской власти, когда национальному фактору культурно-общественной жизни должного значения не придавалось, родные языки вытеснялись из школ, доминировала идея единого советского народа.

Сегодня иные условия, иная политика. Но из-за косности, бездеятельности некоторых чиновников десятки, сотни тысяч школьников остаются без родного языка. Общеевропейский стандарт о преподавании 40% школьных предметов на родном языке не соблюдается. Это так почти во всех национальных республиках России. Прокуратурам этих республик, в том числе и Мордовии, следовало бы обратить внимание на факты нарушения прав человека обучаться на родном языке, в государственные учреждения, суды обращаться на родном языке. Это и было бы проявлением подлинной демократии, возвращением народа к собственному Я.

Еще большую дискриминацию испытывают сторонники народной религии, этнорелигии. Как и многие народы Среднего Поволжья эрзяне и мокшане тысячелетиями жили со своим Богом. Тому свидетельство сохранившиеся до нас религиозные праздники, ритуалы, моления. Поистине великий ритуал сумел сохранить эрзянский народ под названием Раськень Озкс. Этим только надо гордиться. Оно абсолютно не нуждается в политических выступлениях, рок-концертах, дискотеках. К сожалению, на народном молении этого года мы, представители соседних братских республик, стали очевидцами провокационных действий представителей власти по отношению ко всенародному молению. Разве об этом нельзя было писать газете «Эрзянъ Мастор»? Никто не станет отрицать, что в нашей стране свобода вероисповедания провозглашена Конституцией Российской Федерации. Такого же мнения и наш Президент В.В.Путин, который в своем выступлении в Чебоксарах в 2004г. говорил, что надо делать все, «чтобы люди могли в полном объеме культивировать свою религию, могли не только гордиться, а развивать народное искусство».

Прокуратуре Мордовии следовало бы наказать те лица, которые препятствовали нормальному проведению народного моления этого года.

Речь должна идти не о закрытии самой патриотической газеты Среднего Поволжья «Эрзянь Мастор», наоборот, о материальной и моральной поддержке, чтобы она еще лучше работала на консолидацию родного народа.

Мы, члены Координационного Центра Народной Веры Волго-Уральской Эйкумены, действия Прокуратуры и Судебных органов Республики Мордовия считаем ошибочными и просим прекратить преследование газеты «Эрзянь Мастор».

Фёдор Мадуров

Координатор (Верховный жрец)

Центра Народной Веры

Волго-Уральской Эйкумены

г.Чебоксары

Кибеч. МОЛИТВА.

Песнь мольбы и покаяния,

пер.с чувашского А.Тургиля, Шупашкар-Чебоксары, 2004

-------------------------------

О, Всевидящий наш Бог! От человека, не почитающего Тебя, не прислушивающегося к Тебе, можно ожидать что угодно. Он с легкостью, не задумываясь, может вытрясти душу человека, взрастившего его самого. Страшнее и ничтожнее этого ничего не бывает.

Люди, конечно, видят все это, знают, что от такого нет прока, каждый в глубине души осуждает его пороки, удивляется. Но людские слова до людей перестали доходить. Только Твоя Правда, только Твое Могущество способны всех поставить на свое место. Ты — Велик, Ты - Всесилен. Только в Тебя и веруем!

***

Чувашский Бог — справедливый Бог. В том, что мы, забыв про честь и достоинство, ударились в воровство и пьянство, наш Бог не виновен. Мы сами оказались исчадием ада: сердца стали источниками зла, головы — орудием врага. Нам и помочь невозможно, мы не понимаем и отталкиваем тех, кто нам протягивает руку помощи. Сторонимся мудрых и добрых людей. Нам стали ближе те, кто зло и жестоко плеткой понукает нами. Ибо мы не видели свободной и счастливой жизни. Нами сегодня управляют как марионетками, сшибают лбами друг с другом, мудрых и здравомыслящих сынов и дочерей чувашей стремятся разъединить любой ценой.

Отчуждающихся от себя чувашей и Бог не в силах помочь. Чтобы принять благоденствие, нужна человечность.

***

О, наш Бог! Почему нам выпала такая участь? Неужели наш грех пред Тобой так велик? Почему вовремя не заступился за нас?

Кто мы теперь? Всего лишь индивидуумы, способствующие увеличению численности других народов. Ежегодно чужакам «дарим» тысячи детей; вместо благодарности видим оскорбление и унижение тех патриотов, которые радеют за чувашей. Приняв иную веру, мы спасли другие народы от исчезновения.

Сколько бы мы ни питали своими соками корни родословного древа других народов, сами не иссякли, не опозорили свое имя, держались достойно. Удивительный мы народ, будучи донорами, все еще держимся. Но насколько нас хватит? Если будем жить в согласии с тобой, то знаю: век наш будет долгим. Но поймут ли это мои сородичи?

Этничность и правительство

Так получилось, что на этой неделе я несколько раз смотрел новости по дебилизору. Там моё внимание привлекли два любопытных эпизода.

Обычно о России, русских и других народах, населяющих Федерацию, говорят только в духе державно-»патриотического» бреда, мол, уважаемые россияне разных национальностей всегда готовы проголосовать «ЗА!» и показать кузькину мать всем врагам на внешнеполитической арене... А тут вдруг с удивлением увидел за короткий срок два сюжета (и один длинный - на пол выпуска), где внимание было, казалось бы, уделено собственно этнической культуре ряда народов, сохранивших её относительно живой и наименее искажённой. Долгий репортаж был посвящен большому фестивалю финно-угорской культуры, прошедшему на днях в Мордовии. Помимо российского президента на мероприятии присутствовали первые лица Финляндии и Венгрии (эстонцев, ясное дело, не было). На фестивале гостям демонстрировали, и довольно подробно, аспекты духовной и материальной культуры финно-угорских народов, которых в России проживает около двух десятков. На мой дилетантский в области этой культуры взгляд, на праздненстве вроде даже не было явного лубка (типа матрёшка-частушка). И кому-то может показаться, что данное мероприятие сугубо положительное. Я с этим категорически не согласен.

В телерепортаже были освещены в первую очередь перемещения высокопоставленных лиц, посещавших различные культурные объекты и мероприятия. Такой акцент в подаче материала навёл меня на в общем-то очевидную мысль: данное мероприятие являло собой не что иное, как показуху с внешнеполитическим подтекстом.

Показательно, что на фестивале была представлена и эстонская культура, и В.В.Путина засняли рядом с эстонским кузнецом. Как я думаю, задумка сего может состоять в том, чтобы показать российское государство «другом» финно-угорских народов и даже простых эстонцев в пику эстонскому правительству, которое русских гнобит.

В действительности ли правительство является таким «другом»? Совершенно очевидно, что оно является врагом всех этносов и этнических культур на территории РФ. Ведь подробнее PR-фестивали сохранению и развитию этнической культуры ни капли не способствуют. Они именно в силу своей официозности и принципу организации «сверху» не могут стать в благом деле никаким импульсом или толчком. Если там и была какая-то польза, то не благодаря, а вопреки общей задумке. Между тем, реальные, а не показательные, шаги государства совершенно антиэтничны: это и активное участие в капиталистической глобализации, означающей в культурном аспекте полную унификацию, тотальный Макдональдс, и своим взаимным покровительством «транснациональным» конфессиям, и насилием над Природой, и, наконец, своими антинародными неолиберальными реформами в социально-экономической сфере (посмотрю я, как мы с вами запоём на традиционном финно-угорском многоголосье, когда нас выселят из квартир, оставят без пенсий, бесплатного образования и медицины). Ведь логично, что плохо для носителей этнической культуры, то плохо и для этноса.

Данный эпизод, на мой взгляд, ярко демонстрирует какой может быть государственная «этничность» - поплясать с президентом перед камерами ради укрепления его престижа. Ни для кого не секрет, что этнические культуры существуют вовсе не за этим. Я счёл нужным написать об этом пару строк, чтобы обратить внимание на то, что «покровительство» правительства для этничности всегда носит лицемерный характер, да и лубком это в общем-то в силу поверхностности можно назвать.

Второй репортаж был и вовсе комичным. Это был репортаж из проходящего в эти дни на Селигере летнего лагеря одиозного движения «НАШИ!» Так вот там тоже высоким гостям показывали какие-то пантомимы «а-ля чукчи». Нутам был чистый лубок. Это, наверное, «наши» показали свой «антифашизм», а также то, что их зараза доползла до самых удалённых уголков РФ. И это при том, что «Наши» созданы для того, чтобы поддерживать все вышеперечисленные мерзости правительства.

Автор/источник:

Эколог-язычник-антифашист

Светское государство и религия

В ПОСЛЕДНЕЕ время идут острые споры по поводу Письма десяти академиков РАН, адресованного президенту России В. Путину. В нём учёные выражают беспокойство в связи со стремлением Русской православной церкви любыми путями проникать во все сферы общественной жизни, особенно в государственную школу. Я, педагог с 40-летним стажем, всецело поддерживаю это письмо и заочно подписываюсь под ним.

ЖИВЯ в республике, где для служителей церкви созданы идеальные условия, те негативные действия церкви, о которых идёт речь в письме, я обнаружил гораздо раньше. Ещё 11 лет назад в «Советской Чувашии» (17.06.1996 г.) я выступил против чрезмерного усердия РПЦ в республике. Пришлось выдержать немало нападок со стороны не только церковников, но и некоторых чиновников. Оказывается, власть и церковь действуют согласованно, хотя Конституция определяет Россию как светское государство: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 14).

Разумеется, освящение квартир, офисов, магазинов, транспортных средств - дело частное и добровольное. Что же касается учебных заведений и воинских частей, то это дело уже сугубо государственное.

Многие страны добились светского образования путём колоссальных усилий. Это сейчас считается главным достоянием школьного дела. Мы же допускаем слабинку и никак не можем сказать: пропаганде религии в школе не место!

Мы не должны сдавать мировоззренческие позиции учебных заведений. Детям нужны научно обоснованные знания о законах природы и общества, а не библейские сказания о сотворении мира. Путаница, внесённая в сознание в раннем возрасте, может послужить большим препятствием дальнейшему развитию личности.

РПЦ сегодня пустила в ход термин «православная культура». На самом делё это лишь ширма, за которой спрятана программа вероучения. Разумеется, школа не должна стоять в стороне от религиоведческих знаний. Но давать их должны только педагоги и только в старших классах. Богословы много говорят о духовности современного человека, отводя в ней главную роль церкви. Тем самым они сужают само понятие духовности, низводя его до религиозного сознания. Духовность есть высший уровень концентрации умственных и чувственных сил человека. Именно она делает личность смелой, свободной, более творческой.

И ещё. На детскую психику сильно влияет запугивание карающим, наказывающим Богом. Это самый излюбленный приём церковников. Я же совершенно иного мнения. Мне недавно исполнилось 70 лет. Жил и продолжаю жить с верой: мой Бог есть источник добра и только добра.

Руководителям учебных заведений, главам администраций, чиновникам надо бы быть более взыскательными к предложениям церковников.

Не надо забывать, что мы живём в светском государстве. Нам нужны не только церкви, но и театры, музеи, библиотеки, клубы... Нам нужна здоровая, активная, нравственно чистая и духовно богатая молодёжь, получившая глубокие научные знания. Попытка примирить науку и религию - дело бесперспективное. Вот почему я целиком на стороне авторов вышеназванного письма.

Анатолий Кибеч, писатель, кандидат педагогических наук,

Чебоксары, www.AIF21.СBX.ru

Православная культура или идеология тоталитаризма?

«В 1742 году Лука Конашевич ночью устроил пожар в здании духовной семинарии, который перекинулся на архиерейский дом в Казанском кремле и на Собор, оттуда на церкви и монастыри, расположенные в центре города. А вот Татарская слобода не сгорела. Выдав эту свою провокацию как татарских рук дело, Лука Конашевич донес императрице Елизавете. Та не стала доискиваться до истинных причин пожара. 19 ноября 1742 года она подписала Указ о разрушении всех мечетей на территории Казанской губернии и недопущении возведения новых. Выполняя этот Указ, миссионер-палач Лука Конашевич в течение двух лет разрушил 418 мечетей в Казанском уезде из 536 имевшихся «История Татарии в документах и материалах». М.1937г.).

Правда, русские историки пытаются войну против татар Поволжья преподнести как войну не религиозную, но, как видим, факты говорят об обратном. Насилие московских властей и православных миссионеров вынуждало татар на восстания, которые жестоко подавлялись московскими регулярными войсками. Палачи русского генерала Урусова 25 августа 1740 года согнали 6 тысяч плененных повстанцев, женщин и детей в низину возле Оренбурга, где 5 повстанцев посадили на кол, 11 человек повесили за ребро, 21 одному мятежнику отрубили головы, 85 человек повесили на виселицах. Людей, наблюдавших такой вандализм, погнали дальше, в Сакмарскую крепость, и там на их глазах казнили ещё 170 человек. Здесь же 301 повстанцу отрезали языки, уши, вырвали ноздри. Детей и жен казненных роздали в рабство русским. Только в промежутке от июня до сентября в Уфимской провинции карателями Урусова было сожжено 725 деревень, отобрано 5298 коней, 5736 коров. Палачи генерала Соймонова в Уфимской провинции убили на полях битв 3665 повстанцев, затем казнили 404 человека, отправили 802 человека на каторгу, роздали в рабство русским 3026 женщин и детей. Солдаты этого русского генерала отобрали в волостях провинции 6870 коней, добра местного населения на сумму 9529 рублей золотом. Ими было предано огню 343 деревни, 3220 усадеб («Очерки по истории Баш. АССР»). С целью активизации крещения поволжских народов императрица и Сенат 22 июня и 28 сентября 1743 года, 4 февраля 1744 года выпустили дополнительные Указы, в которых повелевалось о строительстве церквей в мусульманских селах, где имелись хотя бы несколько новокрещеных; о выселении некрещеных из деревень, где появились новокрещеные; о предоставлении различных льгот крещеным. Сенат своим указом от 11 марта 1747 года подушную подать с 31184 новокрещеных Уфимского и Свияжского уездов переложил на плечи 241338 некрещеных поволжских людей. За период с 1731 по 1762 год в Казанской губернии было крещено 269213 черемис, удмуртов, мордвы, чувашей и, в том числе, 3670 татар. Как видно, мусульмане не очень то хотели признавать Троицу, иконы, поклонение мощам, фрагментам одежды святых и саму РПЦ с её внешней роскошью, но с тоталитарными порядками взамен истинному единобожию. (газета «Звезда Поволжья», 13 сентября 2007).

Гамиль Камалетдинов, Рафис Кашапов, Республика Татарстан,город Набережные Челны

http://img519.imaqeshack.us/imq519/2065/14kb1.ipq

ВЛАДИМИР I –«КАГАН ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Крещению Руси – 1015 лет

-------------------------------------------

«Раскачка такая пойдет, какой мир не видел.

Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам…»

Ф.М. Достоевский «Бесы».

В учебниках неоднократно повторяются, что Владимир «сын рабыни», хотя в летописи ни слова об этом не сказано. Как «сын рабыни» мог стать князем? Это нелепица! Сын рабыни всегда раб –это закон.

Исследователи В.Емельянов и А. Добровольский, считают, что Владимир не «сын рабыни», а равинич (рабичич), т. е. потомок раввина. И действительно, Малуша-ласкательное имя от имени Малка (не путать со славянским именем «Малуша»- (маленькая)). Малк (Мелех) на иврите «царь»,»Малка» - царица. «Путеводитель по еврейской генеалогии» («Нью-Йорк, 1977) приводит имя Малка и производит от него фамилии Малкин, Малкинд и т.д.

Отец Малуши был равв (рабб) (т.е. раввин) Малк Любечанин. Дело в том, что Любеч до 882 г. находился в зависимости от иудейского Хазарского Каганата. В Любече жило много иудеев-ростовщиков. В882 г. князь Олег Вещий освободил Любеч от Хазар,но иудеи проникли на службу к Олегу. Пристроилась и Малка, да не куда-нибудь, а казначейшей (ключницей).

Владимир, за особую нелюбовь к нему Святослава еще в детстве, был назначен князем Новгорода. Святослав не любил новгородцев за их торгашеский дух и, отпуская к ним Владимира, сказал: «Возьмите его, по вас и князь!»Воспитывал Владимира Добрыня, брат Малки. Его настоящее имя Дабран (по-русски: «краснобай»). Ввиду близкого созвучия со славянским именем Добрыня, сына раввина Малки кликали Добрыней (к былинному Добрыне Никитичу он никакого отношения не имеет). Малка была ключницей, а Дабран, согласно былине, тоже пошел по торговой части: «… три года жил Добрынюшка да ключником, золотой да казны жил учетчиком». Вот почему Владимира называли робичичем( сравни фамилии Рабич, Рабинович и т.д.)

Также следует обратить внимание на каганский титул Владимира (известный монаху Иакову). Это титул хазарского происхождения. Митрополит Илларион в «Слове о законе и благодати» называет Владимира «каган земли Русской» («каган» - глава иудейского Хазарского государства). Теперь рассмотри «славные деяния» сего робочича.

Убил своего брата Ярополка, законного государя, и сел на его престол. В 980 г. начал перестройку славянства. По сведениям скандинавских саг, первый (!) стал приносить кровавые жертвы, в том числе человеческие. «И осквернися кровьми земля Руска и холмъ отъ» (НЛ. с.57). Тем самым Владимир нарочно стремился исказить светоотеческую веру, отвратить от неё народ, чтобы христианство стало выглядеть более привлекательным.

Владимир имел шесть жён: Анна, Аделья, Малфрида, Олова, Рогнеда, Юлия. Причём, Юлию он взял беременную от Ярополка, лишь «ради красоты ея». Кроме того, содержал 800 наложениц (300 в Вышегороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове). «И был он ненасытен в блуде, приводил к себе и замужних жен и растлял девиц… Этот же (Владимир) был невежда, а под конец обрёл спасение» (ПСРЛ. т. I. в.I). «31 июля 990, в четверг князь Владимир обратился ко всему языческому населению Киева с требованием выйти на следующий день на берег Почайны для свершения обряда крещения. Он недвусмысленно заявил киевлянам-язычникам, что все отказавшиеся креститься будут рассматриваться им как его личные враги… Практика показала, что заставить широкие массы креститься можно лишь под угрозой применения к ним репрессий» (Рапов О.И., Русская церковь… с.250).

Таким образом, в пятницу, 1-го августа 990 года святой (?!) Владимир «Красное солнышко» начал гражданскую войну. Владимир «… повеле рубити церкви и поставляти по местомъ, идеже стояху кумири; и постави церковь святого Василья на холме, идеже стояше кумиръ Перунъ и прочии» (на этом месте несколько раз пытались возвести церкви, но до сих пор там пустое место). Воевал Владимир в основном только со своими подданными. Он развалил Русь Святослава, владения которого простирались от Каспийского моря до Болгарии, укрепил оборону Византии (злейшего врага Руси) и даже послал 6000 отряд на помощь императору. Владимир уничтожил обычаи славян, духовные ценности волхвов, хранителей народной мудрости. Людей, не желавших креститься, Владимир сгонял на окраины Руси – копать рвы и строить крепости. Освободившиеся от коренных жителей земли заселил кочевыми племенами торков, чёрных клобуков и берендеев. Ввёл смертную казнь «за разбой», т.е. казнил восставших против христианского чужебесия. Русь крестили в кровавой купели, освещаемой отблеском пожарищ. Вместе с запахом гари потянуло гнилым душком.

Владимир щедро раздавал лучшие славянские земли греческим попам. Превратил Киев в «Новый Иерусалим», за что и был посмертно награждён почетным званием «святой». Перед смертью раздал Русь своим сыновьям, превратив её в двухсотлетнее поле боя «княжеских усобиц» и «обид».

В.Щапов, п.Сосновоборск, Пензенская обл.

ТАМБОВ - ТОМБАВОМС ?

с.Тамбов - томбавомс (ушибиться), томбав-

темс суро (попросить истолочь просо)

с.Мезинец – мезень (какой?)

с.Суздалька – сузов (сучковатый)

с.р. Шушпан – шушмо (сугроб),

шушпан (верхняя женская одежда)

р.с. Верда – верде (сверху)

р.Вишневка – вешнемка (поиск),

викшнемс (вышивать)

с.р. Иловай – илев (прут)

с.р. Ржавец - ?

с.Ларгино – ларь (ларь)

с.Ситовка – ситав (лук для стрельбы)

с.Елань – ёланя (гибкий)

с.Каньшино – канжамо (голень)

с.Сурчино – суро (просо)

с.Мосоловка – мотолока (большой кусок)

с.Казансоке – каземс (подарить)

с.р. Ломович – ламо (много)

с.Питим – пидемс (варить)

р.Шача - шечей (селезенка),

шачомс (родиться)

с.Тюнино – тюниха (небылица)

р.Разазовка – раздезь (рваный)

с.Алкужы – ал (яйцо) кужо (поляна),

может от алкине (нижняя)

р.Цна – цицина (жердь по

которой вьётся хмель)

р.Парля – паролдо (с лицевой стороны)

р.с. Пичаевка - пиче (сосна)

с.Карели – карёлго (папоротник),

карь (лапоть)

с.Базево – баснемс – басямс (беседовать)

с.р. Кашма – каштом (печь),кашт (тишина)

р.Моршевка – морсемс (петь)

г.Моршанск – морамс (петь)

с.Вяжли – вежляв (бойкий),

веженсь (младший)

с.Таракса – таркасо (вместо), тарад (ветвь)

оз.Инява – старшая женщина

с.Ростоши – ?

с.Отяссы – отяндемс (молиться, умываться)

р.Керша – кершамс (связать),керш (вправо)

р.Нигляй – неке (эта же), ляй (река – мокш.)

с.Пичиинка – пиче (сосна)

с.Байловка – бай дюжо (благополучно) ?

р.Турусовка – тусто (густой) ? турушка (носик

чайника)

с.Коршуновка – коршамс (есть), корш(сова)

оз.Мазирка – мазя (мелкий, неглубокий)

с.Бадин угол – бадия (бадья)

с.Гурово – гурсо (хорошо гореть),

гурять (прятаться)

с.Кутли – кутёлка (березовая серёжка),

кутялки (вскачь)

с.Мошкова Поляна – мошавкс

(места покрытые мхом)

ур.Зуевка – зуйнема (гул, дрож)

с.Ранино – рангиця (плачущий, кричащий)

р.Чернава – черне (волосок)

с.Кувязево – куваз (квас), куво (корка)

с.Ярок – яр (крутой берег)

с.Стар.Казинка – казема (одаривание)

с.Турмасово – турмоскадомс (набухнуть)

с.Харино – гарец (подать за помол зерна)

р.Изовка – изамс (бороновать)

с.Перкино – перька (около)

с.Карница – карне (лапоток)

с.Виник ляй – венемс (растянуться),

ляй (мокш.река)

с.Тулиновка – тулыне (колышек)

с.р.Ляда – ледевкс (покос)

с.Перикса –перякшномс – перямс

(ворожить)

с.Тригулей – триця (кормилец), лей (река)

с.Епанчино – ?

с.Мановищи – манявозь (ошибочно)

с.Машково – маштовомс (уменьшаться)

р.Сурена – суре (нить)

с.Терское – терть (путы)

с.Юрловка – юр (корень)

с.Чибизовка – чи (день), бизнемс (жужжать)?

с.Чегловка – чевге (калина)

с.Самовец – само (приезд)

с.Стеньшино – стявомс (поставить)

с.Майнево – майсевемс (мучиться)

р.Мазовка – мазы (красота)

с.р. Сурава – суро (просо), сур (палец)

с.Куксово – кукся (вздох)

с.Пихтеляй – печтямс (переправиться),

пивтемс (пахтать), ляй (мокш.река)

р.Талинка - талика (часть)

р.с.Криуша – кривушка

(треугольные пирожки)

с.Голдымское – голдоромс (болтать)

р.Пишляйка – пиштевтемс (нуждаться),

ляй (река – мокш.)

г.Мичуринск – мичкерь (косо)

с.Тынково – тенькаемс (стучать)

с. Шкарино – шкамс – трямс (воспитывать)

с.Тафино – тавода (половодье)

с.р.Избердей – изамо (борона)

с.Шехмань – шешкемс (вытоптать)

с.Вельямитовка – велямс (кружиться)

р.Матыра – матямс (торопливо),

с.Мещеряки – масторонь (земляки)

с.Рязанки – эрзянь

с.Карякино – карямо (обувание)

с.Тулиновка – туляка (поросёнок)

р.с. Чамлык – чамомс (опустеть), чама (лицо)

с.Шульгино – шульга (левша)

с.Майнево – майсема (мучение)

ур.Булынка – буль (бурьян)

р.с. Эксталь – экшелгадома (проветривание)

с.Бокино – бокасо (в стороне)

урочище урюпино – урямо

(кустарниковая ива)

с.Елагино – ёлганя (гибкий)

с.Кондауровка – кондямо(подобно),ур(белка)

с.Ахтырка – аштемс (гостить)

с.Корцево – корька (деревянный ковш)

с.Пады – пандо (холм).

с.Юматово – юмо? ёматомс (скрыться)

р.Нару Тамбов – нар (трава, дернина)

с.Чичерино – чи (светлый), черь (волос)

с.Аносово – анокставкс (заготовка)

с.Усть-Кензарь – кенерезь (спелый)

Продолжение в следующем номере

Пегарень Дёко, Воронеж ёнкс

Фолк-группа из Мордовии стала победителем музыкального конкурса в Швеции

Фолк-арт группа из Мордовии «Морденс» стала победителем регионального отборочного конкурса песни в шведском городе Пайала, сообщает музыкальная редакция шведского радио.

В конкурсе участвовали группы и солисты, исполнявшие песни на языках этнических меньшинств стран Балтийского моря, Скандинавии и Карелии.

Зрителям программы представилась возможность услышать джазовые композиции на иврите, баллады на шведско-финнском, эрзянские народные мелодии, цыганские мотивы.

Завершившееся в Швеции состязание стало отборочным и группа-победитель из Мордовии «Морденс» представит регион на европейском конкурсе песни Liet lavlut, который пройдет в 2008 году в одной из нидерландских провинций во Фрисланде (Friesland).

Источник: РИА «Новости- Приволжский округ»

Слугина Марина. Стихть.

КИЗЭНЬ ВЕ

Модань кияксось нилизе чинть,

Зепстэ таргизе нусманя ковонть,

Окойники матравтызе псинть,

Почодызе менельс сиянь кснавонть.

Шожда ялткесь канды экше синсть,

Цеця чине сравтни пулонзо.

Кадозь тевтнес весь керизе кинть...

Мазый тюстнэнь арты раужосо.

*********************

СЁКСЕНЬ ВАЙГЕЛЬ

Пижакали тюрьган вармась,

Чамас лопат сельгени,

Сёксесь авардеме кармась

Чамаварчамот тейни.

Келя, тия ютатадо,

Варштатадо эсь прянк лангс,

Бути мольтядо комадо,

Бути мештьсэнк стака канст.

Ансяк мень тень эйстэ лезэ?

Мезть кунсоломс сёксень мельть?

Алон начко рудаз — пезнат,

Велькссэнь — потмура менель.

****************

СЁКСЕНЬ ОНТ

Ледстнян тедедень сёксень самонть:

Пужозь цецят ды шожда онт,

Конатнень эйсэ стувтозь ламо,

Ансяк а стувтомс эйсэст тонь.

Тон соват састо, шождынестэ,

Онозон ливтят нимилявкс.

Кодамо валдо моли эйстэть!

Вень тешттне кучсть тень ёвксонь ставкс.

Лексемат велькссэнь ванькс ды экше,

Меленек валозь мартот вейс...

Ансяк валскестэнть ёртат лекше

Монь сыргозиця пси седейс.

Ды ськамочись икеле ладсо

Валскестэ саезь чокшнес сы.

Оймавтан прям кемемань арцтсо —

Паряк, телесь ризкеэм паньсы.

Телень ошось, сиякс цитниця,

Паряк, а мельсэ васттанзат;

Натой ашо ловось, виздицясь,

Кельместэ тонь ледстятанзат.

журнал "Сятко", 2007, 9 №




Просмотров: 2260 | Добавил: erzyany-rasyke | Рейтинг: 3.5/4 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Форма входа

» Календарь новостей
«  Октябрь-Ожоков 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

» Поиск

» Друзья сайта

» Статистика


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz